Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа
В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..
8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..
8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………
10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..
26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..
44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………
60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности …………………….. |
8 |
1.1.Некоторые аспекты
истории формирования |
8 |
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ………………………………… |
10 |
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ……………………………………….. |
26 |
2.1. Понятие и формы
монополистической |
26 |
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ………….. |
35 |
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ………………………………………………….. |
44 |
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)………………………………………… |
60 |
Заключение…………………………………………………… |
76 |
Список использованной литературы…………………………………... |
82 |
Введение
Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ1, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ 2(статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3, далее — Закон о конкуренции; «О рекламе» (от 18 июля 2006 г.); «О естественных монополиях»4; «О защите прав потребителей»5; а также ряда нормативных актов разной юридической силы.
Актуальность данной темы, в современной России, заключается в том, что конкурентное законодательство в нашей стране имеет «дикий характер», и для преодоления данной проблемы необходимо ее всестороннее анализирование.
В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые
аспекты истории формирования
конкурентного законодательства в России;
- современное
правовое регулирование конкуренции и ограничение
монополистической деятельности в РФ;
- понятие, формы
- понятие и формы монополистической
деятельности;
- ограничение монополистической деятельности в России;
- ответственность за нарушение
антимонопольного законодательства
в РФ
- сравнительно-правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: сравнительно-правовой, логический, системный, формальный.
Наше исследование
базируются на следующих
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых и практиков как: Серебровский В.И., А. П. Сергеев, В.В.Безвах, В.К.Пучинский, А.Г.Калпина, А.И.Масляева, Г.Ф.Шершеневича, Следь Ю.Н., Мартыненко Г.Д. , Шайхудинов Е.Н., Варламова А.Н., Захаров А.Н., Тотьев.К.Ю., Getting H.-P.и другие.
Эмпирическую основу исследования составили материал опубликованной судебной практики Постановления Конституционного суда РФ, Пленума Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ.
Дипломная работа состоит из введения, основной части включающей в себя 3 главы, заключения и списка использованной литературы. План работы помогает достичь поставленной цели
Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы, добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибыли; покупатели — более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.
В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.
При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить.
На современном этапе развития России эффективное предупреждение и пресечение незаконных монополистических действий, и ограничение конкуренции является не только правовой, но и важной экономической и общественно-политической задачей. Поясним данный тезис.
При смене экономического уклада и политического строя в нашей стране на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века один из главных и наиболее серьезных аргументов в пользу перемен сводился к следующему. Административная экономика, жестко управляемая из единого центра, не способна адекватно реагировать на разнообразные и быстро меняющиеся потребности общества в сфере потребления различных товаров и услуг. Потому вопрос, что и сколько производить на каждом из предприятий огромной страны, решал, в конечном счете административный орган — Госплан СССР. И принятый план развития народного хозяйства на год или на пятилетку был законом, который подлежал непременному исполнению. Такой порядок порождал диктат производителя.
А между тем при разумной организации экономики производитель должен быть заинтересован в потребителе. Для этого необходимо экономику децентрализовать и широко внедрять рыночные механизмы, вводить частную собственность на средства производства. Тогда заинтересованные в получении дохода производители будут ориентироваться на запросы потребителя, производить такие товары и услуги, которые пользуются спросом, и в том объеме, в котором они востребованы. Кроме того, независимые производители станут конкурировать между собой, привлекая потребителя более высоким качеством товаров и услуг, выгодными условиями, низкой ценой. А это в итоге будет способствовать значительному повышению производительности труда — задачи, с которой не смогла справиться советская экономика 80-х годов прошлого века.
Однако конкуренция
в экономике порождает
Конституция РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Не случайно Президент России В. Путин в Посланиях к парламенту и в иных выступлениях неоднократно указывал на необходимость создания равных условий для конкуренции в различных сегментах экономики. Это, по мысли Президента, является важным условием для выполнения стратегической задачи — удвоение валового национального продукта и качественного улучшения жизни рядовых граждан.
Успешные антимонопольная политика государства и пресечение недобросовестной конкуренции предполагают эффективную уголовно-правовую охрану соответствующих общественных отношений.
В современной развивающейся России, существует много проблем, одна из них это вопрос конкуренции и ограничения монополистической деятельности. По мнению автора, раскрыв и поняв эту тему мы вместе можем проникнуться этой проблемой, и может быть попробуем найти конструктивные выходы из нее.
1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности
1.1. Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России
Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.
На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство. К его источникам относятся: Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию; Гражданский кодекс Российской Федерации, который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Весьма интересна история становления антимонопольного законодательства, знания которой труднее принять Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).
Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.).
В июле 1991г. был создан
Государственный комитет Россий
Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения.
С этого момента начался второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. При этом понятие «поддержка конкуренции» трактуется в Конституции РФ в соответствии с Законом о конкуренции 1991 г. Таким образом, закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка.
Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового ГК РФ. Так, часть 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ6 не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 г.
Четвертый этап — создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 г. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»).
Обеспечение интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами в связи с отменой монополии внешней торговли, либерализация экспортно-импортной деятельности.
Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ