Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 02:29, дипломная работа

Краткое описание

В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..

8
1.1.Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России ……………………………………………..

8
1.2. Современное правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ…………………………………


10
Глава 2. общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ………………………………………..

26
2.1. Понятие и формы монополистической деятельности ……………...
26
2.2. Ограничение монополистической деятельности в РФ…………..
35
2.3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в РФ…………………………………………………..

44
Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………


60
Заключение…………………………………………………………………
76
Список использованной литературы…………………………………...
82

Вложенные файлы: 1 файл

АКТУАЛНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)



 

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Общие  положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности ……………………..

 

8

1.1.Некоторые аспекты  истории формирования конкурентного  законодательства в России    ……………………………………………..                                                                               

 

8

1.2. Современное правовое  регулирование конкуренции и  ограничение монополистической  деятельности в РФ…………………………………

                                            

 

10

Глава 2. общая  характеристика монополистической  деятельности и проблемы её ограничения  РФ………………………………………..

 

26

2.1.  Понятие и формы  монополистической деятельности  ……………...                    

26

2.2.  Ограничение монополистической  деятельности   в   РФ…………..

35

2.3.  Ответственность  за нарушение антимонопольного  законодательства   в РФ…………………………………………………..

 

44

Глава 3. Сравнительно – правовая характеристика правового  регулирования недобросовестной конкуренции  в России и за рубежом (на примере Франции)…………………………………………

 

 

60

Заключение…………………………………………………………………

76

Список использованной литературы…………………………………...

82


 

 

 

 

Введение

 

Конкуренция является ведущей  характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется коммерческая деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности. Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе статьи 8 Конституции РФ1, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ 2(статьи 10, 57, 1033), специальных антимонопольных законов: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»3, далее — Закон о конкуренции; «О рекламе» (от 18 июля 2006 г.); «О естественных монополиях»4; «О защите прав потребителей»5; а также ряда нормативных актов разной юридической силы.

      Актуальность данной темы, в современной России, заключается в том, что конкурентное законодательство в нашей стране имеет «дикий характер», и для преодоления данной проблемы необходимо ее всестороннее анализирование.

     В процессе подготовки и написания данной дипломной работы автор поставил перед собой следующую основную цель – исследование и анализ проблем зашиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Для достижения указанной  цели автором были поставлены следующие  задачи:

- общие положения об институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

-    некоторые  аспекты истории формирования  конкурентного законодательства в России;                                                                                                                               

-  современное  правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности в РФ;                                                                              

-  понятие, формы монополистической  деятельности, и ее ограничение  в РФ;

-  понятие и формы монополистической деятельности;                    

-  ограничение монополистической деятельности   в   России;                                  

-  ответственность за нарушение антимонопольного законодательства   в РФ                                                                                      

- сравнительно-правовая характеристика правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом (на примере Франции)

  Методологическую основу исследования составляют следующие методы: сравнительно-правовой, логический, системный, формальный.

  Наше исследование  базируются на следующих положениях  и выводах: гражданское право,  предпринимательское право, коммерческое  право, договорное право.

  Теоретическую основу  исследования составили труды  таких ученых и практиков как: Серебровский В.И., А. П. Сергеев, В.В.Безвах, В.К.Пучинский, А.Г.Калпина, А.И.Масляева, Г.Ф.Шершеневича, Следь Ю.Н., Мартыненко Г.Д. , Шайхудинов Е.Н., Варламова А.Н., Захаров А.Н., Тотьев.К.Ю., Getting H.-P.и другие.

  Эмпирическую основу исследования составили материал опубликованной судебной практики Постановления Конституционного суда РФ, Пленума Верховного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ.

  Дипломная работа состоит из введения, основной части включающей в себя 3 главы, заключения и списка использованной литературы. План работы помогает достичь поставленной цели

  Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы, добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы — более высокой прибыли; покупатели — более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

В этом неформальном определении  понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.

При монополии на рынке  один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение: какое количество товаров по данной цене он может купить.

На современном этапе развития России эффективное предупреждение и пресечение незаконных монополистических действий, и ограничение конкуренции является не только правовой, но и важной экономической и общественно-политической задачей. Поясним данный тезис.

При смене экономического уклада и политического строя в нашей стране на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века один из главных и наиболее серьезных аргументов в пользу перемен сводился к следующему. Административная экономика, жестко управляемая из единого центра, не способна адекватно реагировать на разнообразные и быстро меняющиеся потребности общества в сфере потребления различных товаров и услуг. Потому вопрос, что и сколько производить на каждом из предприятий огромной страны, решал, в конечном счете административный орган — Госплан СССР. И принятый план развития народного хозяйства на год или на пятилетку был законом, который подлежал непременному исполнению. Такой порядок порождал диктат производителя.

А между тем при  разумной организации экономики производитель должен быть заинтересован в потребителе. Для этого необходимо экономику децентрализовать и широко внедрять рыночные механизмы, вводить частную собственность на средства производства. Тогда заинтересованные в получении дохода производители будут ориентироваться на запросы потребителя, производить такие товары и услуги, которые пользуются спросом, и в том объеме, в котором они востребованы. Кроме того, независимые производители станут конкурировать между собой, привлекая потребителя более высоким качеством товаров и услуг, выгодными условиями, низкой ценой. А это в итоге будет способствовать значительному повышению производительности труда — задачи, с которой не смогла справиться советская экономика 80-х годов прошлого века.

Однако конкуренция  в экономике порождает образование  монополий, которые ограничивают конкуренцию, подавляя конкурентов (выживает сильнейший). Зависимость производителей от потребителя сменяется диктатом производителя-монополиста, который произвольно решает, какие товары и в каком объеме производить и по какой цене их продавать, ориентируясь главным образом на свои интересы. А в таких условиях развитие производства, улучшение качества товаров, расширение их ассортимента интересам монополиста не отвечает, так как все это влечет (по крайней мере, первоначально) дополнительные затраты монополиста, а увеличить доходы можно более простым путем — повышая цены. Как результат в монополизированных отраслях, а затем и в экономике в целом наступает застой. Поэтому рыночное хозяйство без антимонопольного регулирования не способно оправдать возлагаемые на него надежды.

Конституция РФ не допускает  экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Не случайно Президент  России В. Путин в Посланиях к  парламенту и в иных выступлениях неоднократно указывал на необходимость создания равных условий для конкуренции в различных сегментах экономики. Это, по мысли Президента, является важным условием для выполнения стратегической задачи — удвоение валового национального продукта и качественного улучшения жизни рядовых граждан.

Успешные антимонопольная  политика государства и пресечение недобросовестной конкуренции предполагают эффективную уголовно-правовую охрану соответствующих общественных отношений.

В современной развивающейся  России, существует много проблем, одна из них  это вопрос  конкуренции  и ограничения монополистической деятельности. По мнению автора, раскрыв и поняв эту тему мы вместе можем проникнуться этой проблемой, и может быть попробуем найти конструктивные выходы из нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения об  институте конкуренции и ограничение монополистической деятельности

 

1.1. Некоторые аспекты истории формирования конкурентного законодательства в России

 

Основными целями антимонопольной  политики государства являются: формирование единого экономического и правового  пространства, обеспечение экономической  свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках.

На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство. К его источникам относятся: Конституция Российской Федерации, которая гарантирует единство экономического пространства, свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности  и не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию, недобросовестную конкуренцию; Гражданский кодекс Российской Федерации, который не допускает действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Весьма интересна история  становления антимонопольного законодательства, знания которой труднее принять Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Начальным этапом российского конкурентного законодательства был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.).

В июле 1991г. был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже — Государственный антимонопольный комитет, в 2003 г. — Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (ФАС России).

Накопленный опыт расследования дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения.

С этого момента начался  второй этап — формирование конституционных  основ конкурентного законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. При этом понятие «поддержка конкуренции» трактуется в Конституции РФ в соответствии с Законом о конкуренции 1991 г. Таким образом, закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка.

Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового ГК РФ. Так, часть 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ6 не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 г.

Четвертый этап — создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 г. Ценовое регулирование деятельности  хозяйствующих субъектов доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»).

Обеспечение интересов  российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами в связи с отменой монополии внешней торговли, либерализация экспортно-импортной деятельности.

Информация о работе Общая характеристика монополистической деятельности и проблемы её ограничения РФ