Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:29, курсовая работа
К тому же можно сказать, что с некоторого времени в нашей стране позитива стало очень мало: любят больше критиковать всех и все. Нам не нравилось и досоветское время, и советское, а теперь не нравится и постсоветское время. Мы критикуем американцев, хвалим китайцев, а иногда наоборот.
Справедливое или правовое государство – это может еще долгое время не являться конкретной реальностью, например, по отношению к России, Китаю и т.д., но вряд ли будет правильным отнести все это к числу только нереализуемых мечтаний, если речь пойдет о Германии, Испании и некоторых других, уже продвинутых в этом отношении государств.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Состояние разработанности теории правового государства 6
1.2. Понятие и сущность правового государства 21
1.3. Принципы правового государства 29
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЮ РЕАЛЬНОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 34
2.1. Правовое государство, гражданское общество - к новому менталитету государствоорганизованного народа 34
2.2. Конституционное мышление – одно из условий перехода к правовому государству 39
ГЛАВА 3. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 46
3.1. Обеспечение прав и свобод человека - верховная функция правового государства 46
3.2. Переход к правовому государству – реальная задача для России 52
3.3. Правовое государство и глобальный мир 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Наши исследования показывают не только возможность, но и жизненную необходимость подключения научных изысканий к выявлению и показу именно материальной (сущностно-содержательной) стороны проявления правового государства.
2. Соответственно
названной выше причине в
Все исследования проблем правового государства в отечественной юридической науке постсоветского периода свелись к выявлению особенностей «связывания» государства правом: правовым ли законом «связать» государства или еще каким-то другим, т.е. исследования велись в направлении выявления формальных признаков проявления правового государства. В то же время проблемы взаимодействия государства и общества (гражданского общества), а отсюда выявления путей и возможностей сдерживания излишней (не соответствующей интересам общества) деятельности государства институтами гражданского общества остались вне изысканий со стороны представителей нашей науки. Здесь не был учтен и зарубежный опыт, где проявление правового государства рассматривались в двух состояниях: в формальном смысле - законностью государства, в материальном смысле - как государство справедливости⁄[2]
3. В отечественной
юридической науке
С отвержением марксистко-ленинской идеологии, где изысканиями К. Маркса и В.И. Ленина было сформулировано понятие о сущности государства (но были допущены существенные изъяны в процессе реализации его в советской практике) к исследованию сущности государства в постсоветской России мало кто обращается. Ведь по К. Марксу «существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях».[3] В.И. Ленин также сущность государства сводил к выделившемуся из общества особому разряду людей, который управляет другими людьми и в этих целях владеет аппаратом принуждения.[4] Но К. Маркс и В.И. Ленин выход из этой ситуации видели не в правовом государстве, а в передаче государства в руки пролетариата. Но пролетариат, так же не вооружившись идеями и положениями правового государства, создал такой аппарат власти, который не будучи связанным никакими законами довел дело до произвола и репрессий.
Таким образом, ни марксизм-ленинизм, ни последующая общественно-политическая наука в нашей стране по достоинству не оценили идеи и положения правового государства. Между тем, возникновение идей и положений о правовом государстве, особенно их восприятие в различных странах в ХХ веке, по своему значению для критического осмысления сложившихся общественно-политических отношений, сравнимо с влиянием на организацию общественной жизни людей последствий Великой Французской революции. Ведь она также в свое время была подготовлена все более активизирующейся общественно-политической мыслью, как реакция на кризис государственно-правовой системы, основанной на режиме единоначалия, деспотизма. Великая Французская революция вызвала к жизни столько новых государственно-правовых открытий, которых хватило на значительное оздоровление государственно-правовых институтов во всем цивилизованном мире в течение последующих столетий.
Однако в последующих условиях выяснилось, что открытия Великой Французской революции о правах и свободах человека нуждались и нуждаются в надежном их оформлении государственно-правовыми механизмами и общественным контролем над деятельностью политической власти. В значительной мере именно эти потребности вызвали к жизни идей и положений правового государства, формирование и реальная деятельность которого явилось и выступает новой вехой в истории развития общественно- политической и правовой мысли XX и XXI веков.
Находка человечеством идей и положений правового государства, действительно, перевернула представления людей в некоторых передовых странах о сущности государства и права: государство по своей сущности остается институтом власти, т.е. принуждения при необходимости, но оно становится полностью подконтрольным гражданскому обществу и свою власть использует только для того, чтобы обеспечить соблюдение права, его верховенство в обществе. Право же, оставаясь выражением воли гражданского общества, становится единственным верховным и универсальным средством в руках государства, обеспечивающего естественные права и свободы человека на жизнь, имущества и безопасность.
4. Идея правового государства всей своей силой и значимостью была направлена на радикальное изменение основ общественно-политического устройства стран, сложившихся к Новейшему времени. Главным образом идея правового государства является новой идей, способной поколебать представление о государстве как надобщественного явления.
Правовое государство было вызвано к общественной жизни именно необходимостью поставить деятельность государства под контроль общества, чтобы гражданское общество и учреждаемое им государство управляли дальнейшем развитием человечества на основе разума, обеспечения гармонии с природой, признавая и защищая естественные права и свободы человека.
Только правовое государство оптимально поможет людям во всех сферах их общественной деятельности. В любом случае, уже на сегодня ясно, что именно правовое государство лучше, чем иные типы государств, опробованных в мировой практике, соответствует объективной необходимости организовать жизнь людей на основе верховенства права, в условиях обеспечения подлинной законности. Поэтому, если мы хотим, чтобы демократические институты функционировали, права и свободы человека государством признавались и обеспечивались, то мы не можем не принять к реализации идей и принципов правового государства.
Правовое государство полностью гармонирует с естественными принципами организации общественной жизни людей, к которым может прийти любой здравомыслящий человек. Идеи и положения правового государства полностью вписываются в рамки рационального мышления.
Другими словами, правовое государство - это вполне естественная и разумная конструкция, «изобретенная» человечеством для оптимизации государственной власти в ее взаимоотношениях с обществом и личностью.
5. Правовое
государство выигрышно и в
международном плане. Оно последовательно
ведет к порядку и
Только правовое государство (из всех известных истории и современности типов государств) сможет наиболее оптимально организовать общественную жизнь, соответственно требованиям как международных, так и национальных интересов. Поэтому России необходимо стремиться к сообществу правовых государств, поддерживать стремление организовать общественную жизнь на правовой основе во всех странах и в международных отношениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Становление правового государства в России