Документация и планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций

Краткое описание

Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

Вложенные файлы: 1 файл

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы.docx

— 515.05 Кб (Скачать файл)

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009 (стр. 1 )

Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009

Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ

Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

Цель данного  пособия — помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические  мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста.

Пособие состоит  из трех частей. В первой части рассматриваются  основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед  школьного логопункта. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

Книга адресована логопедам общеобразовательных  и специальных школ разного типа; учителям начальных классов и  преподавателей русского языка; студентам  и родителям.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4

ЧАСТЬ 1 Организация  работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6

1. Инструктивное  письмо......................................................................................................... 7

2. Сборник приказов  и инструкций Министерства просвещения  РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8

3. Должностные инструкции  логопеда.................................................................................... 9

4. Программы обучения........................................................................................................... 16

5. Годовой план  работы логопеда............................................................................................ 17

6. Журнал обследования  устной и письменной речи учащихся.......................................... 28

7. Паспорт логопедического  кабинета.................................................................................... 28

8. Журнал учета  посещаемости фронтальных и индивидуальных  занятий........................ 29

9. График рабочего  времени логопеда. Циклограмма рабочего  времени............................ 32

10. Календарно-тематическое  планирование на каждую группу.......................................... 34

11. Речевые карты...................................................................................................................... 37

12. Отслеживание  динамики развития устной и  письменной речи (мониторинг) с аналитической  справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39

13. Аналитический  отчет о проделанной работе  в конце года.............................................. 44

ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49

1. Речевые пробы  и система их оценки.................................................................................... 51

Индивидуальный  речевой профиль ребенка с  ОНР................................................................ 67

Образец заполнения индивидуального речевого профиля  ребенка с ОНР........................... 68

2. Экспресс-диагностика  письменной речи младших школьников....................................... 69

Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших  школьников с дисграфией 70

Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния  письма у младших школьников с  дисграфией.................................................................................................... 70

3. Речевая карта  младшего школьника................................................................................. 70

ЧАСТЬ 3 Программа  работы по преодолению нарушений  письма у младших школьников 91

1. Особенности письменной  речи у детей с дисграфией.................................................. 94

Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94

Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95

Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96

Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96

2. Планы работы  по преодолению нарушений письменной  речи при различных формах  дисграфии........................................................................................................................................................ 97

Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97

Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104

Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110

Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115

Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120

ВВЕДЕНИЕ

Отправляя ребенка  в первый класс, каждый из родителей  надеется на то, что его малыш  будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

В последнее время  контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается  число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной  деятельности. Существует ряд речевых  проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой  школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

В связи с переходом  на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему  на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.

Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).

Цель данного  пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических  мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

Пособие состоит  из трех частей. В первой части рассматриваются  основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед  школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо.

Все представленные образцы документов были разработаны  и апробированы как самим автором  в ходе практической деятельности, так и большим количеством  логопедов различных районов  города Самары и Самарской области  в течение продолжительного времени.

Во второй части  пособия предлагается программа  по преодолению пяти форм дисграфии.

В третьей части  рассматривается система коррекционной  работы по всем пяти формам дисграфии.

Книга может вызвать  интерес у широкого круга лиц:

— логопедов общеобразовательных  и специальных школ разного типа;

— учителей начальных  классов и преподавателей русского языка;

— студентов дефектологического факультета;

— логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи);

— родителей, чьи  дети имеют подобные нарушения.

ЧАСТЬ 1 
Организация работы логопеда 
на школьном логопункте

Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного  логопеда, как наиболее важные можно  выделить:

1. Инструктивное  письмо;

2. Сборник приказов  и инструкций;

3. Должностные инструкции;

4. Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР,  ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством  образования и науки РФ или  местными органами управления;

5. Годовой план  работы логопеда;

6. Журнал обследования  устной и письменной речи учащихся;

7. Паспорт логопедического  кабинета;

8. Журнал учета  посещаемости фронтальных и индивидуальных  занятий;

9. График рабочего  времени логопеда (циклограмма рабочего  времени);

10. Календарно-тематическое  планирование на каждую группу;

11. Речевые карты  (в зависимости от речевого  дефекта);

12. Отслеживание  динамики развития устной и  письменной речи (мониторинг с  аналитической справкой по результатам  мониторинга);

13. Годовой отчет  специалиста о проделанной работе (в конце года).

Логопед школьного  логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:

— инструктивное  письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического  пункта общеобразовательного учреждения»,

— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения  РСФСР от сентября 1979 г.,

— постановление  Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени  педагогических работников образовательных  учреждений».

Ниже приведены  наиболее важные положения указанных  документов.

1. Инструктивное  письмо

Согласно инструктивному письму Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического  пункта общеобразовательного учреждения», логопедический пункт создается  в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи в формировании предпосылок к усвоению общеобразовательных  программ (особенно родному языку) учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).

На логопедический пункт зачисляются дети, обучающиеся  в данном общеобразовательном учреждении. Основанием для зачисления ребенка  на логопункт служит наличие у него следующих дефектов:

— общего недоразвития речи разной степени выраженности;

— фонематического  недоразвития речи;

— недостатков  произношения — фонетического дефекта;

— дефектов речи, обусловленных  нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);

— нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами.

Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей.

Предельная наполняемость  логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского образовательного учреждения не более 20 человек.

Периодичность групповых  и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Групповые занятия  проводятся:

— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное  различными причинами, не менее трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;

— с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.

Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость  групп обучающихся, имеющих нарушения  в развитии устной и письменной речи, составляет:

Речевое нарушение

Городской логопункт

Сельский  логопункт

С общим недоразвитием речи (ОНР)

до 4

до 3

С неярко выраженным общим недоразвитием  речи (НВ ОНР)

до 5

до 4

С фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и фонетическим недоразвитием (ФН)

до 6

до 5

С нарушением письма, обусловленным ОНР

до 4

до 2

С нарушением письма, обусловленным НВ ОНР

до 5

до 4

С нарушением письма, обусловленным ФФН  и ФН

до 6

до 5

Заикающиеся

до 4

до 3

С недостатками произношения отдельных  звуков

до 7

до 6


 

2. Сборник  приказов и инструкций 
Министерства просвещения РСФСР 
(сентябрь 1979 г.)

Информация о работе Документация и планирование