Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009 (стр. 1 )
Мазанова Е. В. Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009
Рекомендовано кафедрой логопедии ИКП СГПУ
Мазанова Е. В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста.
Пособие состоит
из трех частей. В первой части рассматриваются
основные нормативные документы, которыми
может руководствоваться
Книга адресована логопедам общеобразовательных и специальных школ разного типа; учителям начальных классов и преподавателей русского языка; студентам и родителям.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ЧАСТЬ 1 Организация
работы логопеда на школьном логопункте....................
1. Инструктивное
письмо........................
2. Сборник приказов
и инструкций Министерства
3. Должностные инструкции
логопеда......................
4. Программы обучения............
5. Годовой план
работы логопеда...............
6. Журнал обследования
устной и письменной речи
7. Паспорт логопедического
кабинета......................
8. Журнал учета
посещаемости фронтальных и
9. График рабочего
времени логопеда. Циклограмма рабочего
времени.......................
10. Календарно-тематическое
планирование на каждую группу.
11. Речевые карты.................
12. Отслеживание
динамики развития устной и
письменной речи (мониторинг) с аналитической
справкой по результатам
13. Аналитический
отчет о проделанной работе
в конце года..................
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы
и система их оценки...........
Индивидуальный
речевой профиль ребенка с
ОНР...........................
Образец заполнения
индивидуального речевого профиля
ребенка с ОНР.................
2. Экспресс-диагностика
письменной речи младших
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения
протокола отслеживания динамики состояния
письма у младших школьников с
дисграфией....................
3. Речевая карта
младшего школьника............
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной
речи у детей с дисграфией.....
Артикуляторно-акустическая
дисграфия.....................
Акустическая дисграфия........
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия.....................
Оптическая дисграфия..........
2. Планы работы
по преодолению нарушений
Артикуляторно-акустическая
дисграфия.....................
Акустическая дисграфия........
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия.....................
Оптическая дисграфия..........
Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.
В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.
Цель логопеда логопункта — оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
Пособие состоит
из трех частей. В первой части рассматриваются
основные нормативные документы, которыми
может руководствоваться
Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени.
Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии.
В третьей части
рассматривается система
Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц:
— логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа;
— учителей начальных классов и преподавателей русского языка;
— студентов дефектологического факультета;
— логопедов дошкольных
учреждений (для осуществления
— родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.
Среди всех документов, имеющихся в арсенале школьного логопеда, как наиболее важные можно выделить:
1. Инструктивное письмо;
2. Сборник приказов и инструкций;
3. Должностные инструкции;
4. Программы обучения
(для школьников с ФФНР, ФНР,
ОНР, нарушением письма и
5. Годовой план работы логопеда;
6. Журнал обследования
устной и письменной речи
7. Паспорт логопедического кабинета;
8. Журнал учета
посещаемости фронтальных и
9. График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
11. Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);
12. Отслеживание
динамики развития устной и
письменной речи (мониторинг с
аналитической справкой по
13. Годовой отчет
специалиста о проделанной
Логопед школьного логопункта или учитель-логопед специальной школы строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:
— инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.,
— постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».
Ниже приведены наиболее важные положения указанных документов.
Согласно инструктивному
письму Минобразования РФ от 14 декабря
2000 г. №2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения»,
логопедический пункт создается
в общеобразовательном
На логопедический
пункт зачисляются дети, обучающиеся
в данном общеобразовательном
— общего недоразвития речи разной степени выраженности;
— фонематического недоразвития речи;
— недостатков произношения — фонетического дефекта;
— дефектов речи, обусловленных нарушением подвижности и строения речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
— нарушений чтения и письма, обусловленных различными причинами.
Зачисление на логопункт осуществляется в установленные сроки. Обязательно проводится обследование детей.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского образовательного учреждения не более 20 человек.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.
Групповые занятия проводятся:
— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленное различными причинами, не менее трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие или фонематический дефект, не менее двух-трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими заикание, не менее трех раз в неделю.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.
Согласно инструктивному письму МО РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, составляет:
Речевое нарушение |
Городской логопункт |
Сельский логопункт |
С общим недоразвитием речи (ОНР) |
до 4 |
до 3 |
С неярко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) |
до 5 |
до 4 |
С фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и фонетическим недоразвитием (ФН) |
до 6 |
до 5 |
С нарушением письма, обусловленным ОНР |
до 4 |
до 2 |
С нарушением письма, обусловленным НВ ОНР |
до 5 |
до 4 |
С нарушением письма, обусловленным ФФН и ФН |
до 6 |
до 5 |
Заикающиеся |
до 4 |
до 3 |
С недостатками произношения отдельных звуков |
до 7 |
до 6 |