Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
6.6. План работы
утверждает руководитель МОУ
и районный логопед или
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНР и ФФНР. Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФ программы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует
еще один путь — использование
региональных авторских программ по
преодолению нарушения письма и
чтения, ОНР, ФФНР, рекомендованных
к применению экспертными советами
Министерств образования и
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа — отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора
данного пособия, оптимальным вариантом
оформления годового плана работы является
таблица с указанием
Такая форма позволяет
рассмотреть работу логопеда в системе,
отследить взаимосвязь с
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т. д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т. д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь
со всеми участниками
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
— учителя начальных классов;
— педагог-психолог;
— родители;
— администрация общеобразовательного учреждения;
— специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ
составляется каждый год и включает
в себя как мероприятия, которые
остаются традиционными, например проведение
коррекционных занятий, обследования,
групповых консультаций, так и
другие мероприятия, например, принятие
участия в курсах повышения квалификации,
участие в городских
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Организационная работа |
|||||
1 |
Подготовка кабинета к новому учебному году |
до 01.09 ОУ |
Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
2 |
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) |
01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ |
Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
3 |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт |
01.09 — 15.09 ОУ |
Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога |
Учитель-логопед |
Изучена |
4 |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1—4 класс) |
01.09 — 15.09 10.01 — 15.01 15.05 — 30.05 ОУ |
Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года |
01.09 — 15.09 30.05 — 10.06 ОУ |
Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем |
Учитель-логопед |
Оформлена в установленные сроки |
6 |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа — 2 «А» класс, вторая группа — 2 «Б» класс, третья группа — 2 «В», «Г» класс, четвертая группа — 3 класс |
01.09 — 15.09 ОУ |
Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
7 |
Подготовка раздаточного материала |
до 01.09 а также в каникулярное время ОУ |
Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв |
Учитель-логопед |
Приобретено |
8 |
Приобретение пособий и дидактических игр |
до 01.09, а также в течение года ОУ |
«Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» |
Учитель-логопед |
Приобретено |
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9 |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т. д.) |
15.05-30.05 |
Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
II. Коррекционная работа |
|||||
1 |
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени |
15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ |
Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
2 |
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени |
15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ |
Понедельник: 11.00 — 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 — 14.15 Вторник: 13.15 — 16.00 Четверг: 13.15 — 16.00 |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки |
III. Научно-методическая работа |
|||||
1 |
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед |
Сентябрь — 1 класс Январь — 2 класс ОУ |
«Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» |
Учитель-логопед |
12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ |
Наименование мероприятия (уровень район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов |
Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ |
«Что
нужно знать педагогу о ребенке
с нарушениями речи?» « |
Выступающий на метод. объединении |
10 сентября 20 ноября 14 февраля |
||
2 |
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт |
Сентябрь, май ОУ |
Учитель-логопед |
24 сентября 20 мая |
||
3 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ |
В течение года ОУ |
Понедельник, Четверг: 14.15 — 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) |
Учитель-логопед |
Еженедельно (по графику работы специалиста) |
|
4 |
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь |
В течение года(согласно плану работы) |
«Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» |
Сентябрь — слушатель |
23 сентября |
|
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
4 |
ноябрь |
Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т. д. |
«Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» |
Ноябрь — участник |
9 ноября | |
Март |
«Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» |
Март —участник |
19 марта |
|||
Июнь |
«Итоги коррекционной работы за текущий год» |
Июнь — слушатель |
10 июня |
|||
5 |
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ |
А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс ОУ |
А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» |
Учитель-логопед |
2 октября 10 декабря |
|
6 |
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт |
Октябрь, апрель ОУ |
Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану |
Учитель-логопед |
Первая неделя октября и последняя неделя апреля |
|
7 |
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» |
Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие |
Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы |
Участник |
19 марта |
|
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
8 |
Посещение курсов повышения квалификации |
Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие |
Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области |
Слушатель |
Первая и вторая неделя февраля | |
9 |
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета |
ОУ |
Проведение практических занятий в рамках педагогической практики |
Первая—третья неделя октября Вторая—четвертая неделя декабря | ||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ |
||||||
1 |
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка |
с 1 по 15 сентября, начало января, 15—30 июня ОУ |
Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки | |
2 |
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития |
Сентябрь Январь Май ОУ |
Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития |
Учитель-логопед |
Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк |
|
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ |
В течение года |
Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий |
Учитель-логопед |
Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ |
4 |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения |
Перед началом коррекционной работы (2 раза в год — перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ |
Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год |
Участник единого коррекционного процесса |
Проведено: сентябрь, январь |