Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
Этот сборник
направлен на разработку и осуществление
мер по всестороннему
Фактически он представляет
собой положение о
1. Общие положения;
2. Организация логопедической помощи;
3. Учитель-логопед;
4. Руководство и контроль за логопедической работой;
5. Приложения.
В сборник также входит инструктивное письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В нем рассмотрены основные направления, которые можно реализовать в повседневной практике с учетом индивидуальных особенностей детей.
В настоящее время существует ряд документов, которые вносят изменения и дополнения в существующий сборник. Таковым является постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». В нем установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
Так у учителей-логопедов и дефектологов она составляет 20 педагогических (астрономических) часов в неделю. Необходимо учитывать, что педагогический час включает в себя либо одно фронтальное занятие (академический час) и перерыв, либо два индивидуальных занятия и перерывы между ними. Поэтому он приравнивается к астрономическому часу.
Перечень должностных инструкций логопеда обязательно должен быть на каждом логопункте, поэтому в рамках данного пособия он приведен с указанием основных разделов. Документ должен быть подписан логопедом по следующему образцу: «Ознакомлен(а)», подпись с расшифровкой и датой.
Должностная инструкция учителя-логопеда
1. Общие положения
1.1. Должностные
инструкции учителя-логопеда
— тарифно-квалификационной
характеристики учителя-логопеда, изложенной
в приказе МО РФ №463/1268 от 31 декабря
1995 г. «Об утверждении тарифно-
— положения о школьном логопункте;
— типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии (постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. №288 с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
— инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/ 20-4 «Об учителях логопедах и педагогах психологах учреждений образования».
1.2. В своей работе
руководствуется уставом
1.3. Учитель-логопед
назначается и освобождается
от занимаемой должности
1.4. Учитель-логопед
подчиняется директору МОУ по
административной линии, а по
профессиональной линии —
1.5. В своей работе
учитель-логопед МОУ
— законодательством РФ и региональным;
— Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. №44/25;
— Всеобщей декларацией прав ребенка;
— приказами и
иными документами
— уставом МОУ.
1.6. Продолжительность
рабочего времени в неделю
составляет 20 астрономических часов
педагогической и
2. Организация логопедической работы в МОУ
2.1. Логопед МОУ занимается с детьми, имеющими несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушение письменной речи). Акцент в своей работе учитель-логопед ставит на фронтальную (групповую и подгрупповую) работу по преодолению и предупреждению нарушений письма и чтения. Выявленные в ходе обследования дети с тяжелыми нарушениями речи (заикание), направляются на ПМПК с целью перевода их в коррекционное учреждение[2]. Данная категория детей не получает логопедическую помощь на логопункте.
2.2. Прием воспитанников
с недостатками речи
2.3. Выявление воспитанников с нарушением речи проводится с 1 по 15 сентября (с 1 но 15 января по требованию администрации, в случае прохождения учреждением аттестации и т. п.) и с 15 по 30 мая.
2.4. В течение
учебного года логопедические
занятия посещают 20-25 детей. Основной
формой коррекционной работы
являются индивидуальные и
Речевое нарушение |
Городской логопункт |
Сельский логопункт |
С ОНР |
до 4 |
до 3 |
С НВОНР |
до 5 |
до 4 |
С ФФН и ФН |
до 6 |
до 5 |
С нарушением письма, обусловленным ОНР |
до 4 |
до 2 |
С нарушением письма, обусловленным НВОНР |
до 5 |
до 4 |
С нарушением письма, обусловленным ФН и ФФН- |
до 6 |
до 5 |
Заикающиеся |
до 4 |
до 3 |
С недостатками произношения отдельных звуков |
до 7 |
до 6 |
Примечание. Если логопед работает по классификации, предложенной ЛГПИ им. Герцена, то наполняемость группы для детей с нарушением письма будет зависеть от формы. Например, при аграмматической, оптической дисграфии и дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, наполняемость группы в городе — 4—5 человек, в селе — 2—4 человека. При акустической и артикуляторно-акустической дисграфии наполняемость группы в городе — 5—6 человек, в селе — 4—5 человек.
2.5. Коррекционные занятия в МОУ проводятся с 15 сентября по 15 мая включительно.
2.6. Индивидуальные
коррекционные занятия с
2.7. Групповые коррекционные
занятия проводятся по
2.8. Материал для
занятий должен отвечать
2.9. Ответственность
за обязательное посещение
3. Должностные обязанности учителя-логопеда МОУ
3.1. Учитель-логопед
имеет высшее
3.2. Обследует воспитанников
ДОУ с целью определения
3.3. Направляет детей
с тяжелыми нарушениями речи
и другими отклонениями в
3.4. Проводит индивидуальные
занятия по коррекции
3.5. Повышает свою профессиональную квалификацию.
3.6. Консультирует
педагогов и родителей по
3.7. Ведет просветительскую
работу среди педагогов и
3.8. Ведет и своевременно
оформляет соответствующую
3.9. С целью повышения
профессионального уровня
3.10. Участвует в
работе Психолого-медико-
3.11. Работает в
тесном контакте с другими
педагогами школьного
3.12. Проводит работу
с родителями (законными представителями)
воспитанников, давая
3.13. Регулярно проходит
медицинский осмотр и сдает
экзамен по санитарному
3.14. Не разглашает
медицинские данные, предоставляемые
родителями и узкими
4. Права
Логопед имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Пользоваться
информацией педагогов-
4.2. Принимать участие
в работе методических
4.3. Повышать свою
квалификацию всеми доступными
методами, проходить аттестацию
на добровольной основе на
соответствующую категорию и
получать ее в случае
4.4. Требовать от
руководителя МОУ создания
4.5. Пользоваться
льготами и преимуществами в
оплате труда,
4.6. На защиту
профессиональной чести и
4.7. Знакомиться
с жалобами и другими
4.8. Свободно выбирать
и использовать методики для
обследования речевого
5. Ответственность
5.1. За неисполнение
или ненадлежащее исполнение
без уважительных причин
5.2. За грубое
нарушение трудовых
5.3. За применение,
в том числе однократное,
5.4. Логопед несет
персональную ответственность
— жизнь и здоровье детей во время логопедических занятий;
— устранение речевых нарушений (исключая случаи, не зависящие от логопеда — нарушение речи, обусловленное снижением слуха, зрения, интеллекта, патологией в строении речевого аппарата, требующей помощи узких специалистов);
— правильность постановки заключения, использования методов и приемов обучения и коррекции;
— сохранение документации логопеда в соответствии с установленными сроками;
— принятие решений строго в рамках своей профессиональной компетенции;
— соблюдение правил внутреннего распорядка;
— своевременное выполнение распоряжений администрации в рамках функциональных и должностных обязанностей;
— бережное отношение
к имуществу и ценностям
6. Должностные взаимоотношения
6.1. Учитель-логопед
самостоятельно планирует
6.2. Отчитывается
перед руководителем
6.3. Получает информацию
организационного нормативно-
6.4. Систематически
обменивается информацией по
вопросам коррекции и учебно-
6.5. Самостоятельно
планирует свою деятельность
в течение рабочей недели, исходя
из циклограммы рабочего