Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:24, курс лекций
ЦБ имеют многовековую историю. Прообраз фондовых сделок - процесс обмена валюты на другую - между торговцами на ярмарках. Постепенно объектом финансовых операций стали долговые расписки. Первой ЦБ был вексель, который положил начало возникновению фондового рынка. Родиной фондовой биржей официально считается бельгийский город Антверпен. Начало эпохи великих географических открытий послужило толчком для формирования организованной торговли ЦБ и появления их новых классических типов.
1. Ценная бумага (ЦБ): юридический и экономический подход к ее определению, фундаментальные свойства, история появления
2. РЦБ как альтернативный источник финансирования экономики
3. Классификация ЦБ по инвестиционным и иным характеристикам в российской и зарубежной практике
4. Классификация РЦБ: биржевой и внебиржевой, международный, национальный и региональный, первичный и вторичный
5. Акция: понятие и развернутая характеристика. Проблемы и тенденции развития российского рынка акций
6. Производные ценные бумаги, связанные с акциями: подписное право, варрант, депозитарные расписки
7. Облигация: понятие и развернутая характеристика. Проблемы и тенденции российского рынка облигаций
8. Государственный внутренний и внешний долг. Виды долговых обязательств государства. Проблемы и тенденции рынка гос. цен бумаг (РГЦБ)
9. Вексель: характеристика, классификация. Проблемы и тенденции вексельного рынка России
10. Банковские ценные бумаги: депозитные и сберегательные сертификаты, сберегательная книжка на предъявителя
26. Организованный внебиржевой РЦБ: понятие, основные услуги. Требования к ЦБ, допускаемым к обращению в организованных системах биржевой торговли
Организованный внебиржевой РЦБ - широко разветвлённая телекоммуникационная сеть, объединяющую участников торговых операций и обеспечивающую предоставление им необходимой информации для заключения сделок в настоящее время. Как и на фондовых биржах во внебиржевых торговых системах существует процедура допуска ценных бумаг к котировке и отбора участников торгов, хотя требования к эмитентам ценных бумаг и участникам торгов существенно мягче, чем на фондовых биржах. Торговля проходит в определенные часы (торговая сессия) в соответствии с определенными правилами – Правилами торговли. Заключение сделок осуществляется уполномоченными сотрудниками компаний – участников торгов с компьютерных терминалов из офисов (режим удаленного торгового доступа). Крупные внебиржевые РЦБ: *NASDAQ (автоматизированная система котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров). По основным показателям – капитализации, обороту торговли и количеству ЦБ – NASDAQ занимает одни из первых позиций среди торговых площадок в мире наравне с крупнейшими фондовыми биржами. *COATS (Канадская система внебиржевой автоматической торговли);* SESDAQ (Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже). *РТС (Российская торговая система). В ней проходят биржевые торги (система гарантированных котировок) и небиржевые организованные торги. К биржевым торгам участники допускаются при условии предварительного 100-процентного депонирования ценных бумаг и денежных средств в расчетном депозитарии и расчетном банке. На небиржевых организованных торгах сделки заключаются без предварительного депонирования на условиях "поставки против платежа" на дату проведения расчетов или на условиях свободной поставки (последовательное исполнение обязательств по оплате и передаче бумаг). В зависимости от договоренности контрагентов это может быть предоплата или предпоставка.
Торговля в РТС осуществляется трейдерами с помощью удаленных терминалов из офисов путем выставления котировок на покупку-продажу ЦБ. Все выставляемые котировки являются обязательными для исполнения. Существует обязательное количество котировок, которые трейдеры компаний обязаны поддерживать на протяжении торговой сессии (с 11.00 до 18.00) в зависимости от статуса и категории членства компании – участника торгов. Различные категории и статусы членов Партнерства:
1. информационный член, имеющий доступ в РТС в режиме просмотра (без права выставления котировок); 2. торговый член, имеющий доступ в РТС в режиме торговли. Торговые члены обязаны на постоянной основе осуществлять односторонние (или на покупку, или на продажу) котировки определенного количества акций. 3. маркет-мейкер – торговый член Партнерства, имеющий определенные привилегии по сравнению с другими членами и принимающий определенные обязательства, которые регулируются Правилами торговли (например, поддерживать определенное количество двусторонних – и на покупку, и на продажу – котировок) (редакция Правил торговли, действующая с 01.03.2000 г. – пять двусторонних котировок). Сделки заключаются либо путем переговоров по телефону, либо электронным способом. Порядок заключения и исполнения сделок в РТС регулируется Правилами торговли. Сделки заключаются между членами Партнерства. Официальным индикатором Российской торговой системы является индекс РТС(рассчитывается как среднее арифметическое взвешенное). Информационная станция РТС через Интернет позволяет получать в режиме реального времени следующую информацию: полный список котировок по каждой бумаге; список участников торговли; список ценных бумаг; список сделок, заключенных в системе; объем торгов и индексы РТС. Ключевые моменты правил торговли в РТС: 1. Все котировки, введенные в систему, являются обязательными для исполнения. 2. Минимальный объем лота, выставляемого в системе, — 10 тыс.$ 3. Участники торговой системы разделены на несколько категорий, о чем говорилось выше.
27. Риск: сущность, классификация. Управление рисками организованных РЦБ
Риск - вероятность наступления какого-либо события. Риск связан с неопределенностью результатов той или иной деятельности или бездеятельности. Риски, связанные с вложениями в ЦБ, делятся на: 1). Систематический - вероятность наступления потерь в результате падения РЦБ в целом, не связанный с конкретной ЦБ. Его разновидности: Инфляционный - вероятность возникновения потерь из-за обесценения доходов от вложений в ценные бумаге в результате инфляции; Риск законодательных изменений - вероятность наступления потерь из-за изменений законодательных норм или принятия новых, в результате чего изменяется положение ценной бумаги на рынке. Эти изменения могут касаться как непосредственно ценных бумаг (порядок их выпуска и обращения), так и других сфер, например, изменение налогового законодательства, касающиеся доходов от операций с ценными бумагами, антимонопольного законодательства, и т.д; Процентный - вероятность наступления потерь из-за изменения рыночных процентных ставок; 2). Несистематический - вероятность наступления потерь в связи с операциями с конкретной ценной бумагой (портфелем ценных бумаг), это обобщенное понятие, характеризующее все виды рисков, связанных с конкретными ценными бумагами. Этот риск не связан непосредственно с состоянием рынка, напротив, он связан с деятельностью, положением на рынке, качеством менеджмента компании, но наряду с системным риском, свойственным всему рынку в целом, является частью общего риска инвестиций в ценные бумаги. Несистематический риск является диверсифицируемым и понижаемым. Это означает, что инвестор, производя отбор ценных бумаг, удовлетворяющих его с точки зрения риска, диверсифицируя свои вложения (диверсификация вложений – это покупка ценных бумаг разных эмитентов, непосредственно не связанных между собой), может понизить значение данного риска. В нем выделяют следующие виды: Кредитный, т. е. риск того, чтобы выпустить ЦБ; Конвертируемый - появится при переводе; Страновой - риск вложения в ЦБ стран с неустойчивым фондовым положением; Региональный - связан с различным экономическим положением районов, климатом...; Селективный - риск неправильного выбора ЦБ; Временной; Технический - связан с сервисным обслуживанием операций с ЦБ. Включает в себя следующие виды: а) риск поставки - невыполнение обязательств по поставке ЦБ; б) риск платежа; в) операционный - связан с непрофессионализмом технич. персонала; г) денежный - зависит от колебания % ставок и имеет 2 источника: - снижение доходности ЦБ; -обесценение капитала, вложенного в ЦБ; д) риск банкротства - связан с рейтингом. Риски финансового оператора на РЦБ можно разделить на: а)Финансовые риски - возможность потерь в результате неопределенности рынка (рыночные риски), изменения действий контрагента или собственных ошибок (кредитные, риски ликвидности, операционные); б)Коммерческие риски возникают в связи с отклонением от ожидаемых результатов деятельности предприятия , Т.О, связаны с использованием потенциала фирмы (маркетинговые, деловые, управленческие, конвентируемые, риски невыплаты дивидентов, катастрофические риски). Способы управления риском: 1) фондовые биржи, а особенно клиринговые организации, представляют определенные требования к профессиональному составу участников, их финансов, состоянию и репутации;2) устанавливают различные лимиты на операции участников. В клиринговой организации вводят способы распределения рисков между всеми участниками этой системы.
Риск, свойственный отдельной, конкретной ЦБ, имеет место и по отношению к их совокупности, и по отношению ко всем ЦБ, т.е. к РЦБ в целом. Однако поскольку права по той или иной конкретной ЦБ объективно вступают в противоречие с правами по другой ЦБ (например, увеличение дохода по одной ЦБ может быть связано с замедлением роста дохода по другой), постольку риск суммы ЦБ не есть простая сумма рисков, входящих в нее ЦБ, а риск рынка в целом не есть сумма рисков всех составляющих его ЦБ или их портфелей.
28. Классификация эмитентов.
Типы финансово-хозяйственных
Эмитенты – юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой. (Государственные органы власти; Акционерные общества или корпорации; Банк России; Компании и фонды). Эмитентов классифицируют по следующим признакам: 1) по форме государственного правового образования: Государство как эмитент ЦБ является крупнейшим должником, осуществляющим заимствования на внутреннем и внешнем рынке. Государственные финансовые институты отличаются высокой надежностью. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В качестве гарантий своих долговых обязательств предлагают след виды обеспечения: а) покрытие долга из наличных поступлений; б) за счет доходов от конкретных инвестиционных проектов; в) общее обязательство погасить задолженность и выплатить %-ты. Хозяйствующие субъекты - отличаются между собой организационно-правовой формой. 2) по организационно-правовой форме: а) юридические лица, б) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридические лица, (имеют право выпускать векселя и чеки). Основными эмитентами российского фондового рынка являются юридические лица, имеющие право выпускать все ЦБ, кроме государственных. Юридические лица: а) коммерческие организации могут создаваться в форме: - хозяйственных товариществ и обществ; -производственных кооперативов; ГУП и МУП; б) некоммерческие организации: -потребительский кооператив; -общественные и религиозные организации; -ассоциации и союзы; -благотворительные и др фонды. 3) по направлению профессиональной деятельности эмитентов: Промышленные и торговые компании, имеют право выпускать специфический вид ЦБ, который практически не имеет обращения на российском фондовом рынке (коносаменты и складские свидетельства); Коммерческие банки - наиболее авторитетные участники фондового рынка. Имеют право выпускать: - депозитные и сберегательные сертификаты, -банковские книжки на предъявителя, -принимать вклады от населения, Инвестиционные компании и фонды; Страховые компании, пенсион, фонды. 4) по инвестиционной привлекательности эмитентов: Голубые фишки - ЦБ мощных компаний, обладающие высокой кредитоспособностью и имеющих стабильное положение на рынке. На российском фонд. рынке - это: а) акции ЛУКОЙЛ, б) акции РАО ЕЭС России, в) мосэнерго, Газпрома. Акции второго эшелона - ЦБ молодых, но достаточно крупных компаний, обладающих свойствами «голубых фишек», но пользуются меньшим доверием у инвесторов; Центровые - ЦБ эмитентов, которые занимают лидирующие позиции в отрасли и оказывают влияние на стоимость акций др. эмитентов данной группы. Оборонительные акции - ЦБ крупных компаний, выплачивают высокие дивиденды и даже при падающем рынке не допускающие отрицательной разницы цен продажи и покупки. На российском рынке таких акций нет. Гвоздь программы – ЦБ, обладающие высокой ликвидностью. Премиальные акции - ЦБ являются лидерами по росту курса стоимости. Обаяшки - ЦБ молодых компаний, курс стоимости которых быстро повышается в цене. Цикличные акции – ЦБ, доходность по которым меняется синхронно с деловой активностью эмитента. Спящие акции - ЦБ имеют большой потенциал роста, но пока не завоевавшие рынок. Дутые акции - переоцененные ЦБ. Спекулятивные - недавно выпущенные с трудно прогнозируемым курсом. 5) по политике, проводимой эмитентом на фондовом рынке: Активная - проводит листинг своих ЦБ, поддерживает их котировку; Безразличная - не обращает внимание на ЦБ; Негативная - стремящиеся ограничить круг обращения ЦБ.
29. Эмиссия: понятие, классификация
Эмиссия - установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ЦБ, т.е. действия, кт охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ЦБ и отчуждение их одним владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, осуществляемые эмитентом самостоятельно или андеррайтером по договору с ним. Эмиссию следует рассматривать как 1 из источников финансовых ресурсов, привлекаемых д/решения определенных целей. Эмиссия - выпуск и размещение ЦБ. Эмиссия охватывает только эмиссионные ЦБ, т.е. акции и облигации. При эмиссии ЦБ необходимо учитывать то, что, как инвестор, так и эмитент особое значение придают набору имущественных прав, кт закреплены за ними. Поэтому у эмитента возникает возможность комбинировать различные имущественные права и тем самым изменять инвестиционные хар-ки ЦБ., делая их более привлекательными для инвесторов, а у инвесторов появляется возможность сравнивать инвестиционные характеристики предлагаемых ЦБ и выбирать те, кт соответствуют его инвестиционным целям. Участниками процесса эмиссии являются: 1. эмитенты (юридические лица - АО, ООО, товарищества, производственные кооперативы; государство; субъекты Федерации; муниципальные образования) 2. инвесторы (резиденты, нерезиденты, физическое лицо); 3. проф. участники РЦБ; 4. органы, регистрирующие выпуски ЦБ. Цели эмиссии для всех типов эмитентов: 1.привлечение необходимых денежных средств; 2. реконструкция собственности; 3.секьюритизация задолженности; 4. снижение риска; 5.совершенствование фин-го планирования и управления; 6.формирование рациональной структуры капитала.
При эмиссии ценных бумаг существует посредник, который выполняет роль андеррайтера, т.е берет на себя обязательства перед эмитентом по выпуску и размещению ценных бумаг на согласованных условиях и за вознаграждение. Проводят классификацию эмиссии, выделяя следующие наиболее значимые классификационные принципы: 1. в зависимости от очередности проведения: - первичную и - последующие. Первичная имеет место тогда, когда образуется АО и необходимо сформировать уставный капитал. Она касается только акций и имеет особое значение для АО. Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, т.к. они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. К последующим эмиссиям эмитент прибегает тогда, когда недостаточно внутренних накоплений (собственных средств). 2. в зависимости от формы осуществления: -открытая и - закрытая. Открытая (публичная) эмиссия предполагает предложение выпускаемых ЦБ неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации. Закрытая эмиссия считается частной, т.к. выпускаемые ЦБ предлагаются заранее определенному кругу инвесторов, не требуется раскрытия информации. 3. по способу размещения: а) распределение среди учредителей при первичной эмиссии имеет место только для акций; б) распределение среди акционеров при последующих эмиссиях, когда выпускаются дополнительные акции. Для акционеров это бесплатное получение акций дополнительно к имеющимся, поэтому ее чаще называют премиальной или бонусной; в) подписка как вид эмиссии отличается тем, что она осуществляется на возмездной основе, т.к. предполагает заключение договора купли-продажи м/у эмитентом и инвестором или инвестором и андеррайтером; г) конвертация - замена ЦБ одних видов на др на предлагаемых эмитентом условиях. 4. по форме существования выпускаемых ЦБ: эмиссия документарных и бездокументарных ЦБ. Эмиссия бездокументарных ЦБ находит всё большее распространение в связи с развитием самого РЦБ, а при эмиссии документарных ЦБ эмитент обязан в соответствии с нормативными документами выпускать сертификаты ЦБ. 5. по характеру распоряжения эмитент вправе выпускать как именные, так и предъявительские ЦБ. В РФ эмиссия эмиссионных ЦБ регламентируется ФЗ РФ "О РЦБ" и "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ЦБ", постановлениями ФКЦБ.
30. Эмиссия: порядок проведения. Содержание проспекта эмиссии
Эмиссия – установленная законом последовательность действий по размещению эмиссионных ЦБ, т.е. действия, которые охватывают подготовку к выпуску, сам выпуск ЦБ и отчуждение их первым владельцам путём заключения гражданско-правовых сделок. Под процедурой эмиссии ЦБ понимают выполнение эмитентом установленных действий, а также подготовку документов, необходимых для признания эмиссии состоявшейся. Этапами эмиссии: 1. Принятие решения о выпуске цепных бумаг. Решение — специальный документ, который составляет эмитент. Цель этого документа — зафиксировать те имущественные права, которые эмитент закладывает в выпускаемые ценные бумаги. Принятое решение о выпуске ценных бумаг утверждается советом директоров (органом, который по законодательству выполняет эти функции) в срок не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. 2. Подготовка проспекта эмиссии. Проспект эмиссии составляется при распределении акций среди учредителей и акционеров, при конвертации и закрытой подписке, если число потенциальных приобретателей превышает 500 и (или) объем эмиссии (номинальная стоимость выпуска) превышает 50 000 МРОТ, а также при открытой подписке. Проспект эмиссии включает: А — данные об эмитенте (сведения об учредителях эмитента, структуре и органах управления, о специализации или основной выпускаемой продукции, о наличии филиалов или дочерних организаций); Б - данные о финансовом положении эмитент (характеристика бухгалтерских балансов эмитента за прошедшие три года или за каждый отчетный период, если эмитент существует менее трех лет); В — сведения о предыдущих выпусках ЦБ (данные, характеризующие предшествующие выпуски, каждый в отдельности. Они соответствуют той информации, которая отражается в решении о выпуске, а также указываются даты начала и окончания размещения, орган, который проводил регистрацию выпуска, состояние акций (облигаций) выпуска, рыночная информация о ЦБ эмитента). Г — сведения о размещаемых ЦБ (сведения о размещаемых ЦБ отдельно по акциям и облигациям. Указываются любые ограничения на эмиссию акций, а также доля акций, при неразмещении которой выпуск акций признается несостоявшимся); Д — дополнительная информация (ограничения в обращении ЦБ, особенности и условия выпуска, основные места продажи размещаемых ЦБ путем подписки или обмена при конвертации). 3. Государственная регистрация. Под ней понимают: • утвержденного решения о выпуске ЦБ; • подготовленного проспекта эмиссии в том случае, если выпуск ЦБ требует его составления; • самих ЦБ. Основания для отказа в регистрации: 1) нарушение эмитентом требований законодательства о выпуске и обращении ЦБ;2) несоответствие представленных документов и информации, которая в них содержится, требуемой по закону; 3) нарушение эмитентом установленных требований. 4) неполная уплата налога при эмиссии ЦБ. 4. Раскрытие информации, подготовка сертификатов ЦБ. Сертификат рассматривается в качестве документа, удостоверяющего права, закрепленные ЦБ в том объеме, в котором они установлены решением о выпуске ценных бумаг. Поэтому сертификат должен содержать те же данные, что и решение. За соответствие этих данных отвечает эмитент. Сертификат должен содержать те же реквизиты, что и ЦБ. После гос. регистрации эмитент должен опубликовать информацию о регистрации выпуска тиражом не меньше 50 тыс. экз.