Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 10:42, курсовая работа
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с безналичными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников - наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно естественны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов. К тому же за последние 5-6 лет в нашу жизнь со стремительной скоростью ворвался Internet вместе со своими принципами общения, бизнеса и, что естественно, своими, принципиально новыми инструментами электронных расчетов.
Введение 3
1 Теоретические аспекты системы безналичных расчетов в банковском деле с
использованием пластиковых карт
1.1 Понятие операций с пластиковыми картами и их роль в безналичных
расчетах 6
1.2 Удаленное банковское обслуживание с помощью пластиковых карт 23
1.3 Опыт внедрения пластиковых карт в безналичные расчеты
в зарубежной и российской практике 30
2 Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”
2.1 Общая характеристика кредитной организации 40
2.2 Оценка основных конкурентов банка по работе с пластиковыми картами 60
2.3 Анализ операций с пластиковыми картами в банке 65
3 Рекомендации по развитию операций с пластиковыми картами 76
Заключение 94
Список использованных источников
Банк может закупать оборудование по обслуживанию пластиковых карт; импринтеры, электронные терминалы, и сдавать его в аренду или перепродавать предприятиям коммерческой сети, получая прибыль.
Другие виды расходов эквайринга аналогичны тем, которые несет банк при эмиссии карт - по процессингу, маркетингу, расходы на выплату заработной платы сотрудникам.
«Интернет-банкинг»
С каждым годом все больше клиентов банков отдают предпочтение различным системам удаленного банковского обслуживания. Конечно, такие системы стали доступны только на определенном этапе развития как технического, так и юридического обеспечения. С технической стороны, подобные системы существуют достаточно давно, но только с массовым распространением Интернета они смогли получить всеобщее признание, поскольку появилась возможность осуществлять операции со счетом из любой точки земного шара, где есть доступ в Сеть. В России интернет-банкинг только зарождается. Услуги по удаленному доступу впервые предоставил Автобанк в 1998 году. На сегодняшний день общее число пользователей интернет-банкинга в России насчитывается не более 2-3 тыс. человек, в США - около 10 миллионов. Основной причиной отставания России от других стран, широко пользующихся онлайновыми платежами, является малое число пользователей интернет (около 5% населения). Помимо тех же проблем, что стоят перед мировыми интернет-банками, в России добавляются свои. Отсутствие законодательной базы повышает риск банков при проведении электронных операций (Закон об электронной цифровой подписи Дума только собирается обсуждать). Недостаточно развито карточное обращение. Не последнюю роль играет недоверие к коммерческим банкам, особенно усилившееся после кризиса 1998 года. Российские банки не могут конкурировать с иностранными, так как основным гарантом безопасности вкладов выступает капитал банка.
Тем не менее, некоторые российские банки, взвесив все "за" и "против", уже внедрили системы дистанционного управления счетом через интернет. Основным аргументом, выступающим в пользу интернет-банкинга, стало его удобство. Интернет-банкинг (способ удаленного управления банковским счетом через интернет) является новым уровнем банковских услуг. Его предшественниками были такие разновидности банкинга, как PC banking (управление счетом через модемное соединение персонального компьютера с банковской сетью), telephone banking (обслуживание счетов по телефону) и video banking (система интерактивного общения клиента с персоналом банка). Но использование интернет сделало интернет-банкинг несомненным лидером среди систем удаленного управления счетом, значительно повысив эффективность банковских операций. Не удивительно, что цитаделью интернет-банкинга стали США, вообще электронный бизнес, как впрочем, и многие нововведения, в этой стране наиболее распространены. По прогнозам специалистов к концу 2001 года системами интернет-банкинга будет пользоваться до 21% населения США. Количество банков, предоставляющих услуги дистанционного управления счетом через интернет, в США составляет 1383, во всей Европе же их при этом всего 1205 (Германия - 355, Франция - 172, Италия - 228, другие Европейские страны - 450), в Латинской Америке - 258, Азиатско-Тихоокеанском регионе - 32, в Африке - 23. Крупнейшие банки мира Deutsche Bank и Bank of New York уже сегодня проводят через интернет 70 - 80% всех платежей.
Стоимость затрат на услуги связи для выполнения таких операций ничтожно мала и складывается из стоимости доступа в Интернет (здесь и далее мы не учитываем банковские тарифы на обслуживание системы и проведение операций). Российская нормативная база существенно отстает от западной, и в нашей стране правомерность системы электронного документооборота с обязательным использованием сертификатов появилась лишь с вступлением в силу закона «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года.
Сейчас в России существует несколько систем интернет-банкинга.
Таблица 4 – Системы интернет-банкинга
Система |
Банк |
Ibank |
ОАО Банк Дорожник |
Ibank (Internet-Bank) |
Банк "Югра" (С-Пб ф-л) |
InterBank |
- |
Sbank |
Судостроительный банк |
БАНК++ |
Межтопэнергобанк |
Банк-Клиент |
ОАО "Акционерный банк "РОССИЯ" |
Домашний Банк |
Автобанк |
ИнтернетБанк |
Банк "Северная Казна" |
КОРТИС |
АКБ "БИН" |
Телебанк |
Гута Банк |
Телебанк-НН |
КБ "Эллипс Банк" |
В настоящее время система "iBank" функционирует уже в семи банках, реально обслуживая несколько сот клиентов - юридических лиц. Клиент (юридическое лицо) может работать со следующими документами: платежное поручение, письмо, заявление на перевод иностранной валюты, поручение на обязательную продажу валюты, заявка на покупку валюты, заявка на продажу валюты, рублевая и валютная выписки. Физические лица могут работать с платежными поручениями, выписками, письмами, управление своими счетами (со счета на счет, конвертация), коммунальные и периодические платежи. Так же встроен механизм ЭЦП (электронной цифровой подписи) под финансовыми документами клиента. Клиенты системы "Интернет-банк" Номос-банка могут лишь получать информацию о состоянии своих расчетов на текущую дату и о движении средств по счетам. Система "Sbank" предназначена для юридических лиц, клиентов банка. В перспективе намечено развитие системы в сторону обеспечения сервиса также и для физических лиц. Для обеспечения большей надежности система работает на двух идентичных серверах, подключенных через разных провайдеров. Интерактивность системы дает возможность клиенту отслеживать этапы обработки в банке отправленного им документа. Система предлагает стандартный набор услуг. Система Автобанка "Домашний банк" рассчитана на физических лиц, позволяющая управлять счетами круглосуточно. Предлагает своим клиентам полный пакет банковских услуг. "Кортис" - информационная система управления товарно-финансовыми потоками предоставляет участникам торговую площадку В2В. На которой осуществляется процесс маркетинговой деятельности, торговля и заключения сделок. Система "ИнтернетБанк" екатеринбургского банка "Северная Казна" обслуживает через интернет почти половину всех клиентских платежей. Система "Телебанк" ориентирована на использование частными лицами. Доступ возможен по телефону через оператора, через круглосуточную интерактивную службу и через интернет. Для дополнительной аутентификации клиента используются пароль и таблица переменных кодов. За отдельную плату клиенту выдается токинг - устройство размером с кредитную карту, защищенное ПИН (персональный идентификационный номер) - кодом и предназначенное для генерации одноразовых паролей. Наиболее полный пакет услуг у Автобанка, Гута банка и банка МЕНАТЕП - СПБ. Их клиентам доступны через интернет любые банковские операции.
Безопасность систем интернет-расчетов является ключевым пунктом. Сразу отметим, что с технической стороны все используемые сегодня системы обеспечивают достаточную степень защиты, что в свою очередь подтверждается сертификатами ФСБ РФ. Впрочем, периодически становится известно о фактах мошенничества. Конечно, банкиры не любят делиться подобной информацией с общественностью, и этому есть объективные причины. Все известные факты мошенничества оказались возможны вовсе не из-за слабости алгоритмов или их реализации, а из-за человеческого фактора. Так, известен случай, когда системой воспользовался один из бывших сотрудников компании, имевший доступ к ключам защиты. Именно поэтому банки рекомендуют клиентам не только ограничивать доступ к ключевым носителям, но и производить перегенерацию ключей при смене доверенных лиц, а также немедленно блокировать доступ к системе при утере ключевых носителей. Отметим, что в России безопасность таких систем выше, чем на Западе. В частности, для осуществления операции необходимо подтвердить документ при помощи электронно-цифровой подписи или других средств. В то же время западные банки позволяют выполнять операции, используя для подтверждения лишь пароль, то есть однофакторный вариант защиты. Хотя и там полным ходом внедряются более серьезные методы защиты, основанные на двухфакторной аутентификации. Однако и Россия не стоит на месте. Банковская индустрия в нашей стране всегда была наиболее передовой в плане использования технологичных решений. Так, сегодня идет процесс стандартизации политики информационной безопасности, нацеленный на повышение уровня безопасности банковских систем.
Достоинства и недостатки Что же привлекает клиентов в системе
интернет-банкинга. Помимо того, что система
интернет-банкинга является инструментом,
позволяющим пользователям получать,
а банкам предоставлять практически все
банковские операции (проводить безналичные
внутри- и межбанковские платежи, отслеживать
все банковские операции по своим счетам,
покупать и продавать безналичную валюту,
оплачивать коммунальные платежи, счета
сотовой, пейджинговой связи и многое
другое), она имеет еще ряд преимуществ.
Во-первых, значительно возрастает оперативность
проведения операций, не говоря уже о том,
что доступ ко многим информации и операциям
становится круглосуточным. Во-вторых,
подавляющее большинство необходимых
действий совершаются без физического
присутствия в офисе банка или контакта
с его специалистами, что позволяет проводить
операции с наименьшими усилиями независимо
от количества счетов и их месторасположения.
В-третьих, в силу относительной новизны
данного инструмента его пользователям
предлогаются более выгодные условия,
в частности более высокие процентные
ставки (до 4% по некоторым видам счетов,
по сравнению с 1 - 1,5% в обычных банках),
и дополнительные банковские услуги (продажа
и приобретение ценных бумаг, валюты, оплата
коммунальных услуг), и другие моменты,
делающие работу с подобного рода системами
наиболее выгодной. В качестве одного
из таких нововведений можно выделить
интернет-карты, позволяющих обналичивать
средства в любом банкомате. В настоящее
время наиболее популярными операциями
у пользователей интернет-банков являются
переводы средств и покупка/продажа валюты,
далее идут коммунальные платежи, внутри-
и межбанковские операции и на последнем
месте - открытие депозитов. Интернет-
Информация о работе Организация операций с пластиковыми картами в ОАО “СКБ -банке”