Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 22:30, контрольная работа
Кадастр в настоящее время ведется почти во всех странах мира. Он неразрывно связан с понятием учета, оценки состояния и использования природных ресурсов, инженерной деятельности, экологии и предполагает выделение однородных по своим условиям территориальных единиц, их картографирование и описание с использованием количественных и качественных характеристик. В зарубежной практике понятие “кадастр” чаще всего связывают с понятием “недвижимость”.
Термин “кадастр” распространен во всем мире, за исключением скандинавских стран, где вместо него используют слово “реестр”. В англоязычных странах широко используются термины “земельный регистр” и “регистр собственности”. Относительно этимологии термина мнения ученых расходятся.
Для реализации управленческой функции государства в сфере использования и охраны земельных ресурсов вся земля в пределах государственной границы России рассматривается как единый объект хозяйствования – земельный фонд Российской Федерации, который составляет 1709,8 млн га (данные на 01.01.2000 г.) Отдельные части его, характеризующиеся определенным природно-обусловленным или искусственно созданным качественным содержанием и ролью в современной социально-экономической инфраструктуре, определяются как земельные угодья.
В настоящее время в структуре земельного фонда (Рис. 4.3.) России выделяют следующие основные виды земельных угодий: сельскохозяйственные угодья, земли под лесами, земли под застройкой, земли под дорогами, земли под поверхностными водными объектами, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под болотами, нарушенные земли и прочие земли.[ 10 ]
Рис. 4.3.
Доля земель, находящейся под застроенными территориями – 3,1% от общего Земельного фонда РФ, что составляет 53,005 млн га (Рис. 4.3.)
По местоположению застроенных земель выделяются земли под застройкой поселений (населенных пунктов), где наибольшие площади заняты зданиями жилого назначения, и земли под застройкой за чертой поселений, среди которых преобладают земельные участки под зданиями и инженерными сооружениями производственного назначения. (Рис. 4.5.)
Рис. 4.4.
Основными «ядрами» застройки являются поселения – города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. В 1999 г. в России насчитывалось 3013 городов и поселков городского типа и чуть более 140 тыс. сельских населенных пунктов.
На территории нашей страны поселения размещены крайне неравномерно. Наибольшая их густота и относительно равномерное распределение по территории характерно для исторически сложившихся агропромышленных районов Европейской части России. На обширных пространствах Азиатской части страны с высоким уровнем концентрации промышленного производства населенные пункты группируются вокруг городов.
В настоящее
время во всем мире активно развивается
многосторонний социально-экономический,
демографический и
С 1990 г. в стране отмечается активный рост площади земель под застройкой, увеличившейся за это время более чем на 80%. (Рис. 4.5. )
Рис. 4.5.
Основной прирост земель под застройкой обусловлен активным жилищным строительством в пригородных зонах агломераций.
Огромный ресурсный потенциал земель России обусловил необходимость, во-первых создания системы социально упорядоченного, экономически эффективного и экологически сбалансированного землепользования и, во-вторых, включения проблем управления этой системой в число главнейших государственных задач.
Для разработки и реализации эффективных управленческих решений, направленных на обеспечение рационального использования и охрану земельных ресурсов России, все земельные угодья, выделенные в составе земельного фонда России, в зависимости от их роли и места в современной системе природопользования, а также комплекса необходимых мероприятий, направленных на поддержание их природного или искусственно созданного ресурсного потенциала, можно подразделить на четыре экологических группы. (Рис. 4.6.)
Рис. 4.6.
К первой экологической группе могут быть отнесены земельные угодья, являющиеся элементами природных ландшафтов (экологических систем), практически не измененных или малоизмененных хозяйственной деятельностью человека. Это большая часть прочих земель и земли под охраняемыми лесами и болотами.
Для поддержания природного потенциала этих угодий необходимо строго соблюдать общие правила экологически сбалансированного природопользования с полным запретом каких-либо существенных изменений естественного состояния природных комплексов.
Вторая экологическая группа включает земельные угодья, также являющиеся элементами природных ландшафтов, но уже достаточно активно эксплуатируемых человеком. К таким угодьям отнесены земли под лесами общего пользования и эксплуатационными, большая часть земель под древесно-кустарниковой растительностью (древесно-кустарниковые насаждения, выполняющие оздоровительные, раекреционные и природоохранные функции), природные кормовые угодья и земли под поверхностными водными объектами.
В процессе эксплуатации этих угодий человек, потребляя часть их природных ресурсов, вынужден принимать меры для воспроизводства потребительских свойств земель: восстанавливать леса, регулировать водопотребление, в том числе создавать искусственные гидротехнические сооружения и др. Большая роль человека в формировании и функционировании экологических систем, включающих данные земельные угодья, позволяет отнести их к разряду природно-антропогенных ландшафтов.
В третью экологическую группу могут входить земельные угодья, созданные человеком на базе природных экологических систем с определенными природно-обусловленными качественными характеристиками рельефа, климата, почв и др. К этой группе земельных угодий отнесены все обрабатываемые земли, а также земли под защитными древесно-кустарниковыми насаждениями.
По роли человека в формировании этих угодий и преимущественной их ориентации на сельскохозяйственное производство все угодья этой экологической группы можно охарактеризовать как элементы рукотворных агроландшафтов, или сельскохозяйственных ландшафтов. Агроландшафты как антропогенная модификация природных ландшафтов не обладают свойствами самоподдержания и для сохранения присущих им потребительских свойств нуждаются в постоянной регулирующей деятельности человека, направленной на поддержание и улучшение естественного плодородия обрабатываемых земель.
Четвертая экологическая
группа включает земельные угодья,
созданные исключительно
В совокупности все земельные угодья этой экологической группы можно охарактеризовать как элементы антропогенных, в том числе техногенных ландшафтов. Функционирование таких ландшафтов полностью подчинено деятельности человека, в процессе которой должны быть обязательно учтены и реализованы все необходимые мероприятия, направленные на поддержание экологического равновесия как в пределах этих угодий, так и в зонах возможного влияния на окружающую среду.
4.2. Государственный земельный кадастр
Российский государственный земельный кадастр берет свое начало в середине XVII века, когда впервые были проведены «Писцовые межевания», за которыми через век последовали Генеральное и Специальное межевания 1766-1882 г.г. В результате этих действий устанавливалась принадлежность земель по их владельцам, описывалось качество земель, а особо пашни, определялись на местности и согласовывались с соседними собственниками границы (межи), что в то время позволило избежать междоусобиц. Позднее определялся состав земельных угодий и их оценка. Уже тогда эти данные учитывались при налогообложении, а также для целей стимулирования освоения и рационального использования земель.
После установления в 1917 году государственной монополии на землю как одного из главных завоеваний Октябрьской Революции с российским кадастром было покончено и дореволюционные архивы в своем большинстве безвозвратно исчезли. Частная собственность на землю перестала существовать.
Однако уже через 60 лет советской плановой экономике срочно потребовался адекватный этой системе государственный земельный кадастр и в 1977 г. Совет Министров СССР принимает постановление «О порядке ведения государственного земельного кадастра».
По мнению ведущих мировых экспертов, на то время это была передовая кадастровая система аграрной ориентации: она содержала практически все необходимые данные, включая экономическую оценку земель, как для целей управления сельскохозяйственным производством, так и для пространственного развития.
Государственный земельный кадастр велся по единой для Союза ССР системе за счет государства, на доброкачественных планово-картографических материалах, которые в зависимости от вида съемок обновлялись раз в 5-10 лет, при этом государство всегда находило на эти цели необходимые средства.
Переход России к рыночной экономике потребовал создания новой системы земельного кадастра, который явился бы информационной структурой, поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.
Постановлением Совета Министров РСФСР (в 1991 г.) разработка такой системы была поручена Госкомзему России, срок ее создания определен в 5 лет. Но уже тогда специалистам было ясно, что создать подобную систему в такие короткие сроки практически невозможно: для ее реализации необходимо было провести инвентаризацию земель на территории 1/8 земного шара, создать нормативно-техническую базу, специальное программное обеспечение, оснастить все земельные комитеты современными средствами вычислительной техники, создать системы передачи и защиты информации.
Сознавая исключительное значение государственного земельного кадастра в деле становления рыночной экономики страны, Правительство Российской Федерации в 1996 г. утвердило федеральную целевую программу «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Российской Федерации». Всемирный Банк с этого же года выделил России заем (80 млн. долларов США) на цели создания и развития системы земельной регистрации (проект «Ларис»).
Фактически земельный кадастр является исходной базой для всех других государственный кадастров. Как, например, для градостроительного: в статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо указано, что основой градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр. [ 30 ]
Начиная с 1991 г.
было принято несколько
В настоящее время в России действует Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», который принят Государственной Думой 24 ноября 1999 года и одобрен Советом Федерации. Закон состоит из 5 глав и 26 статей. Рассмотрим его более подробно. [ 28 ]
В 1 статье этого закона определены наиболее важные понятия, используемые в Российском кадастре:
1. государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее – сведения государственного земельного кадастра);
2. государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера;
3. земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
4. межевание земельного участка – мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности (более подробно в шестой главе);
5. территориальная зона – часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Цели создания и ведения государственного земельного кадастра определены в 4 статье – это информационное обеспечение:
1. Государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
2. Государственного контроля за использованием и охраной земель;