Лекции по "Аграрной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная политика ЛЕКЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Цель научной аграрной политики как движущей силы заключается в том, чтобы на основе научных исследований сформировать методологическую и теоретическую базу развития и совершенствования аграрных отношений в обществе, создать основу для принятия более взвешенных и рациональных аграрно-политических решений.

 

 

12. Аграрная  структурная политика, ее элементы

Аграрная  структура — результат природного, социально-экономического и политического влияния на организацию сельского хозяйства.

аграрная  структура определяется как поддающееся статистическому измерению соотношение технических, экономических и социальных структурных элементов в аграрном секторе.

  1. К техническим элементам относятся:
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • производственные факторы: разделение угодий, расселение площадей, заселение, обеспечение транспортом,
  • формы содержания скота, производство, покупка, сбыт
  1. К экономическим элементам относятся:
  • все предприятия аграрного сектора;
  • финансирование;
  • стимулирование труда;
  • доход;
  • прибыль.
  1. К социальным элементам относятся:
  • уровень жизни;
  • условия труда;
  • образование, культура;
  • здравоохранение;
  • информация, связь.

13. Цели и средства аграрной структурной политики

цель структурной  политики  включает:

♦ создание условий для устойчивого производства до статочного количества продуктов питания для населения и сырья для перерабатывающей промышленности;

      ♦ стабилизацию потребительского  рынка;

♦ формирование возможностей для успешного решения социальных проблем сельского населения.

Для достижения цели структурной политики в условиях формирования рыночной экономики возможно и необходимо использовать следующие средства:

1. Структурные  преобразования в России на  основе изменения формы собственности на землю и другие средства производства.

2. Рост производительности  труда в аграрном секторе, что обеспечит увеличение доходов населения.

      3.Механизация и автоматизация рабочих процессов, что изменит условия и результаты труда.

  1. Научное систематическое консультирование производителей сельскохозяйственной продукции и переработчиков сырья сельскохозяйственного производства, что позволит совершенствовать процесс производства, его организацию, применять более совершенные и экономные факторы, производства
  2. Государственная поддержка аграрного производства с целью защиты отечественного производителя, его финансовой поддержки, обеспечения государственной и экономической безопасности.
  3. Формирование инфраструктуры сельскохозяйственного производства и сельской жизни.
  4. Совершенствование рыночного механизма в аграрно-промышленном производстве и усиление конкурентоспособности предприятий.
  5. Применение гарантированных и предельных цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, выделение дотаций таким отраслям, как животноводство, орошаемое земледелие, создание специальных фондов поддержки аграрного сектора.

9. Разработка  целевых федеральных и региональных программ по сохранению производственного потенциала села: земельного фонда, плодородия почвы, генетического потенциала в животноводстве, сельскохозяйственного машиностроения.

 

 

14. Факторы аграрной структурной политики

объективные факторы, к ним следует отнести:

  • особенности организации и осуществления сельского хозяйства;
  • низкий биоклиматический потенциал аграрного сектора;
  • большая трудоемкость производства в этой отрасли;
  • неразвитость рыночных механизмов в аграрном секторе;
  • необходимость участия государства в процессах организации функционирования аграрной сферы.

занимают субъективные факторы. Участие субъектов в осуществлении реформ. Их компетентность, готовность к новым решениям, знания, способность к риску делают возможным успешное завершение принимаемых программ. Ошибки и просчеты, некомпетентность ряда управленцев на всех уровнях, их неготовность к рыночным преобразованиям делают проведение рыночных преобразований затруднительным.

 

6. Приватизация и формирование  новой структуры собственности в аграрной экономике

  1. Приватизационный процесс и этапы его развития в России

На  начальном этапе перестройки  реформирование централизованно управляемой экономики сводилось лишь к повышению ее эффективности. Однако по мере решения имеющихся социально-экономических проблем была поставлена под сомнение плановая природа экономической системы. И тогда появились новые организационно-правовые формы. Первыми такими формами стали аренда и кооперация.

Первый этап приватизации — чековый. 11 июля 1992 г. была утверждена первая Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г. В этой программе были сформулированы главные цели и  задачи приватизации:

  • формирование слоя частных собственников;
  • повышение эффективности деятельности предприятий;
  • социальная защита населения;
  • развитие социальной инфраструктуры за счет доходов от приватизации;
  • содействие процессу стабилизации финансового положения России;
  • образование условий для конкуренции и демонополизации народного хозяйства;
  • привлечение иностранных инвестиций.

Объекты и предприятия государственной  и муниципальной собственности в России по возможности их приватизации классифицировались на следующие группы:

1-я  группа — объекты и предприятия,  приватизация которых запрещена;

2-я  группа — объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства РФ, либо правительств республик в составе РФ;

3-я  группа — объекты и предприятия,  приватизация которых осуществляется только по решению Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом с учетом мнения отраслевых министерств;

4-я  — объекты и предприятия, приватизация  которых допускается только в соответствии с местными программами приватизации;

5-я  — объекты, предприятия и их  структурные подразделения, приватизируемые в случаях, предусмотренных законодательством, с согласия трудовых коллективов;

6-я  — объекты и предприятия, подлежащие  обязательной приватизации.

Приватизацию  совхозов, земельного и жилищного  фонда Программа не регулировала.

Предусматривались следующие способы приватизации:

  • продажа акций акционерных обществ открытого типа;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа предприятий по коммерческому и инвестиционному (некоммерческому) конкурсу;
  • продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
  • выкуп арендованного имущества.

 

Второй этап приватизации — денежный. Он начался после завершения сроков действия ваучеров. Осуществлялся в соответствии с принятыми 22 июля 1994 г. "Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". Действовала и Программа 1994 г.

На этом этапе значительное внимание было уделено:

  • повышению эффективности российской экономики в целом;
  • деятельности предприятий в период послечековой приватизации;
  • глубже были проработаны вопросы приватизации недвижимого имущества, земельных участков.

Предусматривались следующие способы приватизации:

  1. Безвозмездная передача акций акционерных обществ, 
    созданных в процессе приватизации, их работникам в соответствии с льготами, предоставленными Основными положениями.
  2. Продажа акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
  3. Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах, коммерческих конкурсах.
  4. Выкуп арендованного имущества.
  5. Продажа предприятий товариществам.

 

2. Приватизация и реорганизация в аграрной экономике.

Основными путями формирования новой производственной структуры аграрной, экономики стали процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, т. е. разделение их на более мелкие предприятия, слияние с  другими хозяйствующими субъектами или преобразование в иную организационно-правовую форму.  Целью таких преобразований было: создание мобильных и ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и коллективной собственности) предприятий, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке продукции, агросервисе.

Основными причинами проведения реорганизации  были следующие:

  • необходимость повышения эффективности хозяйствования путем создания новых предприятий, основанных на частной собственности, или осуществления предпринимательской деятельности с использованием арендованных или полученных во временное пользование земель;
  • потребность в увеличении самостоятельности и экономической ответственности внутрихозяйственных подразделений, отдельных работников или их групп;
  • желание членов хозяйств реализовать свои права собственности на землю и имущество.

Приватизация в сельском хозяйстве  имеет особый характер и осуществляется, в отличие от промышленности и других отраслей народного хозяйства, по своим законам и нормативным актам.

Приватизируется  на  самом  деле  только  земля. Приватизация земли есть осуществление земельной политики.

Приватизация  земли — важная составная часть  структурной политики. Это земельная политика. Она лежит в изменения земельных отношений в аграрной экономике.

Прежде  всего скажем о реорганизации  колхозов и совхозов. Это важная составная часть аграрной структурной политики. Она осуществлялась на основе за РФ "О земельной реформе", где определено "владение", “пользование" и "распоряжение" землей, ее недрами, водой, растительным и животным миром. . Законом определены следующие формы собственности на землю:

  • государственная собственность в виде федеральной собственности и входящих в нее республик;
  • коллективно-совместная собственность на землю, которая предполагает передачу земельных участков коллективам на правах коллективной собственности без определения конкретной доли для каждого члена коллектива;
  • коллективно-долевая собственность на земельные участки, предполагающая определение земельной доли каждому члену коллектива без нанесения ее границ на карте землепользования сельскохозяйственного предприятия;
  • частная собственность на землю в виде долевой.

 

 

1. Понятие, роль и  структура аграрного рынка

Классическим  считается следующее определение  рынка: рыhok  — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товаров, продукции, работ или услуг.

Таким образом, рынок может существовать как в условиях 
рыночной (капиталистической) экономики, так и в условиях плановой (социалистической) экономики. Разница будет состоять в том, что в условиях рыночной экономики обмен  совершается непосредственно между производителем и покупателем, а в условиях плановой экономики этот, процесс опосредуется участием государства. j

В развитых странах в отрасли  сельского хозяйсmвa участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель  сам  выбирает поставщика.

Информация о работе Лекции по "Аграрной политике"