Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
Цель научной аграрной политики как движущей силы заключается в том, чтобы на основе научных исследований сформировать методологическую и теоретическую базу развития и совершенствования аграрных отношений в обществе, создать основу для принятия более взвешенных и рациональных аграрно-политических решений.
12. Аграрная структурная политика, ее элементы
Аграрная
структура — результат
аграрная структура определяется как поддающееся статистическому измерению соотношение технических, экономических и социальных структурных элементов в аграрном секторе.
13. Цели и средства аграрной структурной политики
цель структурной политики включает:
♦ создание условий для устойчивого производства до статочного количества продуктов питания для населения и сырья для перерабатывающей промышленности;
♦ стабилизацию
♦ формирование возможностей для успешного решения социальных проблем сельского населения.
Для достижения цели структурной политики в условиях формирования рыночной экономики возможно и необходимо использовать следующие средства:
1. Структурные преобразования в России на основе изменения формы собственности на землю и другие средства производства.
2. Рост производительности
труда в аграрном секторе, что
3.Механизация и автоматизация рабочих процессов, что изменит условия и результаты труда.
9. Разработка
целевых федеральных и
14. Факторы аграрной структурной политики
объективные факторы, к ним следует отнести:
занимают субъективные факторы. Участие субъектов в осуществлении реформ. Их компетентность, готовность к новым решениям, знания, способность к риску делают возможным успешное завершение принимаемых программ. Ошибки и просчеты, некомпетентность ряда управленцев на всех уровнях, их неготовность к рыночным преобразованиям делают проведение рыночных преобразований затруднительным.
6. Приватизация и формирование новой структуры собственности в аграрной экономике
- Приватизационный процесс и этапы его развития в России
На начальном этапе перестройки реформирование централизованно управляемой экономики сводилось лишь к повышению ее эффективности. Однако по мере решения имеющихся социально-экономических проблем была поставлена под сомнение плановая природа экономической системы. И тогда появились новые организационно-правовые формы. Первыми такими формами стали аренда и кооперация.
Первый этап приватизации — чековый. 11 июля 1992 г. была утверждена первая Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г. В этой программе были сформулированы главные цели и задачи приватизации:
Объекты и предприятия государственной и муниципальной собственности в России по возможности их приватизации классифицировались на следующие группы:
1-я
группа — объекты и
2-я группа — объекты и предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства РФ, либо правительств республик в составе РФ;
3-я
группа — объекты и
4-я
— объекты и предприятия,
5-я — объекты, предприятия и их структурные подразделения, приватизируемые в случаях, предусмотренных законодательством, с согласия трудовых коллективов;
6-я
— объекты и предприятия,
Приватизацию совхозов, земельного и жилищного фонда Программа не регулировала.
Предусматривались следующие способы приватизации:
Второй этап приватизации — денежный. Он начался после завершения сроков действия ваучеров. Осуществлялся в соответствии с принятыми 22 июля 1994 г. "Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года". Действовала и Программа 1994 г.
На этом этапе значительное внимание было уделено:
Предусматривались
следующие способы
2. Приватизация и реорганизация в аграрной экономике.
Основными путями формирования новой производственной структуры аграрной, экономики стали процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов, т. е. разделение их на более мелкие предприятия, слияние с другими хозяйствующими субъектами или преобразование в иную организационно-правовую форму. Целью таких преобразований было: создание мобильных и ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и коллективной собственности) предприятий, кооперирующихся в снабжении, сбыте и переработке продукции, агросервисе.
Основными причинами проведения реорганизации были следующие:
Приватизация в сельском хозяйстве имеет особый характер и осуществляется, в отличие от промышленности и других отраслей народного хозяйства, по своим законам и нормативным актам.
Приватизируется на самом деле только земля. Приватизация земли есть осуществление земельной политики.
Приватизация земли — важная составная часть структурной политики. Это земельная политика. Она лежит в изменения земельных отношений в аграрной экономике.
Прежде всего скажем о реорганизации колхозов и совхозов. Это важная составная часть аграрной структурной политики. Она осуществлялась на основе за РФ "О земельной реформе", где определено "владение", “пользование" и "распоряжение" землей, ее недрами, водой, растительным и животным миром. . Законом определены следующие формы собственности на землю:
1. Понятие, роль и структура аграрного рынка
Классическим
считается следующее
Таким
образом, рынок может существовать
как в условиях
рыночной (капиталистической)
экономики, так и в условиях плановой (социалистической)
экономики. Разница будет состоять в том,
что в условиях рыночной экономики обмен
совершается непосредственно между производителем
и покупателем, а в условиях плановой экономики
этот, процесс опосредуется участием государства. j
В развитых странах в отрасли сельского хозяйсmвa участие государства продолжает оставаться на существенном уровне, отличающемся от уровня государственного участия в отраслях промышленности и торговли. Тем не менее экономическая свобода участников процесса обмена в условиях рынка существенно шире — производитель сам выбирает состав и структуру выпускаемой сельскохозяйственной продукции, поставщиков материально-технических ресурсов и цену реализации, а покупатель сам выбирает поставщика.