Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
Основными способами налогового воздействия на сель-скохозяйственных субъектов являются льготы по налогам. В сельском хозяйстве практически по всем видам налогов аграрным товаропроизводителям предоставлены льготы: по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость. Налоговые льготы в аграрной экономике имеют широкий спектор влияния. Так, налоговые льготы регулируют объемы капиталовложений, развитие научно-технического прогресса, ускорение практической реализации технологических новаций, социальную обеспеченность сельского населения. Это особенно важно, поскольку перечисленные направления требуют крупных дополнительных капитальных вложений с большими сроками окупаемости. В практике хозяйствования целесообразно сочетать различные подходы для установления налоговых льгот товаропроизводителям, снижающим себестоимость и цены на продукты питания, развивающим социальную и производственную инфраструктуры, расширять воздействие налоговых инструментов на инвестиционную деятельность. Снижение налогооблагаемой базы на величину средств, вкладываемых в модернизацию производства, улучшение земель, может стать серьезным стимулом увеличения инвестиций.
В Российской Федерации сельскохозяйственные производители платят налог на добавленную стоимость, акцизы, земельный налог, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это один из самых значительных денежных потоков в бюджет. Вместе с тем он увеличивает цену товара, а потому выступает фактором усиления инфляции. Величина ставки НДС на сельскохозяйственную продукцию в разных странах колеблется от 6 до 10%. Ученые высказывают мнение, что для российской аграрной экономики ставка НДС 10% велика и предлагают ее снизить на период проведения реформ с тем, чтобы позволить отрасли изыскать дополнительные средства для развития.
Акцизы уплачивают только те организации, которые производят подакцизные товары (винно-водочные изделия, спирт, спиртовые соки, табачные изделия и др.), подакцизные товары из давальческого сырья.
Один из важных налогов в российской экономике — это земельный налог. Дело в том, что Россия располагает огромным земельным фондом, который составляет 1,709 млрд га. Качественное состояние угодий во многих регионах страны неудовлетворительное: более половины их заболочены, переувлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, а около 127млн га эрозионно опасны.
Результатом
осуществления экономических
Основным видов платы за землю является земельный налог. Ставка земельного налога устанавливается с учетом качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения), а также местоположения, зон градостроительной ценности, социально-культурного потенциала территорий (по несельскохозяйственным землям).
Основные цели введения платы за землю состоят в стимулировании:
От уплаты земельного налога полностью освобождены:
♦ научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого профиля (за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур);
Закон о плате
за землю квалифицируется по-
13. Прогнозирование и планирование — инструменты аграрной политики
Практически во всех странах мира прогнозирование и планирование являются важнейшей стороной государственного регулирования социально-экономического развития.
Планомерность — постоянно поддерживаемая пропорциональность экономического и социального развития. Она признавалась и признается всеми цивилизациями, общественно-экономическими формациями. В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. Многими исследователями установлено, что с развитием производительных сил и производственных отношений в обществе усиливается его планомерность.
Необходимо отметить, что большинство ученых планомерность рассматривают как естественную форму движения общественного продукта. Планомерность — способ движения общественного продукта в процессе производства. Движение продукта за пределы предприятия обусловлено действием закона стоимости.
Закон планомерного развития требует пропорциональности и сбалансированности процесса производства, которые также выражаются в стоимостной форме.
Закон стоимости совместно с законом планомерного, пропорционального развития в определенной степени регулирует систему хозяйствования. В условиях рыночных отношений закон стоимости обладает определенными функциями: измерительной, распределительной, стимулирующей; неизбежно и действие дифференциации производителей по уровню дохода.
Планомерность
развития экономики в любых экономически
Поэтому планирование выступает важной составной частью экономической политики. Долгое время в нашей стране планирование подменялось директивным управлением. До сих пор главной задачей планирования является обработка вариантов технологической планомерности, т. е. согласование системы ведения хозяйства на различных уровнях управления в АПК. Но вот какое дело. Сельское хозяйство довольно сложно поддается прямым "директивам" сверху.
Экономическая категория "план" — это одна из категорий научного предвидения. Первичной формой всякого предвидения является гипотеза. Гипотеза по своей внутренней сути есть научное предвидение в предполагаемой, общей форме, на уровне общей экономической теории. Гипотеза характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Разработка гипотез позволяет подготовить основу для научного прогнозирования.
Прогноз по сравнению с гипотезой более четок, имеет значительно большую определенность, обязательные качественные и количественные характеристики. Он носит вероятностный характер и составляется с достаточно большой достоверностью. Потому прогнозирование выступа-ет активной составляющей экономической политики в аграрном секторе.
Исходным материалом для планирования являются социальные и экономические прогнозы. В научных исследованиях и на практике используют социальные прогнозы, которые включают динамику социальной структуры общества, отдельных регионов, развития здравоохранения, народного образования и др.
В социальном прогнозировании следует считать сравнительно надежно разработанными демографические прогнозы, которые связаны с социальной структурой, квалификацией и профессиональным составом кадров.
Экономические прогнозы включают исследования вероятного наличия трудовых ресурсов, капитальных вложений, перспективных изменений основных показателей процесса производства и др. При этом заметим, что в стране еще не создана целостная система подготовки прогнозов по развитию сельскохозяйственного производства, не установлены жесткие сроки их разработки на различных уровнях планирования, а также отсутствуют единые методики прогнозирования различных показателей развития АПК.
В нашей стране прогнозирование возникло в 20-е гг.: прогнозы конъюнктуры рынка (Н. Д. Кондратьев), прогнозы численности народонаселения СССР (С. Г. Струмилин). В 30-е гг. термин "прогнозирование" исчез из экономической литературы, прогнозирование было осуждено и за рубежом, так как не была предсказана депрессия капитализма в 1929 г.
Под прогнозом в настоящее время понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в' будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.
План базируется на гипотезе и прогнозе.
План представляет собой постановку строго определенной цели и четкое предвидение конкретных, детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования. На глобальном уровне при обосновании планов разрабатываются не только гипотезы и прогнозы, но и концепции и программы.
Экономическая концепция — это определенный способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегии их развития.
Под программой понимается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития государства и предлагаемые пути и средства их достижения.
Взаимосвязи между рассмотренными выше экономическими категориями можно условно определить следующим образом:
Гипотеза —> Прогноз —> Концепция —> Программа —> План.
Важнейшей чертой плана как экономической категории является его строгая определенность, а после заключения договорных обязательств — юридическая ответственность сторон (директивность).
Любое общество предполагает планомерную организацию производства. Вместе с тем даже в идеально организованном производстве допустимы элементы случайности (стихийности), так как в процессе планирования невозможно достаточно полно познать и представить в виде качественных и количественных характеристик реальную, а тем более прогнозируемую действительность.
Элементы стихийности проявляются и при выполнении планов; они, как правило, обусловлены материально-техническим снабжением, квалификацией кадров и др. Анализ показывает, что сельскохозяйственным предприятиям также присущи не только черты планомерности, но и элементы стихийности (спонтанности).
Под планомерностью в данном случае понимается сознательная организованность всей системы ведения сельского хозяйства и других сфер АПК. Спонтанность — самопроизвольное развитие, обусловленное, как правило, природными и другими факторами.
2. Использование
прогнозирования и
Программное планирование и прогнозирование агропромышленного производства представляют собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования.
В мире сложились самые разные формы планирования. Их обычно классифицируют с учетом аспекта и оперативного уровня управления.
По уровню управления различают планы глобальные, общегосударственные, межгосударственные, региональные, отраслевые, локальные и на уровне хозяйствующих субъектов, их ассоциаций.
В зависимости от постановки целей различают тактическое и стратегическое планирование.
Планирование характеризуется и многоаспектностью: социальное, научно-техническое, экологическое, производственное, финансовое и другие виды.
Планирование
может быть программным и целеориентирующи
Важна и такая форма, как направляющее планирование, которое выражается в регулировании налогов, кредитов, цен, госзаказов, квот и т. д. В АПК данная форма может быть выражена во вмешательстве государства в экономические отношения между основными сферами комплекса. Это обусловлено следующими обстоятельствами: