Лекции по "Аграрной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная политика ЛЕКЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Основными способами налогового воздействия  на сель-скохозяйственных субъектов являются льготы по налогам. В сельском хозяйстве практически по всем видам налогов аграрным товаропроизводителям предоставлены льготы: по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость. Налоговые льготы в аграрной экономике имеют широкий спектор влияния. Так, налоговые льготы регулируют объемы капиталовложений, развитие научно-технического прогресса, ускорение практической реализации технологических новаций, социальную обеспеченность сельского населения. Это особенно важно, поскольку перечисленные направления требуют крупных дополнительных капитальных вложений с большими сроками окупаемости. В практике хозяйствования целесообразно сочетать различные подходы для установления налоговых льгот товаропроизводителям, снижающим себестоимость и цены на продукты питания, развивающим социальную и производственную инфраструктуры, расширять воздействие налоговых инструментов на инвестиционную деятельность. Снижение налогооблагаемой базы на величину средств, вкладываемых в модернизацию производства, улучшение земель, может стать серьезным стимулом увеличения инвестиций.

В Российской Федерации сельскохозяйственные производители платят налог на добавленную стоимость, акцизы, земельный налог, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным налогам. Это один из самых значительных денежных потоков в бюджет. Вместе с тем он увеличивает цену товара, а потому выступает фактором усиления инфляции. Величина ставки НДС на сельскохозяйственную продукцию в разных странах колеблется от 6 до 10%. Ученые высказывают мнение, что для российской аграрной экономики ставка НДС 10% велика и предлагают ее снизить на период проведения реформ с тем, чтобы позволить отрасли изыскать дополнительные средства для развития.

Акцизы  уплачивают только те организации, которые производят подакцизные товары (винно-водочные изделия, спирт, спиртовые соки, табачные изделия и др.), подакцизные товары из давальческого сырья.

Один  из важных налогов в российской экономике  — это земельный налог. Дело в том, что Россия располагает огромным земельным фондом, который составляет 1,709 млрд га. Качественное состояние угодий во многих регионах страны неудовлетворительное: более половины их заболочены, переувлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, а около 127млн га эрозионно опасны.

Результатом осуществления экономических преобразований стало появление множества земельных собственников: десятки миллионов сельских и городских жителей. Они могут продавать, дарить, сдавать в залог и проводить другие операции с земельными участками. Поэтому проблема управления земельными ресурсами России сегодня особенно остра и актуальна, от правильного ее решения зависит благосостояние всего населения.

Основным  видов платы за землю является земельный налог. Ставка земельного налога устанавливается с учетом качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения), а также местоположения, зон градостроительной ценности, социально-культурного потенциала территорий (по несельскохозяйственным землям).

Основные  цели введения платы за землю состоят в  стимулировании:

  • рационального использования земель;
  • повышения плодородия почв;
  • выравнивания социально-экономических условий хозяйст-вования на землях разного качества;
  • обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов этих мероприятий;
  • освоения и охраны земли.

 

От уплаты земельного налога полностью  освобождены:

♦ научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого профиля (за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур);

  • организации Российской академии сельскохозяйственной наук;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства — в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Закон о плате  за землю квалифицируется по-разному. По мнению ряда исследователей он не лишен противоречий. Главным его недостатком является отсутствие обоснованной методической базы для объективной оценки земельных угодий и дифференциального дохода. Предстоит совершенствовать законодательную базу земельных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Прогнозирование и планирование — инструменты аграрной политики

Практически во всех странах мира прогнозирование  и планирование являются важнейшей стороной государственного регулирования социально-экономического развития.

Планомерность — постоянно поддерживаемая пропорциональность экономического и социального развития. Она признавалась и признается всеми цивилизациями, общественно-экономическими формациями. В любом обществе активной творческой жизнедеятельности людей присуще планирование. Многими исследователями установлено, что с развитием производительных сил и производственных отношений в обществе усиливается его планомерность.

Необходимо  отметить, что большинство ученых планомерность рассматривают как естественную форму движения общественного продукта. Планомерность — способ движения общественного продукта в процессе производства. Движение продукта за пределы предприятия обусловлено действием закона стоимости.

Закон планомерного развития требует пропорциональности и сбалансированности процесса производства, которые также выражаются в стоимостной форме.

Закон стоимости совместно с  законом планомерного, пропорционального развития в определенной степени регулирует систему хозяйствования. В условиях рыночных отношений закон стоимости обладает определенными функциями: измерительной, распределительной, стимулирующей; неизбежно и действие дифференциации производителей по уровню дохода.

Планомерность развития экономики в любых экономических отношениях является важнейшим достижением человеческой цивилизации. С учетом действия закона стоимости, закона планомерного, пропорционального развития формируется категория планирования. На каждом конкретном историческом этапе развития народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства, планы отражали основные требования объективных экономических законов общества. Планирование являлось и является категорией, регулирующей развитие производительных , сил и производственных отношений.

Поэтому планирование выступает важной составной частью экономической политики. Долгое время в нашей стране планирование подменялось директивным управлением. До сих пор главной задачей планирования является обработка вариантов технологической планомерности, т. е. согласование системы ведения хозяйства на различных уровнях управления в АПК. Но вот какое дело. Сельское хозяйство довольно сложно поддается прямым "директивам" сверху.

Экономическая категория "план" — это одна из категорий научного предвидения. Первичной формой всякого предвидения является гипотеза. Гипотеза по своей внутренней сути есть научное предвидение в предполагаемой, общей форме, на уровне общей экономической теории. Гипотеза характеризует вероятностное поведение исследуемых объектов и их качественную характеристику. Разработка гипотез позволяет подготовить основу для научного прогнозирования.

Прогноз по сравнению с гипотезой более четок, имеет значительно большую определенность, обязательные качественные и количественные характеристики. Он носит вероятностный характер и составляется с достаточно большой достоверностью. Потому прогнозирование выступа-ет активной составляющей экономической политики в аграрном секторе.

Исходным  материалом для планирования являются социальные и экономические прогнозы. В научных исследованиях и на практике используют социальные прогнозы, которые включают динамику социальной структуры общества, отдельных регионов, развития здравоохранения, народного образования и др.

В социальном прогнозировании следует считать сравнительно надежно разработанными демографические прогнозы, которые связаны с социальной структурой, квалификацией и профессиональным составом кадров.

Экономические  прогнозы  включают  исследования вероятного наличия трудовых ресурсов, капитальных вложений, перспективных изменений основных показателей процесса производства и др. При этом заметим, что в стране еще не создана целостная система подготовки прогнозов по развитию сельскохозяйственного производства, не установлены жесткие сроки их разработки на различных уровнях планирования, а также  отсутствуют единые методики прогнозирования различных показателей развития АПК.

В нашей  стране прогнозирование возникло в 20-е гг.: прогнозы конъюнктуры рынка (Н. Д. Кондратьев), прогнозы численности народонаселения СССР (С. Г. Струмилин). В 30-е гг. термин "прогнозирование" исчез из экономической литературы, прогнозирование было осуждено и за рубежом, так как не была предсказана депрессия капитализма в 1929 г.

Под прогнозом в настоящее время понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в' будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

План  базируется на гипотезе и прогнозе.

План представляет собой постановку строго определенной цели и четкое предвидение конкретных, детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования. На глобальном уровне при обосновании планов разрабатываются не только гипотезы и прогнозы, но и концепции и программы.

Экономическая концепция — это определенный способ трактовки наиболее вероятных социально-экономических процессов в обществе и стратегии их развития.

Под программой понимается комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития государства и предлагаемые пути и средства их достижения.

Взаимосвязи между  рассмотренными выше экономическими категориями можно условно определить следующим образом:

Гипотеза  —> Прогноз —>  Концепция —> Программа  —> План.

Важнейшей чертой плана как экономической  категории является его строгая определенность, а после заключения договорных обязательств — юридическая ответственность сторон (директивность).

Любое общество предполагает планомерную  организацию производства. Вместе с тем даже в идеально организованном производстве допустимы элементы случайности (стихийности), так как в процессе планирования невозможно достаточно полно познать и представить в виде качественных и количественных характеристик реальную, а тем более прогнозируемую действительность.

Элементы  стихийности проявляются и при  выполнении планов; они, как правило, обусловлены материально-техническим снабжением, квалификацией кадров и др. Анализ показывает, что сельскохозяйственным предприятиям также присущи не только черты планомерности, но и элементы стихийности (спонтанности).

Под планомерностью в данном случае понимается сознательная организованность всей системы ведения сельского хозяйства и других сфер АПК. Спонтанность — самопроизвольное развитие, обусловленное, как правило, природными и другими факторами.

2. Использование  прогнозирования и планирования  в управлении аграрным производством

Программное планирование и прогнозирование  агропромышленного производства представляют собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования.

В мире сложились самые разные формы планирования. Их обычно классифицируют с учетом аспекта и оперативного уровня управления.

По  уровню управления различают планы  глобальные, общегосударственные, межгосударственные, региональные, отраслевые, локальные и на уровне хозяйствующих субъектов, их ассоциаций.

В  зависимости  от  постановки  целей   различают тактическое и стратегическое планирование.

Планирование   характеризуется   и   многоаспектностью:  социальное, научно-техническое, экологическое, производственное, финансовое и другие виды.

Планирование  может быть программным и целеориентирующим.

Важна и такая форма, как направляющее планирование, которое выражается в регулировании налогов, кредитов, цен, госзаказов, квот и т. д. В АПК данная форма может быть выражена во вмешательстве государства в экономические отношения между основными сферами комплекса. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

  • достаточно высокой зависимостью сельскохозяйственной сферы АПК от природных условий;
  • низкой эластичностью спроса на продукты питания;
  • малой скоростью оборачиваемости оборотных средств;
  • различными уровнями монополизации в основных сферах АПК;
  • незначительным уровнем доходности;
  • высокой потребностью в модернизации производственной и социальной структур.

Информация о работе Лекции по "Аграрной политике"