Лекции по "Аграрной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная политика ЛЕКЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Негативными моментами кредитной кооперации выступают:

♦ отсутствие подзаконных актов, регулирующих ее деятельность;

 ♦ нехватка соответствующих знаний, в связи с неразвитой практикой кооперативного кредитования;

♦ отсутствие реальной государственной поддержки кооперативных начинаний в области кредитования.

Сельские кредитные  кооперативы, хотя   и являются потребительскими,  имеют  свою  специфику:

  • действуют в особой сфере — финансовой;
  • объединяют людей на основе профессиональной и социальной общности;
  • не оказывают услуг сторонним лицам и организациям.

Поэтому и необходим  отдельный закон, который позволит отделить кредитные кооперативы от других финансовых институтов. В Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. введено понятие "небанковской кредитной организации", однако это лишь общая формулировка, и она практически мало, что значит для создания кредитных кооперативов. Для этих целей необходимо разработать и принять специальный закон "О сельских кредитных кооперативах". И в данном законе учеными  предлагается  предусмотреть  следующее:

  • функционирование системы сельской кредитной кооперации как независимой, самостоятельной, демократической структуры;
  • обеспечение правовых, организационных и экономических условий вовлечения в систему кредитной кооперации денежных средств сельского населения:
  • исключение возможности проникновения капитала 
    коммерческих банков, а также какого-либо иного влияния коммерческих банков на деятельность сельских кредитных кооперативов;
  • обеспечение особого режима лицензирования, не препятствующего развитию системы сельской кредитной кооперации;
  • установление нормативных показателей деятельности 
    сельских кредитных кооперативов с учетом того, что их паевой капитал является небольшим по сравнению с акционерным капиталом коммерческих банков;
  • создание льготного режима налогообложения и кредитования сельских кредитных кооперативов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Товарное краткосрочное кредитование

Общепринятой  в мировой практике формой кредитования является товарный кредит, и в настоящее время в России он наиболее распространен по сравнению с банковским. Опыт развитых экономик показывает, что такая форма сезонного кредитования села вполне закономерна. Так, в Западной Европе на нее приходится 33% сезонного кредита аграрному сектору, в США — чуть более 20%, но десятилетие назад — около 40%. Однако применявшийся в России государственный товарный кредит имел существенные изъяны, снизившие его эффективность.

Сейчас  считается целесообразным использование смешанного банковского и коммерческого кредитования, это позволит увеличить ресурсы хозяйств аграрного сектора за счет привлечения средств различных предприятий путем заключения договоров. Эффективность подобных операций будет обеспечиваться не только формальными договорными обязательствами сторон, но и непосредственным коммерческим интересом предприятий, участвующих в кредитовании.

2. Вексельное  кредитование

В условиях высоких процентных ставок по кредитам и убыточности сельского хозяйства целесообразно применение схемы вексельного кредитования. Ее принцип заключается в том, что предприятие -  ссудозаемщик расплачивается не реальными денежными средствами, а банковскими обязательствами заплатить определенную сумму в оговоренный срок, оформленными в виде векселя.

Основное преимущество вексельного  кредитования для экономических субъектов заключается прежде всего в низкой стоимости пополнения оборотных средств (невысокой процентной ставкой по кредиту), поскольку банку не надо отвлекать денежные средства на длительный срок для осуществления операции. Кроме того, при использовании в учетах банковских векселей отпадает необходимость требования к покупателю предоплаты за поставку продукции оказанные услуги. Одновременно "расшиваются" неплатежи между предприятиями с минимальными трудовыми гратами и продолжительностью.

При вексельном кредитовании стороны имеют следующие  преимущества:

  • банк не отвлекает денежные средства на выдачу ссуды в течение месяца (с момента погашения кредита и до возвращения векселей) и свободно пользуется средствами клиента. Его доход складывается из двух составляющих: "скрытого", полученного от бесплатного использования денежных средств с момента возврата кредита до погашения век 
    селей, и "реального" — платы клиента за предоставленный кредит;
  • хозяйствующий субъект вовремя получает необходимое для проведения сельскохозяйственных работ горючее или другие материально-технические ресурсы в зависимости от договора, а закупка его продукции гарантирована договором между покупателем и товаропроизводителем;
  • поставщики ресурсов имеют своевременную оплату в виде векселя, что позволяет им расплачиваться с кредиторами;
  • покупатель не отвлекает денежные средства для авансовых платежей и может использовать их в других целях.

Преимущество  вексельного кредита заключается  также в том, что он не может быть списан в счет погашения долгов перед бюджетом, если таковые имеются у клиента, но банк, несмотря на это, принял решение предоставить ему указанный кредит.

Вексельное  кредитование привлекательно и потому, в процессе его осуществления может происходить погашение задолженности банку по ранее выданному кредиту сельскохозяйственным товаропроизводителем, что, неценно, выгодно обеим сторонам.

При вексельном кредитовании образуется цепочка хозяйственных связей: ресурсы — производство (сельскохозяйственные товаропроизводители) — заготовка — реализация. Деятельность такой цепочки стимулирует банк — эмитент векселя.

3. Меры по финансовой стабилизации аграрного производства

Система ценообразования является ключевым звеном рынка и любых реформ. Свыше 80% средств производства и услуг закупается по свободным рыночным ценам. За 1991— 1997 гг. уровень цен приобретения значительно вырос: на продукцию машиностроения —- в 3—7 тыс. раз, на горючее и смазочные материалы — в 8 тыс. раз, на минеральные удобрения — в 5 тыс. раз, на комбикорма, строительные и лесные материалы — в 3 тыс. раз. Одновременно снизился удельный вес сельскохозяйственных производителей в коечной цене: на хлеб — в 3 раза, на молоко — в 2,6, на мясо крупного рогатого скота — в 1,7 раза. Между тем доходы перерабатывающих предприятий в конечной цене поднялись в 3 раза. Цены на промышленную продукцию выросли в целом в 7,8 тыс. раз, а на сельскохозяйственную — всего лишь в 1,7 тыс. раз.

Мнение  о том, что освобождение цен приведет к сбалансированию спроса и предложения, оказалось ошибочным. Только при государственном регулировании рынка система ценообразования становится главным инструментом их уравновешивания и выполняет важную социальную функцию: влияет на структуру и объемы использования материальных благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, бюджет семьи.

Ценообразование в аграрном секторе должно способствовать поощрению производства и поддержке доходности сельскохозяйственных производителей. Необходимо придерживаться права аграриев реализовать свою продукцию по ценам, определяемым отношением спроса и предложения. Гарантированные (защитные) цены на продукцию сельского хозяйства лучше вводить поэтапно.

Сущность финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается в создании региональных внебюджетных фондов регулирования и развития, травлении инвестиций в инфраструктуру села, в кредитных, налоговых и страховых льготах. Воспроизводственный процесс в аграрном секторе можно обеспечить лишь высоком компенсационном (50% и выше) возмещении производственных затрат из бюджета. Для поддержки этого сектора экономики целесообразно  создание  специального  фонда  финансовой  стабилизации  и  развития  сельского   хозяйства  за  счет  следующих источников:

♦ дополнительных поступлений в бюджет в результате введения действительной монополии на производство и торговлю виноводочными и табачными изделиями, снижения четных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, сращения аппарата управления и незаслуженных льгот, предотвращения расхищения народного достояния и т. д.;

♦ освобождения сельского хозяйства от всех платежей в бюджет до стабилизации и подъема аграрного сектора.

Что касается системы страхования, то рыночная экономика не предусматривает обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных, производственных фондов, которое применительно к сельским товаропроизводителям отменено в 1992 г. Оно теоретически нецелесообразно, а в настоящее время и практически невозможно, так как у аграриев отсутствуют средства для создания централизованного страхового фонда. Страхование аграрных предприятий фактически сведено на нет, хотя бюджет компенсировал в 1995—1998 гг. 25% страховых платежей по урожаю сельскохозяйственных культур.

В сложившихся  условиях целесообразно формирование страхового  фонда  за  счет  следующих  источников: средств сельскохозяйственных товаропроизводителей — в размере 10—50% (в зависимости от объективных условий их деятельности) и из средств централизованного денежного фонда государства — 50—90%.

Кроме этого следует пересмотреть политику формирования страховых тарифов, т. е. привести их в соответствие с реальными потребностями регионов и выравнивать через дифференциацию ставок государственную поддержку страхования, а также предоставить возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно выбирать страховые объекты (сельскохозяйственные культуры и животных, основные и оборотные фонды, уровень их страхования, страховые риски).

13. Понятие и виды инвестиций

Наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции требует соответствующего развития материально-технической базы отрасли. Увеличение размеров производственных фондов осуществляется за счет дополнительных вложений материальных и денежных средств, направленных на расширение производственного потенциала сельского хозяйства. Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиям необходимых денежных и материальных ресурсов.

Инвестиции представляют собой  долгосрочные вложения на приобретение основных фондов и оборотных средств в процессе хозяйственной деятельности.

Следовательно, инвестиции — это не только вложения в расширение основных фондов, но и затраты на пополнение и формирование оборотных средств предприятия.

Долгосрочные  вложения капитала в объекты хозяйственной деятельности оправданы только тогда, когда они способствуют получению прибыли и достигается социальный эффект.

Рынок инвестиций означает формирование затрат в основные и оборотные средства путем капитальных и финансовых вложений. Различают финансовые и реальные инвестиции.

Финансовые —  предполагают покупку ценных бумаг, а также целевые денежные вклады в производство.

Реальные инвестиции — это вложения капитала щелью прироста материально-производственных запасов, воспроизводства основных фондов. Реальные инвестиции называются капитальными вложениями. В системе национальных счетов под реальными инвестициями понимаются вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных средств.

В сельскохозяйственном производстве инвестиции подразделяются по следующим направлениям:

♦ замена устаревшего и изношенного оборудования;

  • внедрение новой технологии и применение современной техники и оборудования;
  • расширение производства сельскохозяйственной продукции;

♦ развитие новых видов производств.

Формирование  инвестиций в сельское хозяйство  осуществляется на экономической основе с учетом быстроты возврата вложенных средств. А это возможно лишь при условии увеличения производства высококачественной продукции и снижения ее себестоимости.

Обязательными элементами инвестиционной политики в рыночных условиях являются:

  • выбор конкурентоспособных проектов на конкурсной основе;
  • ориентация на быструю отдачу затрат;
  • экономическое обоснование инвестиций с учетом рынка сбыта продукции и ее качества;
  • учет производственных возможностей конкурентов.

Без оживления инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве невозможно преодоление спада производства, достижение финансовой стабилизации и подъема экономики отрасли.

Инвестиции  подразделяются на общие и чистые. Чистые инвестиции представляют собой разницу между капитальными вложениями и суммой амортизационных отчислений. Они показывают, сколько требуется вложить дополнительных средств при эффективном использовании собственных ресурсов.

Информация о работе Лекции по "Аграрной политике"