Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
Негативными моментами кредитной кооперации выступают:
♦ отсутствие подзаконных актов, регулирующих ее деятельность;
♦ нехватка соответствующих знаний, в связи с неразвитой практикой кооперативного кредитования;
♦ отсутствие реальной государственной поддержки кооперативных начинаний в области кредитования.
Сельские кредитные кооперативы, хотя и являются потребительскими, имеют свою специфику:
Поэтому и необходим отдельный закон, который позволит отделить кредитные кооперативы от других финансовых институтов. В Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. введено понятие "небанковской кредитной организации", однако это лишь общая формулировка, и она практически мало, что значит для создания кредитных кооперативов. Для этих целей необходимо разработать и принять специальный закон "О сельских кредитных кооперативах". И в данном законе учеными предлагается предусмотреть следующее:
12.Товарное краткосрочное кредитование
Общепринятой в мировой практике формой кредитования является товарный кредит, и в настоящее время в России он наиболее распространен по сравнению с банковским. Опыт развитых экономик показывает, что такая форма сезонного кредитования села вполне закономерна. Так, в Западной Европе на нее приходится 33% сезонного кредита аграрному сектору, в США — чуть более 20%, но десятилетие назад — около 40%. Однако применявшийся в России государственный товарный кредит имел существенные изъяны, снизившие его эффективность.
Сейчас считается целесообразным использование смешанного банковского и коммерческого кредитования, это позволит увеличить ресурсы хозяйств аграрного сектора за счет привлечения средств различных предприятий путем заключения договоров. Эффективность подобных операций будет обеспечиваться не только формальными договорными обязательствами сторон, но и непосредственным коммерческим интересом предприятий, участвующих в кредитовании.
2. Вексельное кредитование
В условиях высоких процентных ставок по кредитам и убыточности сельского хозяйства целесообразно применение схемы вексельного кредитования. Ее принцип заключается в том, что предприятие - ссудозаемщик расплачивается не реальными денежными средствами, а банковскими обязательствами заплатить определенную сумму в оговоренный срок, оформленными в виде векселя.
Основное преимущество вексельного кредитования для экономических субъектов заключается прежде всего в низкой стоимости пополнения оборотных средств (невысокой процентной ставкой по кредиту), поскольку банку не надо отвлекать денежные средства на длительный срок для осуществления операции. Кроме того, при использовании в учетах банковских векселей отпадает необходимость требования к покупателю предоплаты за поставку продукции оказанные услуги. Одновременно "расшиваются" неплатежи между предприятиями с минимальными трудовыми гратами и продолжительностью.
При вексельном кредитовании стороны имеют следующие преимущества:
Преимущество
вексельного кредита
Вексельное кредитование привлекательно и потому, в процессе его осуществления может происходить погашение задолженности банку по ранее выданному кредиту сельскохозяйственным товаропроизводителем, что, неценно, выгодно обеим сторонам.
При вексельном кредитовании образуется цепочка хозяйственных связей: ресурсы — производство (сельскохозяйственные товаропроизводители) — заготовка — реализация. Деятельность такой цепочки стимулирует банк — эмитент векселя.
3. Меры по финансовой стабилизации аграрного производства
Система ценообразования является ключевым звеном рынка и любых реформ. Свыше 80% средств производства и услуг закупается по свободным рыночным ценам. За 1991— 1997 гг. уровень цен приобретения значительно вырос: на продукцию машиностроения —- в 3—7 тыс. раз, на горючее и смазочные материалы — в 8 тыс. раз, на минеральные удобрения — в 5 тыс. раз, на комбикорма, строительные и лесные материалы — в 3 тыс. раз. Одновременно снизился удельный вес сельскохозяйственных производителей в коечной цене: на хлеб — в 3 раза, на молоко — в 2,6, на мясо крупного рогатого скота — в 1,7 раза. Между тем доходы перерабатывающих предприятий в конечной цене поднялись в 3 раза. Цены на промышленную продукцию выросли в целом в 7,8 тыс. раз, а на сельскохозяйственную — всего лишь в 1,7 тыс. раз.
Мнение о том, что освобождение цен приведет к сбалансированию спроса и предложения, оказалось ошибочным. Только при государственном регулировании рынка система ценообразования становится главным инструментом их уравновешивания и выполняет важную социальную функцию: влияет на структуру и объемы использования материальных благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, бюджет семьи.
Ценообразование в аграрном секторе должно способствовать поощрению производства и поддержке доходности сельскохозяйственных производителей. Необходимо придерживаться права аграриев реализовать свою продукцию по ценам, определяемым отношением спроса и предложения. Гарантированные (защитные) цены на продукцию сельского хозяйства лучше вводить поэтапно.
Сущность финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей заключается в создании региональных внебюджетных фондов регулирования и развития, травлении инвестиций в инфраструктуру села, в кредитных, налоговых и страховых льготах. Воспроизводственный процесс в аграрном секторе можно обеспечить лишь высоком компенсационном (50% и выше) возмещении производственных затрат из бюджета. Для поддержки этого сектора экономики целесообразно создание специального фонда финансовой стабилизации и развития сельского хозяйства за счет следующих источников:
♦ дополнительных поступлений в бюджет в результате введения действительной монополии на производство и торговлю виноводочными и табачными изделиями, снижения четных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью, сращения аппарата управления и незаслуженных льгот, предотвращения расхищения народного достояния и т. д.;
♦ освобождения сельского хозяйства от всех платежей в бюджет до стабилизации и подъема аграрного сектора.
Что касается системы страхования, то рыночная экономика не предусматривает обязательное страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных, производственных фондов, которое применительно к сельским товаропроизводителям отменено в 1992 г. Оно теоретически нецелесообразно, а в настоящее время и практически невозможно, так как у аграриев отсутствуют средства для создания централизованного страхового фонда. Страхование аграрных предприятий фактически сведено на нет, хотя бюджет компенсировал в 1995—1998 гг. 25% страховых платежей по урожаю сельскохозяйственных культур.
В сложившихся условиях целесообразно формирование страхового фонда за счет следующих источников: средств сельскохозяйственных товаропроизводителей — в размере 10—50% (в зависимости от объективных условий их деятельности) и из средств централизованного денежного фонда государства — 50—90%.
Кроме этого следует пересмотреть политику формирования страховых тарифов, т. е. привести их в соответствие с реальными потребностями регионов и выравнивать через дифференциацию ставок государственную поддержку страхования, а также предоставить возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно выбирать страховые объекты (сельскохозяйственные культуры и животных, основные и оборотные фонды, уровень их страхования, страховые риски).
13. Понятие и виды инвестиций
Наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции требует соответствующего развития материально-технической базы отрасли. Увеличение размеров производственных фондов осуществляется за счет дополнительных вложений материальных и денежных средств, направленных на расширение производственного потенциала сельского хозяйства. Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиям необходимых денежных и материальных ресурсов.
Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения на приобретение основных фондов и оборотных средств в процессе хозяйственной деятельности.
Следовательно, инвестиции — это не только вложения в расширение основных фондов, но и затраты на пополнение и формирование оборотных средств предприятия.
Долгосрочные вложения капитала в объекты хозяйственной деятельности оправданы только тогда, когда они способствуют получению прибыли и достигается социальный эффект.
Рынок инвестиций означает формирование затрат в основные и оборотные средства путем капитальных и финансовых вложений. Различают финансовые и реальные инвестиции.
Финансовые — предполагают покупку ценных бумаг, а также целевые денежные вклады в производство.
Реальные инвестиции — это вложения капитала щелью прироста материально-производственных запасов, воспроизводства основных фондов. Реальные инвестиции называются капитальными вложениями. В системе национальных счетов под реальными инвестициями понимаются вложения в основной капитал и на прирост материально-производственных средств.
В сельскохозяйственном производстве инвестиции подразделяются по следующим направлениям:
♦ замена
устаревшего и изношенного
♦ развитие новых видов производств.
Формирование инвестиций в сельское хозяйство осуществляется на экономической основе с учетом быстроты возврата вложенных средств. А это возможно лишь при условии увеличения производства высококачественной продукции и снижения ее себестоимости.
Обязательными элементами инвестиционной политики в рыночных условиях являются:
Без оживления инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве невозможно преодоление спада производства, достижение финансовой стабилизации и подъема экономики отрасли.
Инвестиции подразделяются на общие и чистые. Чистые инвестиции представляют собой разницу между капитальными вложениями и суммой амортизационных отчислений. Они показывают, сколько требуется вложить дополнительных средств при эффективном использовании собственных ресурсов.