Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
♦ замедленную оборачиваемость на производственной стадии;
2. Реформирование системы кредитования российских сельскохозяйственных производителей при переходе
к рыночной экономике
К началу рыночных реформ сельское хозяйство страны столкнулось с отсутствием адекватной кредитной системы и с абсолютной неготовностью участников кредитного процесса адаптироваться к коммерческим отношениям. В сложившейся ситуации аграрный сектор стал обеспечиваться заемными средствами при помощи субсидированного кредитования, что и определило направление развития системы сельскохозяйственного кредита в последующие годы.
Изначально
государство предоставляло
Авансирование закупок и товарный кредит не в полной мере удовлетворяли потребности хозяйств в заемных яствах и не обеспечивали эффективное соблюдение принципов кредитования. Эти формы ограничивали свободу и маневренность хозяйств в использовании полученных ресурсов с учетом конкретно складывающихся условий хозяйственной деятельности. Однако механизм учета общего финансового состояния предприятий отсутствовал, что нередко приводило к злоупотреблениям.
Одной из наиболее заметных разновидностей товарного кредита в рассматриваемый период стал товарный кредит коммерческих фирм. В частности, весной 1995 г. поставки горючего в рамках программы государственного товарного кредита составили менее 50% реальной потребности аграрного сектора. Обследования показали, что ресурсы под посевную были получены по товарному кредиту от компаний, заинтересованных в гарантируемом поступлении сельскохозяйственного сырья после уборки урожая. Они поставляли аграрному сектору ресурсы авансом — по контракту под будущую продукцию. Коммерческие сделки такого типа более гибко приспосабливались к потребностям села:
во-первых, они не были привязаны исключительно к нефтепродуктам, а зависели от запроса аграрной стороны;
во-вторых, кредиты направлялись наиболее надежным производителям;
в-третьих, в ряде случаев реальный процент по ним оказался ниже 120—130% по государственным кредитам.
В целом система сельскохозяйственного кредита в России находится на начальном этапе своего становления. Ее перспективы зависят от ряда факторов:
♦ финансовая стабилизация экономики;
♦ государственные гарантии.
Государство может, с одной стороны, снять с себя груз бесконечного и неэффективного финансирования аграрной сферы, а с другой — поддержать возникающие инициативы институтов агробизнеса и частной банковской системы.
3. Правовое регулирование
В настоящее время кредитные отношения в аграрной экономике регулируются Гражданским кодексом РФ (гл. 42). Законодатель различает три формы кредита: денежный, товарный и коммерческий. Кредитный договор по мере развития общественных отношений и требований рынка постоянно модифицируется. Однако принципы кредитования остаются неизменными: возвратность, возмездность, срочность, целевое назначение и обеспечение.
Законодатель различает понятия "ссуда" и "кредит". Первое связано с понятием договора безвозмездного пользования. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Договор ссуды по своему характеру близок к договору аренды: одна сторона (арендодатель или ссудодатель) передает другой (арендатору или ссудополучателю) во временное пользование имущество (вещь), а другая обязуется вернуть его в состоянии, в каком оно было получено, с учетом износа или в состоянии, обусловленном договором. Главное различие между ними состоит в возмездном характере договора аренды и безвозмездном — договора ссуды. Ссудодатель может выступать собственником имущества (вещи).
Формами ответственности за нарушение обязательств являются неустойка и возмещение убытков.
Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязуется уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств. Неустойка выполняет двоякую функцию: способствует обеспечению обязательств и является мерой гражданской ответственности. Поэтому кредитор не вправе требовать неустойки, если должник не несет ответственности за нарушение обязательства. Действующее законодательство предусматривает две разновидности неустойки: штраф и пеня.
Штраф взыскивается однократно и определяется в твердой сумме или в процентах к сумме долга.
Пеня взыскивается непрерывно (например, за каждый день просрочки исполнения обязательства) и устанавливается, как правило, в процентах к сумме долга.
Законодательством допускаются и иные меры обеспечения возвратности кредитов: залог, банковские гарантии, и т. д. Наиболее распространенным в банковской практике: способом обеспечения исполнения обязательств является залог. Кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества. Субъектами правоотношений, возникающих в силу залога, являются кредитор и должник. Залогодателем может быть как собственник определенной вещи (предмета залога), так и лицо, которому принадлежит на праве хозяйственного ведения, как правило, с согласия собственника. Однако предусмотрены случаи, когда такое согласие не требуется.
Процесс кредитования связан с действием многообразных факторов риска, способных повлечь непогашение ссуды в обусловленный срок. Для предупреждения незаконного получения кредита интерес вызывают прежде всего факторы субъективного порядка: так называемые сведения не финансового плана, но свидетельствующие о повышенном риске для банка:
♦ недостоверная или фальсифицированная отчетность;
♦ данные об установлении контроля за этой организацией преступных группировок;
♦ ложные сведения, сознательный обман.
11. Совершенствование механизма кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий
Совершенствование такого механизма в условиях системного кризиса и распада связей предполагает государственное регулирование. Объясняется это тем, что бюджетные и кредитные средства, идущие через ценовой канал, по объемам и времени поступления не обеспечивают непрерывность и достаточность процесса финансирования. Это ведет к недофинансированию, неплатежам, замораживанию оборотных средств, спаду производства.
По краткосрочному кредитованию наиболее эффективной формой государственного регулирования является государственный залог сельскохозяйственной продукции. Целесообразна разработка такого механизма его функционирования, который трансформировал бы кредитный процесс в регулируемую государством форму предоставления заемных ресурсов на сезонное восполнение оборотных средств и управления реализацией сельскохозяйственной продукции.
Для государства залоговые операции интересны тем, что кредиты являются осязаемыми, целевыми и выдаются под ликвидные ресурсы, т. е. гарантируется их возврат. Интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечивается возможностью своевременного получения денег и облегчением сбыта продукции при неудовлетворительной конъюнктуре рынка.
Кредитование под залог сельскохозяйственной продукции может производиться в денежной и товарной формах в виде авансирования. Предметом залога может выступать как уже произведенная, так и будущая сельскохозяйственная продукция. Кредит под урожай будущего года может выдаваться под залог контракта и страхового полиса на сроки, не превышающие периода естественной вегетации соответствующих культур.
Концепция эффективного функционирования механизма такого кредитования базируется на следующей системе взглядов:
♦ при превышении рыночных
цен над залоговыми товароизвод
Залог — не конфискационная мера в случае невыполнения договорных обязательств, а регулируемая форма реализации сельскохозяйственной продукции, движения товарных и денежных потоков. Следует отметить, что по значительной части принимаемой в залог продукции государству самому выгоднее осуществлять продвижение товарных потоков, вытесняя посредников.
3. Развитие кредитной кооперации
В условиях диверсификации производства, возникновения небольших и средних по размерам сельскохозяйственных предприятий (кооперативов, товариществ, обществ, фермерского уклада, личных подсобных хозяйств) актуальной становится задача создания такой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, при которой кредиты были бы доступны даже наиболее отдаленным от банковских центров товаропроизводителям. Одним из решений указанной проблемы является создание кредитно-финансовых кооперативов и их объединений.
Развитие сельской кредитной кооперации — один из путей реформирования финансово-кредитной сферы АПК России. Возрождение кредитных кооперативов могло бы помочь аграрным товаропроизводителям в поиске средств, необходимых для ведения хозяйства. Использование опыта организации системы сельскохозяйственной кредитной кооперации XIX — начала XX в. может значительно облегчить эту задачу.
Организатор этих кооперативов Райффайзен сформулировал следующие принципы деятельности такого товарищества:
♦ неограниченная ответственность членов товарищества, повышающая доверие к его кредитоспособности;
♦ строгая локализация деятельности, т. е. ограничение ее территорией одной общины или церковного прихода;
♦ обязательство быть членом только одного кредитного кооператива;
♦ бесплатность труда органов управления;
♦ преимущественное расходование прибыли на формирование специального фонда развития кооператива;
♦ использование полученных
В России кооперативное
В современных условиях, когда государственных вложений в сельское хозяйство совершенно недостаточно, a кредит дорогой, целесообразно создавать в России при поддержке государства кредитные крестьянские кооперативы.
Их основные цели и задачи заключаются в следующем:
♦ организация кредитного
♦ оказание кредитно-
♦ открытие депозитных счетов.
В настоящее время по инициативе АККОР создан Фонд развития сельской кредитной кооперации. Он является участником Российско-американской программы по развитию сельской кредитной кооперации, финансируемой за счет средств смешанной российско-американской комиссии по агробизнесу и развитию сельских регионов. В соответствии с этой программой разрабатываются принципы и порядок предоставления ссуд сельским кредитным кооперативам.
Можно выделить положительные стороны и недостатки в идее сельской кредитной кооперации применительно к современной экономической ситуации.
К позитивным факторам относятся, например: