Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
Государственная технологическая политика в новых условиях должна основываться на следующих принципах:
1-й
принцип — экологизация
2-й принцип — адаптация технологий применительно к различным уровням интенсификации агропромышленного производства, производственно-ресурсному потенциалу товаропроизводителя, а также к многоукладности хозяйствования, различным формам организации труда (индивидуальным, семейным, коллективным);
3-й принцип — альтернативность, возможность выбора вариантов из пакетов технологий, построенных по принципу последовательного преодоления лимитирующих факторов;
4-й принцип — ведение федерального и региональных регистров технологий производства сельскохозяйственной продукции и машин, сертификация технологий;
5-й принцип — организация
1. Организация финансов аграрных формирований
Финансы — это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения. Они материализуются в доходах и накоплениях и поступают в распоряжение субъектов хозяйствования и государства. Используются для расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.
Эта совокупность отношений, которыми являются финансы, при помощи определенных категорий всесторонне характеризуют хозяйственную и коммерческую деятельность предприятий. Такими категориями являются: себестоимость, цена, выручка, валовый доход, чистый доход, прибыль, оборотные средства, амортизация и др.
Финансовая аграрная политика — совокупность всех финансовых мероприятий, направленных на создание хозяйственно-политических рамочных условий в аграрном секторе и оказание воздействия на происходящие в нем экономические процессы.
Эти финансовые мероприятия осуществляются через воздействие на процессы формирования себестоимости, прибыли, оборотных средств, амортизационных фондов, цен и т.д.
Финансы
обслуживают
На формы организации финансов в сельском хозяйстве влияют следующие факторы:
1-й фактор — в сельском хозяйстве главным средством производства является земля, которая не амортизируется и, следовательно, не участвует в формировании себестоимости продукции. В то же время разный уровень природного плодородия и месторасположения способствует образованию у товаропроизводителей дифференцированного дохода (ренты).
2-й фактор — в составе основных производственных фондов значительное место занимает продуктивный и рабочий скот, воспроизводство которого осуществляется непосредственно в самой отрасли путем выращивания молодняка. По продуктивному скоту амортизация не начисляется, его стоимость не переносится на себестоимость продукции, но по рабочему скоту она начисляется.
3-й фактор — существенной спецификой данной отрасли народного хозяйства является самовоспроизводство. Значительная часть полученной продукции не реализуется на сторону, а остается в хозяйстве в качестве молодняка, кормов, навоза для удобрения полей. Поэтому она не входит в состав товарной продукции и не принимает денежную форму, а участвует во внутрихозяйственном обороте.
4-й фактор — естественный процесс выращивания животных и растений определяет особенности кругооборота средств сельскохозяйственных товаропроизводителей: его сравнительную замедленность, постепенное нарастание затрат, высвобождение средств из кругооборота единовременно, т. е. в периоды выхода и реализации продукции.
2. Система финансового
Для обеспечения устойчивого развития аграрной экономики необходим действенный экономический механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, проведении сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политики.
Основой устойчивости выступают собственные источники накопления в сельском хозяйстве. Основной источник поступления денежных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей связан с реализацией продукции. Поэтому в настоящее время практически все развитые страны держат под контролем цены на основные виды продукции аграриев. В России же в условиях монополизма производителей средств производства и рынка сбыта, правовой незащищенности, отсутствия реальных для финансовой поддержки многообразия форм собственности сельское хозяйство оказалось брошенным государством в рыночную стихию, и, судя по результатам, успешно в ней тонет.
Неконтролируемая либерализация цен особенно тяжело отразилась на положении отрасли. Она привела:
♦ к опережающему росту цен на материально-техническиe ресурсы;
♦ изъятию
из сельского хозяйства
В результате такой финансовой политики сфера собственных накоплений постоянно сужается. Введение дотаций положение не спасает, так как они весьма незначительны и выдаются только на реализованную продукцию, а сроки их получения растягиваются на длительное время, подвергаясь инфляционному воздействию.
Как видно, необходимо создание таких ценовых отношений, которые обеспечили бы доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей. В качестве концептуальной основы государственной политики в аграрном секторе должно быть, с одной стороны, декларирование принципа свободного ценообразования, которое приспосабливается к платежеспособному спросу, а с другой — применение механизма регулирования цен предложения (объективная база использования таких цен подвижна). При дефиците продукции она определяется средними издержками производства и реализации при относительно худших природно-экономических условиях в основных товарных зонах страны. По мере преодоления этой дефицитности цена смещается к затратам в средних и лучших условиях.
Вывод напрашивается сам по себе — АПК необходима своя банковская система, работающая на сферу сельскохозяйственного производства и перерабатывающую промышленность. Речь идет об ипотечных банках, агропромышленных финансовых группах, холдингах и др. Однако важнейшим моментом эффективного функционирования указанных организаций выступает обеспечение их акций реальными материальными активами и залогами. Для объединений с аграрным уклоном таковыми могли бы быть: земля, производственные постройки, продукция и др.
Организационную систему банков можно было бы дополнить структурами, работающими по принципу обществ взаимного кредитования и кооперативных банков, учредивши которых выступали бы хозяйства и жители сельской местности. Такие структуры, в отличие от коммерческих организаций, не должны ставить целью своей деятельности максимизацию прибыли. Это позволит удешевить кредит, предотвратить утечку денежных ресурсов в несельскохозяйственные сферы. Функционирование альтернативной кредитной системы облегчит создание конкурентной среды в сфере банковского обслуживания, особенно в отдаленных сельских районах.
3. Государственная поддержка регулирование производства продукции в сельском хозяйстве
В рамках Федеральной программы и Закона РФ "О госурственном регулировании агропромышленного производства" (1997г.) осуществляются государственное регулирование и поддержание аграрного производства. Государство воздействует на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Задачами государственного регулирования являются:
♦стабилизация и развитие агропромышленного производства;
♦ обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;
♦улучшение продовольственного обеспечения населения;
♦поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями;
♦сближение уровней дохода работников аграрной сферы и промышленности;
♦защита отечественных
Государственное регулирование осуществляется по следующим направлениям:
♦ формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
♦финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
♦ защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
♦ развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
♦ развитие социальной сферы села. Предусматривается применение ценового механизма, сочетающего рыночные (договорные) цены с регулируемыми гарантированными.
10. ПОЛИТИКА КРЕДИТОВАНИЯ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ
к рыночной экономике
экономике
1. Развитие системы сельскохозяйственного кредита в России
Кредит — в дословном переводе означает доверие (лат. credo — верю). Кредит можно понимать и как обращение капитала в чужих руках. Кредитная сделка — купля-продажа с отсрочкой платежа. Кредит — это форма существования (движения) ссудного фонда, своеобразная форма реализации собственности на ссудный фонд.
Ссудный фонд — часть централизованного денежного фонда. Ссудный фонд — сложное противоречивое экономическое отношение, связанное с его формированием и использованием на условиях возвратности, срочности, платности временно свободных денежных средств.
Денежно-кредитная политика — это совокупность мер, направленных на расширение или сужение ликвидных средств и объема кредитования банков и других кредитных учреждений.
Цель денежно-кредитной политики — регулирование спроса и предложения на ссудный капитал.
Денежно-кредитную политику проводит Центральный банк через использование инструментов регулирования денежного обращения и объема кредитования: учетная (дисконтная) и ломбардная (залоговая) политика, политика на открытом рынке, политика обязательных резервов.
Учетная (дисконтная) политика Центрального банка основана на учете векселей, учтенных ранее коммерческим банком. При этом из валюты векселя им удерживается дисконт (или учетный процент), изменение которого влияет на объем кредитования. При его повышении проводится жесткая политика "дорогих" денег, при понижении — политика “дешевых" денег.
Ломбардная (залоговая) политика — политика, основанная на предоставлении Центральным банком коммерческим банкам ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. В связи с возможностью большего риска на него устанавливается более высокий процент — на 1—2% выше.
Смысл учетной и ломбардной политики — влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.
Операции на открытом рынке — это инструменты повышения эффективности учетной (дисконтной) политики.
Политика обязательных резервов — политика административного влияния Центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности. Суть ее в том, что ЦБ устанавливает минимальный резерв в виде определенного процента от суммы их депозитов, который хранится на беспроцентном счете в ЦБ. Величина этого резерва увеличивает или уменьшает кредитные возможности коммерческих банков и кредитных институтов.
В условиях рыночной экономики кредитование приобрело еще большее значение в связи со следующими факторами:
♦ преодолением противоречий между постоянным образованием денежных резервов, оседающих в процессе оборота у предприятий разных форм собственности, населения, в бюджете и полным использованием их для нужд воспроизводства;
♦ обеспечением непрерывного процесса оборота капитала в условиях функционирования многочисленных отраслей и предприятий с различной длительностью кругооборота средств;
♦ организацией функционирования средств обращения и платежей, основанных на кредитном характере эмитирования (выпуска) денежных знаков и безналичных средств;
♦ коммерческой организацией управления предприятиями.
Поэтому в условиях перехода к рыночным отношениям политика кредитования состоит в выборе и использовании форм и методов краткосрочного кредитования. Формы и методы кредитования должны в максимальной мере учитывать особенности кругооборота средств сельского хозяйства: