Лекции по "Аграрной политике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"

Вложенные файлы: 1 файл

Аграрная политика ЛЕКЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать файл)

Рынок функционирует на основе единых экономических законов. В качестве основных из них выделяются следующие:

  • закон стоимости — в соответствии с которым продукция реализуется с учетом издержек по ее созданию, но по той стоимости, в которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей;
  • закон экономии ресурсов — предполагает постоянное совершенствование качества продукции с одновременным снижением уровня издержек. Нарушение этого закона обуславливает невозможность полноценного действия закона стоимости;
  • закон равновесия — в соответствии с которым при 
    прочих равных условиях объем товаров и услуг, предложенных к продаже, уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей. Другими словами, рынок обуславливает такие объемы производства, чтобы в любой момент времени потребности соответствующих покупателей могли быть удовлетворены в полном объеме, причем по приемлемым для покупателя ценам.

Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.

2. Функции  рынка в сельскохозяйственном производстве

В процессе своего функционирования рынок осуществляет следующие функции:

1-я функция. Обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей. В настоящее время в связи с ослаблением государственной политики в области регулирования экономических отношений в аграрном секторе сложилась ситуация, когда отечественные производители не могут реализовать весь объем продукции, которую они способны выпустить при действующем обеспечении производственными и трудовыми ресурсами. В результате ослабления антидемпинговой государственной политики в области сельскохозяйственной продукции довольно большой сегмент рынка захвачен товарами импортного производства, для которых характерны низкая цена и низкое качество;

2-я функция. Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь, энергоресурсами и транспортом) данная функция обуславливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;

3-я функция. Обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий.  Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;

4-я функция.  Обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что ее действие не ограничится границами одного предприятия или группы предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, депорт, связь и т. д.);

5-я функция.  Обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса - воспроизводство товара "рабочая сила".

 

 

3. Цена  и ценообразование на аграрных рынках

Все многообразие рынков, функционирующих  в сельском хозяйстве, можно объединить в следующие четыре группы:

1-я  группа — сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

2-я  группа — рынки материально-технических  ресурсов для сельского хозяйства;

3-я  группа — рынки сферы услуг;

4-я  группа — рынки сферы торговли (маркетинговых услуг).

Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для обеспечения сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

  • рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;
  • рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);
  • рынок минеральных удобрений;
  • рынок кормов для животноводства.

Нетрудно  заметить, что три первых сегмента являются внешними — продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли.

Рынок кормов возникает  внутри одной отрасли. Покупателем выступает животноводство, а продавцом — растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства сельскохозяйственной продукции на крупных специализированных предприятиях (комбинатах) этот рынок может и вовсе отсутствовать.

На рынке сферы услуг сельскохозяйственные предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для обеспечения производственного процесса. В числе этих услуг можно выделить:

  ♦ информационные (включая услуги связи);

  ♦ консалтинг (адвокатские услуги);

  ♦научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);

♦ технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);

  • ветеринарные;
  • мелиоративные;
  • изыскательские и землеустроительные и др.

Рынок сферы торговли возникает там и тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг: ♦ услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

♦ услуги предприятий  оптовой и розничной торговли;

♦ услуги предприятий общественного питания;

♦ услуги предприятий  переработки.

На   сельскохозяйственных   рынках   сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этому является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах.

Сельскохозяйственные  рынки подразделяются на:

♦ рынки  продукции растениеводства;

♦ рынки  продукции животноводства;

♦ рынки продукции переработки.

В силу потребностей процессов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, предприятия аграрного сектора вынуждены принимать участие в деятельности большей части из перечисленных рынков. Это участие требует дополнительных организационных преобразований и материальных затрат, связанных с их осуществлением. Потребители и предприятия действуют как на рынке продовольствия, так и на рынке ресурсов.

На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели — на стороне спроса, а потребители продуктов как владельцы ресурсов и поставщики — на стороне предложения.

На рынке продовольствия они меняются местами: потребители продуктов становятся покупателями, то есть выступают на стороне спроса, а предприятия занимают место продавцов, то есть выступают на стороне предложения.

Вместе  с тем каждый из этих субъектов  и покупает, и продает. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны приобрести ресурсы. Их готовая продукция, продается потребителю в обмен на потребительские расходы последних. Конечным результатом этих процессов служит реальный поток экономических ресурсов в одну сторону, а денежный поток доходов и потребительских расходов — в другую. Потоки являются одновременными и бесконечно повторяемыми.

Главной характеристикой, определяющей отношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию. Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и его финансово-экономическое состояние.

В условиях плановой экономики цена равна средним издержкам производства и регулируется государством. В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, то есть издержек производства признанных рынком партий товара. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения — увеличивается.

Основными видами цен в условиях рынка являются:

 

♦ свободные цены — это цены, которые формируются исключительно на основе соотношения спроса и предложения;

♦ регулируемые цены — это цены, уровень которых, 
с учётом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции, регулируется государством;

♦ оптовые цены — это цены предприятия, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам в той же отрасли;

 ♦ оптовые цены отрасли — это цены реализации про 
чий организациям торговли; в том случае, когда реализация осуществляется непосредственно организациям торговли и в цену не включаются издержки и плановая прибыль оптовых баз или складов, данная цена отсутствует;

 ♦ розничные цены — это цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;

♦ закупочные цены — это цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т. п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;

  ♦сопоставимые цены — это цены, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции; в строительстве применяются с  1991г., в сельском хозяйстве — с 1994г. и т. п.

В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:

  • установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;
  • установление цены по уровню плановой рентабельности продукции (обеспечение безубыточности и получениe целевой прибыли);
  • установление цены исходя из реальной стоимости продукции;
  • установление цены на основе уровня средних цен. 
    Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены двумя факторами:

1-й фактор — низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, то есть изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее;

2-й фактор — высокая затратность сельскохозяйственного производства с большой степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Необходимость осуществления технологической политики

в аграрной экономике

Наряду  с созданием политических и социалъно-экономических  предпосылок условием обеспечения  эффектного развития агропромышленного производства является его техническое перевооружение.

Технологическая отсталость АПК при наличии мощной сельскохозяйственной науки в стране и многих ее достижений, признанных в мире, объясняется слабой интеграцией научно-исследовательской деятельности, отсутствием проводящей сети научно-технического прогресса. Подавляющее большинство научных разработок не доходит до товаропроизводителей.

Сокращение  производства специализированной техники поставило под угрозу существование противоэрозионных систем обработки почвы. Произошли разрушение почвозащитных и мелиоративных систем земледелия, примитивизация агротехники, упал уровень производственной культуры крестьянина, не приобщенного к современным технологическим средствам, усиливается деградации земель. В этих условиях необходимо сформировать стратегию и тактику научно-технологического и материально-технического обеспечения АПК на всех уровнях.

 

 

2. Сущность  и принципы технологической политики  в АПК

Сущность  технологической политики заключается  в том, чтобы содействовать товаропроизводителю  в принятии самостоятельного хозяйственного решения на основе представляемых ему пакета и набора технических средств с ориентацией на приоритет использования новейших достижений научно-технического прогресса в системе государственного стимулирования.

Информация о работе Лекции по "Аграрной политике"