Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 20:15, курс лекций
Работа содержит лекционный материал по предмету "Аграрная политика"
Рынок функционирует на основе единых экономических законов. В качестве основных из них выделяются следующие:
Основными предпосылками создания и существования рынка являются конкуренция, право собственности и экономическая свобода.
2. Функции рынка в сельскохозяйственном производстве
В процессе своего функционирования рынок осуществляет следующие функции:
1-я функция. Обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей. В настоящее время в связи с ослаблением государственной политики в области регулирования экономических отношений в аграрном секторе сложилась ситуация, когда отечественные производители не могут реализовать весь объем продукции, которую они способны выпустить при действующем обеспечении производственными и трудовыми ресурсами. В результате ослабления антидемпинговой государственной политики в области сельскохозяйственной продукции довольно большой сегмент рынка захвачен товарами импортного производства, для которых характерны низкая цена и низкое качество;
2-я функция. Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию. В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь, энергоресурсами и транспортом) данная функция обуславливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;
3-я функция. Обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса;
4-я функция. Обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Выделение ее в отдельную функцию обусловлено тем, что ее действие не ограничится границами одного предприятия или группы предприятий, а охватывает весь агропромышленный комплекс (производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие отрасли народного хозяйства (общественное питание, машиностроение, депорт, связь и т. д.);
5-я функция. Обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. Эта функция осуществляется также опосредованно через функцию обеспечения эффективности производства и подфункцию обеспечения прибыльности сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, решение социальных проблем является одной из сторон воспроизводственного процесса - воспроизводство товара "рабочая сила".
3. Цена и ценообразование на аграрных рынках
Все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, можно объединить в следующие четыре группы:
1-я группа — сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);
2-я
группа — рынки материально-
3-я группа — рынки сферы услуг;
4-я группа — рынки сферы торговли (маркетинговых услуг).
Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для обеспечения сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:
Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними — продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли.
Рынок кормов возникает внутри одной отрасли. Покупателем выступает животноводство, а продавцом — растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства сельскохозяйственной продукции на крупных специализированных предприятиях (комбинатах) этот рынок может и вовсе отсутствовать.
На рынке сферы услуг сельскохо
♦ информационные (включая услуги связи);
♦ консалтинг (адвокатские услуги);
♦научно-исследовательские (включая элитное семеноводство);
♦ технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);
Рынок сферы торговли возникает там и тогда, когда сельскохозяйственное предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг: ♦ услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;
♦ услуги предприятий оптовой и розничной торговли;
♦ услуги предприятий общественного питания;
♦ услуги предприятий переработки.
На сельскохозяйственных рынках сельскохозяйственное предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этому является желание сельскохозяйственного предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах.
Сельскохозяйственные рынки подразделяются на:
♦ рынки продукции растениеводства;
♦ рынки продукции животноводства;
♦ рынки продукции переработки.
В силу потребностей процессов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, предприятия аграрного сектора вынуждены принимать участие в деятельности большей части из перечисленных рынков. Это участие требует дополнительных организационных преобразований и материальных затрат, связанных с их осуществлением. Потребители и предприятия действуют как на рынке продовольствия, так и на рынке ресурсов.
На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели — на стороне спроса, а потребители продуктов как владельцы ресурсов и поставщики — на стороне предложения.
На рынке продовольствия они меняются местами: потребители продуктов становятся покупателями, то есть выступают на стороне спроса, а предприятия занимают место продавцов, то есть выступают на стороне предложения.
Вместе с тем каждый из этих субъектов и покупает, и продает. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны приобрести ресурсы. Их готовая продукция, продается потребителю в обмен на потребительские расходы последних. Конечным результатом этих процессов служит реальный поток экономических ресурсов в одну сторону, а денежный поток доходов и потребительских расходов — в другую. Потоки являются одновременными и бесконечно повторяемыми.
Главной характеристикой, определяющей отношение спроса и предложения, является рыночная цена на продукцию. Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятием, и его финансово-экономическое состояние.
В условиях плановой экономики цена равна средним издержкам производства и регулируется государством. В рыночных условиях цена определяется уровнем предельных издержек, то есть издержек производства признанных рынком партий товара. При снижении спроса и увеличении предложения цена снижается, при увеличении спроса и снижении предложения — увеличивается.
Основными видами цен в условиях рынка являются:
♦ свободные цены — это цены, которые формируются исключительно на основе соотношения спроса и предложения;
♦ регулируемые цены
— это цены, уровень которых,
с учётом монопольного положения производителя
на рынке или высокой социальной
значимости производимой продукции, регулируется
государством;
♦ оптовые цены — это цены предприятия, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам в той же отрасли;
♦ оптовые цены отрасли
— это цены реализации про
чий организациям торговли; в том случае,
когда реализация осуществляется
непосредственно организациям торговли
и в цену не включаются издержки и плановая
прибыль оптовых баз или складов, данная
цена отсутствует;
♦ розничные цены — это цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;
♦ закупочные цены — это цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т. п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;
♦сопоставимые цены — это цены, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции; в строительстве применяются с 1991г., в сельском хозяйстве — с 1994г. и т. п.
В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:
1-й фактор — низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию, то есть изменение цены на продукцию слабо отражается на уровне спроса на нее;
2-й фактор — высокая затратность сельскохозяйственного производства с большой степенью дифференциации структуры и уровня затрат в зависимости от региона и вида выпускаемой продукции.
1. Необходимость осуществления технологической политики
в аграрной экономике
Наряду с созданием политических и социалъно-экономических предпосылок условием обеспечения эффектного развития агропромышленного производства является его техническое перевооружение.
Технологическая отсталость АПК при наличии мощной сельскохозяйственной науки в стране и многих ее достижений, признанных в мире, объясняется слабой интеграцией научно-исследовательской деятельности, отсутствием проводящей сети научно-технического прогресса. Подавляющее большинство научных разработок не доходит до товаропроизводителей.
Сокращение производства специализированной техники поставило под угрозу существование противоэрозионных систем обработки почвы. Произошли разрушение почвозащитных и мелиоративных систем земледелия, примитивизация агротехники, упал уровень производственной культуры крестьянина, не приобщенного к современным технологическим средствам, усиливается деградации земель. В этих условиях необходимо сформировать стратегию и тактику научно-технологического и материально-технического обеспечения АПК на всех уровнях.
2. Сущность
и принципы технологической
Сущность
технологической политики заключается
в том, чтобы содействовать