Лекции по "Истории Земельных Отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".

Вложенные файлы: 1 файл

Izo_2.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Управление Межевой частью Приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вместо него образован Центральный землемерно-технический отдел (ЦЗТО).

Функции и организационное  устройство отдела были определены в Положении об отделе, утвержденном Наркомом земледелия (Наркомзема).

На Наркомзем Правительство  возложило задачи по осуществлению земельной реформы в связи с национализацией земли, поэтому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовал также отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимущественно проведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее возможности колонизации (переселения).

В декабре 1918 г. состоялся Первый всероссийский  съезд земельных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и выработан Проект положения о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утвержденный 14 февраля 1919 г.

3 мая 1919 г. для осуществления  намеченного и организации социалистического землеустройства при Наркомземе образован Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). Во главе отдела стоял заведующий и коллегия. 10 мая 1919 г. Наркомземом утверждено Положение о земельных отделах губернских, уездных и волостных исполкомов, которое определило структуру землеустроительных органов на местах.

Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства.

Подотделы землеустройства разделялись на отделение землеустройства, землемерно-техническую часть, земельно-учетное и переселенческое отделение, открываемое по мере необходимости.

Поддержание постоянной живой связи между центральными и местными землеустроительными  органами возлагалось Особым наказом от 19 мая 1919 г. на инструкторов по землеустройству, представляющих о своей деятельности на местах отчеты Центральному отделу землеустройства.

  Заведующими отделами и отделениями губернских и уездных землеустроительных и земельно-технических подразделений и их заместителями (помощниками) должны быть межевые инженеры или техники с высшей подготовкой по межевой или геодезической специальностям. В исключительных случаях, при невозможности подыскать кандидата с означенной подготовкой, допускалось должность заведующего и его помощника замещать техником со средней землемерной подготовкой.

Заведующие геодезическими и картографическими работами в губерниях, их помощники и геодезисты должны были назначаться Паркомземом из лиц, имевших высшую геодезическую подготовку.

. В  это время стала четко прослеживаться  тенденция разделения межевиков  на два направления: землеустроительное (для осуществления земельной реформы, перераспределения земель, рационального устройства территории, образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании и т. д.) и геодезическое (для топографо-геодезического и картографического обеспечения землеустроительных работ).

В этой связи наряду с  Центральным отделом землеустройства  при Наркомземе с 1919 г. начало функционировать  также Высшее геодезическое управление как самостоятельный государственный  орган по изучению территории России в топографическом отношении.

Для осуществления положений Декрета  о земле правительство сделало ставку на ускоренную подготовку землеустроителей. По данным Наркомзема, для проведения земельных преобразований в России в 1919-1921 гг. требовалось не менее 4,5-5 тыс. землеустроителей со специальным образованием, фактическое же их число в 1919 г. было чуть более 3 тыс. человек.

Поэтому был взят курс на развитие землеустроительного образования, центром которого стал Московский межевой институт.

 

2. Земельные  органы и землеустроительные кадры в 1921-1927 гг.

 

В 1921-1927 гг. в сельскохозяйственном производстве России вновь стало приоритетным направление на поддержку мелких крестьянских хозяйств. Все признавали важность земельного вопроса, а также то, что для проведения земельных преобразований нужен основной закон — Земельный кодекс.

В 1921-1922 гг. вопросы регулирования  земельных отношений и землеустройства  в России трижды обсуждались на всероссийском  уровне: в декабре 1921 г. — на I Всероссийском  съезде земельных органов по вопросам земельной политики и землеустройства, в феврале 1922 г. — на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов, в марте 1922 г. — на Всероссийском съезде агрономов.

Наркомзему было поручено разработать новый земельный  закон, учитывающий изменения, вытекающие из условий новой экономической политики и требований ускоренного развития сельскохозяйственного производства. В  мае 1922 г. III сессией ВЦИК был утвержден Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК принят и с 1 декабря 1922 г. введен в действие Земельный кодекс РСФСР.

Кодексом  определены землеустроительные действия:

а) отвод земель;

б) образование земельных  фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и перевод угодий из одного фонда в другой;

в) изъятие земель для  государственных и общественных надобностей;

г)  установление городской  черты;

д) раздел земель, на хуторские либо отрубные участки;

е) устранение или уменьшение чересполосности, вклинивания и вкрапливания, дальноземелья, неправильности очертаний границ и других недостатков землепользования;

ж)  проектирование дорог, предоставление водопоев;

з)  планировка  сельских  населенных  пунктов;

 и) установление  и изменение границ волостей.

Принято, что землеустроительные действия выполняются под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных землемеров-землеустроителей.

Землеустроительные действия производились по инициативе землеустроительных учреждений в следующих случаях:

а) образования и изменения  состава земельных фондов специального назначения;

б)  признания землеустроительными  учреждениями необходимости немедленно устранить в том или ином районе недостатки землепользования, обостряющие земельные отношения; во всех же прочих случаях названные действия производились лишь по ходатайствам о том заинтересованных сторон.

Начиная с Земельного кодекса РСФСР (1922 г.), предусматривалось все землеустроительные действия осуществлять только на основании проектов землеустройства. При этом статьей 179 предписывалось производить землеустроительные дела по стадиям:

1) возбуждение землеустроительного  дела;

2) подготовка землеустроительного  дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства;

3) утверждение проекта  землеустройства и приведение  его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков;

4)  составление и выдача сторонам  землеустроительных документов.

С 1923 г. землеустройство касалось в основном вопросов создания условий для развития крестьянского хозяйства.

Для подъема  культуры земледелия большое значение имело внутриселенное землеустройство по переходу целых селений на многопольные севообороты и широкие полосы. По РСФСР оно началось в 1922 г., до 1926 г. и проведено на площади 5 170 тыс. гектаров, преимущественно в Центрально-промышленном, Северо-Западном и Западном районах. Структура землеустроительных органов в это время несколько изменилась.

26 ноября 1923 г. было утверждено новое Положение о Наркомземе РСФСР и его местных органах, в котором основной особенностью было приближение аппарата земельных органов к крестьянскому хозяйству.

Центральный аппарат в 1924 г. состоял из отдела землеустройства Управления землеустройства и мелиорации Наркомзема (Управмелиозема). Начальником Управмелиозема был И. А. Миртов, впоследствии назначенный на должность ректора Московского межевого института. При ВЦИК была образована Особая коллегия высшего контроля по земельным спорам для рассмотрения земельных дел в порядке обжалования решений предыдущих инстанций.

Отдел землеустройства  состоял из трех подотделов: планового, земельной регистрации и земельно-технического; имел управляющего, помощника, секретаря и 6 районных уполномоченных для непосредственной связи с местными землеустроительными учреждениями, их ревизии и инструктирования. Всего в отделе работало 30 сотрудников, в том числе 26 специалистов по землеустройству.

Губернский (областной) аппарат состоял  из 7 специалистов: заведующих отделом землеустройства, подотделом землеустройства, техническим исполнением, специалистов по земельной регистрации, спорным земельным делам, инструментальной камере, заведующего плано- и актохранилищем (архивариуса). При губернских отделах землеустройства состояли губернские ревизоры землеустройства и оперативный состав землеустроителей, разделяемых в зависимости от квалификации, стажа и способностей на три разряда.

По данным на 1 июня 1924 г., всего по РСФСР без автономных республик  в составе губернских аппаратов  землеустройства работали 510 специалистов, числились 200 губернских ревизоров, а оперативный персонал составлял 3 244 техника.

Уездный аппарат включал одного уездного землеустроителя при каждом уездном земельном управлении и  еще по одному специалисту в некоторых уездах, всего 490 человек.

К 1930 г. предусматривалось выпустить 10—12 тыс. землеустроителей, в том числе из вузов — 1 723, техникумов — 4 227, окончивших курсы — 4 050.

Для подготовки землеустроителей Наркомзем  и Наркомпрос наметили следующие основные пути:

—   увеличение числа специальных  высших и средних землеустроительных школ с постепенной заменой оканчивающими эти учебные заведения лицами специалистов землеустроительной службы низшей квалификации;

—   увеличение приема и выпуска  из этих учебных заведений;

—   открытие временных курсов по программам средних специальных землеустроительных учебных заведений (от 2 до 8 мес.) для обучения землеустроительного персонала без квалификации;

—   обучение землеустроителей на других курсах, способствующих повышению  политической сознательности и профессионального  мастерства, ликвидации политической безграмотности.

К последним  относились организованные в 1924-1925 гг.:

—   краткосрочные  курсы политграмоты и аграрной политики для землеустроителей в губернских и некоторых уездных (окружных) городах.

В 1928 г. в состав землеустроителей входили уже примерно 7 500 человек, из них 8% были лица с высшим специальным образованием, 52% — со средним специальным (бывшие землемерные училища и  землеустроительные техникумы), 32% — с низшим специальным образованием (курсы) и 8% — без специального образования.

При выполнении землеустроительных работ за счет средств  населения были установлены следующие  ставки подесятинной оплаты :

а) за отвод земель учреждениям  и предприятиям, состоящим на госбюджете — 50 коп. (золотом);

б)  за отвод земель учреждениям, организациям и предприятиям, состоящим на хозрасчете, а также за исполнение землеустроительных работ группового характера (выдел земли селениям и частям селений; образование поселков и выселков и разбивка на поля — 75 коп. (золотом);

в) за исполнение работ по переходу к широкополосице — 1 руб. (золотом),

г)  за исполнение работ по разверстанию целых селений на хутора и отруба — 1 руб. (золотом);

д) за исполнение работ по выделам  участков отдельным домохозяевам, числом не более пяти, а также при единоличном землеустройстве в пригородных районах с огородной и садовой культурой — 1 руб. 90 коп. (золотом);

е)  за оформление существующих землепользовании, не требующих землеустройства, в порядке регистрации с производством лишь необходимых землемерных действий — 40 коп. (золотом);

ж)   за исполнение всякого рода земельных экспертиз — 1 руб. 50 коп. (золотом), за каждый рабочий день.

Сверх вышеуказанной  платы с заинтересованных сторон взимались прогонные деньги для исполнителя работ по действительной стоимости из расчета в оба конца.

Указанные ставки включали также плату за изготовление землеотводных  документов для выдачи их землепользователям Все работы в натуре население должно было выполнять за свои средства.

Такие расходы населению  были не по силам, в связи с чем  землеустройство стало постепенно снижать свои темпы.

 

 

 

 

Лекция 19.11.2013 Земельные отношения в период Столыпинской аграрной реформы.

1. Начало новых земельных отношений, организация землеустройства.

Информация о работе Лекции по "Истории Земельных Отношений"