Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций
Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".
2. Разработка
первых проектов
В конце XIX в. помещичьи имения стали представлять крупные по земельной площади частные землевладения. Собственниками земель в них были дворяне, а также выходцы из других сословий, сконцентрировавшие у себя большие площади земельных угодий. Таких владений, площадью свыше 50 десятин (54,5 га), согласно учету земель 1905 г. в европейской части России было 133 898.
Большинство из них (79%) имели площадь до 500 дес, а в среднем на хозяйство 163 дес; примерно шестая часть (16%) имели от 500 до 2 000 дес, а остальные 4,5% — более 2 000 дес; 699 владельцев имели огромные латифундии средней площадью почти 30 000 дес (32 700 га).
Большинство землевладельцев было высокообразованными людьми, которые видели резервы повышения эффективности сельского хозяйства в улучшении культуры земледелия и в правильной организации, "планировании" территории.
Традиционная для России трехполка со второй половины XIX в. все больше стала заменяться на многопольные севообороты. В их основе лежал плодосмен, пришедший из Англии, так называемый "норфолкский" севооборот, трансформировавшийся к нашим условиям.
В крупных имениях с дальноземельем или с большим различием почв нередко вводилось два севооборота. На ближайших к хозяйственному центру землях обычно вводился интенсивный севооборот (плодосменный), а на более отдаленных оставлялся трехпольный севооборот или велось залежное хозяйство.
Уже в это время
появилась необходимость
Размеры их были различны, в зависимости от расположения земель и уровня интенсивности использования.
Лекция 4. 5.11.2013г
Генеральное и Специальное межевание в России.
К середине XVIII в. земельные отношения в России были сильно запутаны. Землевладения дворянства с незаконно присоединенными к ним землями не были законным образом оформлены, в связи с чем государство не досчитывалось в казне очень больших сумм. Многие имения не имели установленных границ. Сервитуты с неопределенным объемом прав вносили неясность в пользование такими угодьями, как леса, а также в пользование водопоями, проездами и др. На этой почве возникали значительные недоразумения и споры. Многие владения были расположены чересполосно, имели неправильные очертания границ и другие недостатки. Все это указывало на необходимость проведения мероприятий по упорядочению отношений по владению и пользованию землей. Такими мероприятиями явились межевания.
Генеральное межевание началось в царствование Екатерины II (1762-1796 гг.).
Были преобразованы межевые учреждения, 15 декабря 1763 г., в Манифесте об учреждении департаментов в Сенате и в коллегиях было постановлено закрыть Московскую межевую канцелярию и передать дела Вотчинной коллегии и ее департаментам. Екатерина II своим Указом от 20 февраля 1765 г. утвердила особую комиссию по государственному межеванию. Комиссии предписывалось подготовить на основе изучения недостатков межевания по инструкции 1754 г. проект основных правил государственного межевания. Тем самым в России фактически началась земельная реформа, получившая название "Генеральное межевание" и длившаяся почти 100 лет (с 1765 по 1861 гг.).
Юридической основой
генерального межевания был
Утвердив инструкции, Екатерина II собственноручно начертала будущий межевой девиз "Каждый при своем" и подтвердила его следующими знаменательными словами: "Утверди, Господи, достояние людям своим". Изречение "Каждый при своем", начертанное рукой императрицы, нашло отражение на рисунке межевого штемпеля. Впоследствии оно находилось также на знаке форменного кепи воспитанников Константиновского межевого института.
В Манифесте объявлялось: никому не распространять своих владений за пределы, в которых застанет владельцев обнародованный Манифест. Все границы в день 19 сентября 1765 г. стали считаться бесспорными. Это означает, что землевладельцы были признаны собственниками всех примерных земель, которые оказались в границах их землевладений.
Был выдвинут новый принцип "полюбовного отвода" границ самими землевладельцами вместо отвергнутого комиссией прежнего начала "ревизии и редукции". Было определено, что у полюбовно разводящихся землевладельцев "крепостей на их земли ни к какому рассмотрению не требовать, но снимая их дачи класть на планы". Поэтому задача генерального межевания заключалась в съемке земель и утверждении границ землевладений.
Генеральное межевание
ставило своей задачей
Эти границы обозначали границы "дач Генерального межевания",
Дачи генерального межевания обычно представляли участки земли обширных размеров, внутри которых могли быть земли общего, чересполосного и даже спорного характера.
Генеральное межевание создавало сеть бесспорных и укрепленных в натуре границ, от которых впоследствии можно было перейти к подробному "Специальному" размежеванию.
В дачу могли войти различные земли (помещичьи, церковные и др.) или же земли одного крупного по размерам имения. Дачи составляли также земли, тяготеющие к одному или нескольким селениям. На каждую дачу Генерального межевания составлялся план, а на уезд — генеральный план в масштабе 500 сажей в одном дюйме.
Дачи Генерального межевания обозначались не по владельцам, так как права на землю не проверялись, а по названиям местности: деревни, села, пустоши и т. д. Границы обозначались межевыми знаками: 1) межник или просек; 2) столб на повороте и 3) яма. Яма рылась вперед по линии на одну сажень от столба, имела размеры квадрата в 1 саж. и в глубину тоже сажень; на дно ямы клались три камня и уголь и немного засыпались землей; земля из ямы равномерно выбрасывалась из нее на правую и левую сторону, от чего около ямы образовывались валики — развалы ямы. Ямы довольно легко разыскиваются в натуре, при чем в отличие от других ям межевые ямы узнаются по камням, углям и развалам; по найденной яме устанавливается место столба.
При производстве Генерального межевания составлялись документы: 1) полевой журнал, 2) дневной журнал и 3) экономический журнал.
В полевом журнале записывались все данные, полученные из измерений в натуре; дневной журнал служил для отчетности землемера, и в нем описывались все работы и дела за день; в экономический журнал описание по определенной форме экономических характеристик межуемой дачи.
По окончании межевания на каждую дачу составлялись межевые документы: 1) план и 2) межевая книга.
Так как съемка при Генеральном межевании производилась астролябией и цепью, планы составлялись по магнитному меридиану, по румбам, с указанием склонения магнитной стрелки, и на них надписывались румбы, углы и меры линий. На плане цифровой материал мог от времени стираться, пропадать, поэтому весь план и все его цифровые данные описывались словами в особой межевой книге; при утере плана его можно было восстановить по межевой книге.
Переворот, произведенный Екатерининским межевым законом, был поразителен. В одно лето было обмежевано 2 710 дач с количеством земель 1 020 153 десятины, то есть почти в 18 раз (по площади) больше, чем в течение 10 лет при Елизавете.
Генеральное межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный для всех землевладельцев характер. Работы осуществлялись землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам. Руководство и надзор за ними, а также разрешение земельных споров, которые не решались в губерниях, осуществляла Московская губернская межевая канцелярия. При Сенате была образована Межевая экспедиция — высший специальный орган по проведению Генерального межевания и последняя (высшая) инстанция по спорным судебно-межевым делам.
Специальное межевание
В конце XVIII в. в России продолжало производиться выделение дач генерального межевания и установление их границ. В дачи включались, как правило, земли не одного, а нескольких землевладельцев и землепользователей, поэтому Генеральное межевание не устраняло полностью запутанности земельных отношений между соседями-землевладельцами. Они имели право "добровольно развестись с соседями в границах", пригласив для этих целей за свой счет (кошт) землемера. Эти действия получили название "своекоштного межевания".
Своекоштное межевание шло очень медленно, так как соглашения между сторонами достигались с большим трудом. Владельца, который приглашал за свой счет землемера, соседи обвиняли в недобросовестности, пристрастии и т. п. Поэтому правительство вынуждено было само начать размежевание владений, находящихся в границах дач Генерального межевания, — так называемое Специальное межевание.
Генеральное межевание, изначально имея главной целью охватить страну сетью генеральных дач с твердо укрепленными юридическими и техническими границами, почти не касалось отношений между землевладельцами внутри них. Размежевание владельцев допускалось лишь в редких случаях, когда все хозяева земли соглашались развестись полюбовно. Вследствие этого с распространением генерального межевания, то есть по мере увеличения числа генерально - обмежеванных дач, вопрос о специальном межевании становился все более востребованным.
По этой причине 2 октября 1806 г. были изданы Высочайше \ утвержденные правила о Специальном размежевании генеральных дач через уездных землемеров, должности которых были введены еще в 1775 г.
Согласно правилам, губернские, и, в особенности, уездные землемеры должны были всемерно содействовать размежеванию общих дач. Этот этап работ Специального межевания, длившийся около 30 лет, был назван межеванием через уездных землемеров.
При этой процедуре землевладельцы, замежеванные в общую дачу, составляли соглашение, называемое "полюбовной сказкой", в форме письменного юридического акта. В нем они излагали условия размежевания своих земель, то есть фактически договаривались о своих границах.
По правилам 1806 г. "полюбовная сказка" передавалась в уездный суд, который рассматривал условия размежевания и после их одобрения просил губернское правление о посылке землемера. Землемеры производили работу в натуре и составляли межевые документы; они были обязаны проектировать границы на копии генерального плана. После проверки и удостоверения их работы уездным судом Межевая канцелярия выдавала землевладельцам документы на раздельное владение.
Специальное межевание через уездных землемеров было рассчитано на частную инициативу. Кроме того, оно производилось только при условии добровольного и общего согласия всех владельцев на размежевание земель. Практика показала трудность добровольных соглашений, в особенности в дачах с сильной чересполосицей при крайней запутанности экономических и юридических отношений между совладельцами. Землемеров не хватало. Поэтому Специальное межевание через уездных землемеров шло очень медленно.
К 1835 г. правительство поняло, что для ускорения Специального межевания оно должно осуществляться по инициативе государства. Было решено улучшить подготовку землемерных кадров, в связи с чем Константиновская землемерная школа преобразуется сначала в училище с новым уставом и штатом (1819 г.), а затем в Константиновский межевой институт (1835 г.). В 1836 - 1842 гг. были также приняты законы по ускорению Специального межевания.
Законодательным актом, послужившим основанием для ускорения Специального межевания, являлся Именной указ от 12 июля 1850 г. В нем были установлены следующие нормы.
1. Всем владельцам, которые пожелают оставаться в своих дачах без размежевания и единогласно подтвердят это желание "полюбовной сказкой", разрешено оставаться в общей даче.
2. По тем дачам, о размежевании которых между участниками не достигнуто миролюбивое соглашение, каждому отдельному владельцу дано право просить суд о выделении (вымежевании) следуемой ему части.
3. Посредническим комиссиям предоставлено право передавать в суд дела, по которым отсутствуют добровольные соглашения, и подвергать владельцев, уклонявшихся от соглашений, штрафу от 25 до 50 руб.
4. Для уточнения ранее составленных "полюбовных сказок" разрешено с согласия всех совладельцев дачи определять дополнительные условия размежевания.
5. Посредникам предоставлено право присутствовать при непосредственном размежевании дачи (выполнении полюбовных сказок в натуре).
6. По тем дачам, где не было крестьян казенных ведомств, для ускорения хода соглашений разрешено приступать к составлению "полюбовных сказок" без предварительной съемки земель на план.
Таким
образом, Закон 1850 г. поставил вопрос о
необходимости создания правил, которыми
должны руководствоваться суды при
решении межевых дел