Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций
Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".
Для ускорения Специального межевания уездные суды обязаны были устанавливать в судебном порядке права тех помещиков, которые не могли договориться об установлении граничных меж. Этот ( последний этап специального межевания растянулся до 1913 г. Всего было составлено 296 тыс. планов на отдельные владения, находившиеся в пределах дач Генерального межевания, размежевано примерно 143 тыс. дач на площади около 165 млн. га. В ряде губерний, особенно северо-восточных, Специальное межевание к началу Первой мировой войны 1914 г. не затронуло многие дачи. Там, где оно было закончено, гораздо легче устанавливался порядок в земельных делах и создавались условия для ведения помещичьего хозяйства, повышения стоимости имений и пр.
В ходе Специального межевания земель определились контуры будущего межхозяйственного землеустройства. Так, многие владельцы, желая иметь точные сведения о местоположении своих земель на планах в графическом изображении и об их качественном состоянии, для раздела земель и безошибочного составления "полюбовной сказки", просили через посреднические комиссии межевое начальство о командировании межевого техника или нанимали частных землемеров для составления проекта.
Подобные проекты назывались "нарезочными планами". Они были основаны на предварительной топографо-геодезической съемке дачи, изучении качественного состояния и местоположения земель, их оценке, таксации угодий. Проект "предъявлялся", то есть согласовывался со всеми участниками размежевания. При этом могли решаться вопросы добровольного обмена для ликвидации чересполосных владений. Проект размежевания, составленный по возможности с учетом пожеланий каждого из участников землеустройства, утверждали и переносили в натуру.
К особым межеваниям, со второй половины XVIII в. до реформы 1861 г., относились: поземельное устройство крестьян, приписанных к различным ведомствам, межевание некоторых отдаленных местностей России и др.
Сущность поземельного устройства государственных крестьян заключалась в уравнении наделов сельских обществ до установленного размера (до 8 десятин на душу в малоземельных уездах и до 15 — в многоземельных) и в установлении размеров оброка в государственную казну. Ниже, текстовая часть «нарезочного плана".
Нарезочный план Московской губернии Серпуховского уезда дачи пустоши Савеловой, площадью в 45 dec. 560 кв., составленный в пояснение к полюбовной сказке, заключенной 27 ноября 1913 года между: 1) Серпуховским купцом Иваном Петровичем Шапкиным и 2) обществом крестьян того же Серпуховского уезда Липитинской волости села Саф-ронова. План составлен в 1913 году по меридиану генерального межевания Межевым Инженером Кричановым.
Участок под I площадью в 16 dec. 2240 кв. с. владения И. П. Шапкина Участок под II площадью в 28 dec. 720 кв. с. владения об-ва кр-н с. Сафропова.
Такой нарезочный план не имеет юридического значения и составляется самими владельцами, т. е. тем землемером, которого за условленное вознаграждение приглашают владельцы; обычно он не окрашивается, но подписывается теми же лицами, которые подписывают полюбовную сказку с правой стороны так:
"К
этому плану подписались:
ИЗО
Лекция 3 29.10.2013
3. Земельные преобразования в составе Российского государства в 18 веке
Реформы Петра 1 (плюсы)
Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург).
Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.
Петр I возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками в сражении под Полтавой (1709).
По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством.
РеформыПетра1 (недостатки).
1. Сразу после прибытия из Европы меняет руский
календарь на юлианский. Лето 7208 от С.М.З.Х. становится 1700 годом
от Р.Х. мало кто помнил, что было до Петра
1.
2. Петровские реформы и войны
имели отрицательный экономический эффект.
Численность населения с 1700 по 1725 годы
сократилась с 18 до 16 миллионов человек.
Введение крепостничества с рабским трудом,
отбросило экономику назад.
3. Петровские церковные реформы
были направлены против ушедших в подполье староверов и
старообрядцев. Петр 1 приказал свести со всех монастырей
старые книги для «снятия копий», после
чего привезенные в столицу книги никто
не видел, как и снятых с этих книг копии.
За неисполнение приказа полагалась смертная
казнь. Вместе с исчезнувшими церковными
книгами, Петр изменил Буквицу, ввел «гражданский шрифт» и утвердил
европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений.
5. Изгнание из Московии казачьих
войск вынудило Петра 1 начать формирование
армии по западноевропейскому образцу.
Для этого Петр 1 привлек военных из европейских
стран, предоставив им огромные льготы
и привилегии по отношению к русским офицерам.
6. Разгром шведской армии
привел к ослаблению Швеции и потере ее
влияния на страны Европы, что привело
к их усилению, за счет побед руских войск.
Территориальные приобретения были несоизмеримы
с людскими потерями.
7. Петр 1 «прорубил окно» в Европу,
а правильнее сказать прорубил окно в Московию для европейцев.
До Петра 1 проникновение иностранцев
на Русь было очень ограничено. Право пересечь
границу получали посольские люди, некоторые
купцы и очень незначительное число путешественников.
При Петре в Московию хлынули толпы искателей
приключений и авантюристов, алчущих набить
карманы богатствами русской земли
8. Для содержания армии
Петру 1 требовались огромные средства,
большая часть которых разворовывалась
иностранцами. Чтобы пополнить быстро
пустеющую казну, Петр 1 вводит многие налоги
и государственную водочную монополию.
Водка продавалась в государственных
кабаках, трактирах и на ямах (станции
смены лошадей). Петр стал насаждать пьянство
на Руси.
3.1. Влияние реформ Петра I на изменение порядка межевания
С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра 1 (1682-1725 гг.) введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства, основанная на обязанности поместного дворянства нести службу за право пользования землей.
В 1721 г. Поместный приказ был заменен Вотчиной коллегией. Возглавляло Вотчинную коллегию присутствие, куда входили в разное время от 3 до 14 человек, в том числе президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры.
Канцелярия Вотчинной коллегии состояла из четырех поместных столов, деливших между собой по территориальному признаку оформление земельных дел, стола межевого правления, который ведал текущими вопросами межевания, и нескольких столов, осуществлявших канцелярские функции. Позже столы были заменены экспедициями, число которых доходило до десяти.
Вотчинная коллегия осуществляла ведение "неспорных дел": разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений, ведение "спорных дел": установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга различными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписей о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев; хранение межевых планов и книг регулирование землевладения во всех российских губерниях.
В начале
18 века стало применяться "
Веревки были заменены металлическими цепями, а для измерения углов применялись астролябии и буссоли. В 1715 г. по указанию Петра 1, начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты. Масштаб уездных планов составлял 10 верст в одном дюйме, то есть 1:420 000. Геодезист вычерчивал на специальных листах бумаги сетку меридианов и параллелей, затем по данным абриса, на эти листы наносились города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля, луга и другие объекты местности. Карты отсылались в Сенат, где их сводили в атлас и готовили к печати.
В царском указе 1731г. отмечалось:"многие земли прежде были не межеваны, а которые и были межеваны, тех межы и грани через многие прошедшие годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства». Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного (валового) межевания, которое было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). В мае 1754г. была утверждена "Инструкция межевщикам". При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь). С межеванием по инструкции 1754 г. связано и возникновение первых специализированных учреждений, занимающихся исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве ~ губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии
Юридическая сторона межевания в инструкции 1754 г. была разработана хорошо. В ее основу были положены лучшие правила о межевании по Уложению 1649 г. и Писцовому наказу 1684 г., а также решения судебных органов по спорным делам о землях. По правилам этих межеваний предписывалось измерять румбы граничных линий и составлять планы на все обмежеванные дачи.
Межевание по Инструкции 1754 г. предполагалось валовым, генеральным, т. е. общим для всего государства. Оно производилось по инициативе правительства и не зависело от желания владельцев. В результате этого межевания каждое землевладение в отдельности должно было быть закреплено за владельцем технически и юридически. Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности доверялось не Вотчинной коллегии (законной наследнице дел Поместного приказа), а служащему исполнительной власти.
Лекция 2. 22.10.2013
Становление
государственного
2.1. Образование Поместного приказа — государственного межевого органа.
Наведение порядка в использовании земель в 16 веке потребовало от Российского государства проведения специальных землеустроительных работ, которые получили название "Писцовые описания". Одновременно осуществлялся комплекс работ по учету и оценке качества земель, установлению границ, правовому оформлению земельных участков, названных "Писцовыми межеваниями". Ведал ими Поместный приказ — специальное учреждение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV –«Ивана Грозного»(первоначально именовался Поместной избой).
Необходимость в создании Поместного приказа стала ощущаться с того момента, когда условное поместное землевладение было использовано государством в качестве основы для создания дворянского ополчения с одновременным распространением на вотчинников обязанности военной службы.