Лекции по "Истории Земельных Отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".

Вложенные файлы: 1 файл

Izo_2.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Для ускорения Специального межевания уездные суды обязаны  были устанавливать в судебном порядке  права тех помещиков, которые не могли договориться об установлении граничных меж. Этот ( последний этап специального межевания растянулся до 1913 г. Всего было составлено 296 тыс. планов на отдельные владения, находившиеся в пределах дач Генерального межевания, размежевано примерно 143 тыс. дач  на площади около 165 млн. га. В ряде губерний, особенно северо-восточных, Специальное межевание к началу Первой мировой войны 1914 г. не затронуло многие дачи. Там, где оно было закончено, гораздо легче устанавливался порядок в земельных делах и создавались условия для ведения помещичьего хозяйства, повышения стоимости имений и пр.

В ходе Специального межевания земель определились контуры будущего межхозяйственного землеустройства. Так, многие владельцы, желая иметь точные сведения о местоположении своих земель на планах в графическом изображении и об их качественном состоянии, для раздела земель и безошибочного составления "полюбовной сказки", просили через посреднические комиссии межевое начальство о командировании межевого техника или нанимали частных землемеров для составления проекта.

Подобные проекты назывались "нарезочными планами". Они были основаны на предварительной топографо-геодезической съемке дачи, изучении качественного состояния и местоположения земель, их оценке, таксации угодий.  Проект "предъявлялся", то есть согласовывался со всеми участниками размежевания. При этом могли решаться вопросы добровольного обмена  для ликвидации чересполосных владений. Проект размежевания, составленный по возможности с учетом пожеланий каждого из участников землеустройства, утверждали и переносили в натуру.

К особым межеваниям,  со второй половины XVIII в. до реформы 1861 г., относились: поземельное устройство крестьян, приписанных к различным ведомствам, межевание некоторых отдаленных местностей России и др.

Сущность  поземельного устройства государственных крестьян заключалась в уравнении наделов сельских обществ до установленного размера (до 8 десятин на душу в малоземельных уездах и до 15 — в многоземельных) и в установлении размеров оброка в государственную казну.  Ниже, текстовая часть «нарезочного плана".

Нарезочный план Московской губернии Серпуховского уезда дачи пустоши Савеловой, площадью в 45 dec. 560 кв., составленный в пояснение к полюбовной сказке, заключенной 27 ноября 1913 года между: 1) Серпуховским купцом Иваном Петровичем Шапкиным и 2) обществом крестьян того же Серпуховского уезда Липитинской волости села Саф-ронова. План составлен в 1913 году по меридиану генерального межевания Межевым Инженером Кричановым.

Участок под I площадью в 16 dec. 2240 кв. с. владения И. П. Шапкина Участок под II площадью в 28 dec.  720 кв. с. владения об-ва кр-н с. Сафропова.

Такой нарезочный план не имеет юридического значения и составляется самими владельцами, т. е. тем землемером, которого за условленное вознаграждение приглашают владельцы; обычно он не окрашивается, но подписывается теми же лицами, которые подписывают полюбовную сказку с правой стороны так:

"К  этому плану подписались: Серпуховской купец Иван Петрович Шапкин. Уполномоченные общества крестьян села Сафронова Герасим Николаев Емельянов и Николай Григорьев Кузнецов". Раздельные линии наносятся на нарезочный план цветною, обычно красною тушью, что и оговаривается в примечании на план так: "Красною тушью на этом плане нанесены и надписаны границы, подлежащие утверждению знаками государственного межевания по полюбовной сказке". Нарезочный план составляется по данным генерального плана, наличность которого обязательна для составления полюбовной сказки, и по измерениям в натуре.

 

 

 

 

 

 

ИЗО

 

Лекция 3   29.10.2013

3. Земельные преобразования в составе Российского государства   в 18 веке

 

    Реформы  Петра 1 (плюсы)

Петр I провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург).

Петр I использовал  опыт западноевропейских стран в  развитии промышленности, торговли, культуры. Проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии.

Петр I возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками в сражении под Полтавой (1709).

По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством.

Реформы Петра 1

 
РеформыПетра1 (недостатки). 
 
1. Сразу после прибытия из Европы меняет руский календарь на юлианский. Лето 7208 от С.М.З.Х. становится 1700 годом от Р.Х. мало кто помнил, что было до Петра 1. 
 
 
2. Петровские реформы и войны имели отрицательный экономический эффект. Численность населения с 1700 по 1725 годы сократилась с 18 до 16 миллионов человек. Введение крепостничества с рабским трудом, отбросило экономику назад.  
 
3. Петровские церковные реформы были направлены против ушедших в подполье староверов и старообрядцев. Петр 1 приказал свести со всех монастырей старые книги для «снятия копий», после чего привезенные в столицу книги никто не видел, как и снятых с этих книг копии. За неисполнение приказа полагалась смертная казнь. Вместе с исчезнувшими церковными книгами, Петр изменил Буквицу, ввел «гражданский шрифт» и утвердил европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений. 
 
5. Изгнание из Московии казачьих войск вынудило Петра 1 начать формирование армии по западноевропейскому образцу. Для этого Петр 1 привлек военных из европейских стран, предоставив им огромные льготы и привилегии по отношению к русским офицерам.  
 
6. Разгром шведской армии привел к ослаблению Швеции и потере ее влияния на страны Европы, что привело к их усилению, за счет побед руских войск. Территориальные приобретения были несоизмеримы с людскими потерями.  
7. Петр 1 «прорубил окно» в Европу, а правильнее сказать прорубил окно в Московию для европейцев. До Петра 1 проникновение иностранцев на Русь было очень ограничено. Право пересечь границу получали посольские люди, некоторые купцы и очень незначительное число путешественников. При Петре в Московию хлынули толпы искателей приключений и авантюристов, алчущих набить карманы богатствами русской земли 
 
8. Для содержания армии Петру 1 требовались огромные средства, большая часть которых разворовывалась иностранцами. Чтобы пополнить быстро пустеющую казну, Петр 1 вводит многие налоги и государственную водочную монополию. Водка продавалась в государственных кабаках, трактирах и на ямах (станции смены лошадей). Петр стал насаждать пьянство на Руси.

 

3.1. Влияние  реформ Петра I на изменение порядка межевания

С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра 1 (1682-1725 гг.)  введена подушная подать. Одновременно с отменой поместного налога разрушалась и служебная система Московского государства, основанная на обязанности поместного дворянства нести службу за право пользования землей.

В 1721 г.  Поместный приказ был заменен Вотчиной коллегией. Возглавляло Вотчинную коллегию присутствие, куда входили в разное время от 3 до 14 человек, в том числе президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры.

Канцелярия Вотчинной  коллегии состояла из четырех  поместных  столов, деливших между собой по территориальному признаку оформление земельных дел, стола межевого правления, который ведал текущими вопросами межевания, и нескольких столов, осуществлявших канцелярские функции. Позже столы были заменены экспедициями, число которых доходило до десяти.

Вотчинная коллегия осуществляла ведение "неспорных дел": разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений, ведение "спорных дел": установление путем следствия и суда поземельных прав, оспариваемых друг у друга различными владельцами; хранение документов Поместного приказа и текущего делопроизводства, выдачу по этим материалам выписей о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев; хранение межевых планов и книг  регулирование землевладения во всех российских губерниях.

В начале 18 века  стало применяться "геометрическое межевание". В 1701 г. Петром I в Москве  учреждена школа математических и навигационных наук. Постановке техники измерений на современную основу способствовали изданные  книги: "Арифметика" Л. Ф. Магницкого в 1703 г., и "Геометрия и землемерие или приемы циркуля и линейки", напечатанная в 1708 г.

Веревки были заменены металлическими цепями, а для измерения углов  применялись астролябии и буссоли.  В 1715 г. по указанию Петра 1, начались картографические работы по созданию общей (генеральной) карты. Масштаб уездных планов составлял 10 верст в одном дюйме, то есть 1:420 000. Геодезист вычерчивал на специальных листах  бумаги сетку меридианов и параллелей, затем по данным абриса, на эти листы наносились города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля, луга и другие объекты местности.  Карты отсылались в Сенат, где их сводили в атлас и готовили к печати.

 

 

    1. Землеустроительные работы во времена Елизаветы Петровны

В царском указе 1731г. отмечалось:"многие земли прежде были не межеваны, а  которые и были межеваны, тех межы и грани через многие прошедшие  годы попортились и ямы заровнялись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства». Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного (валового) межевания, которое было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). В мае 1754г. была утверждена "Инструкция межевщикам". При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от технической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоящий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составлялись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы измерения и инструменты (астролябия и мерная цепь). С межеванием по инструкции 1754 г. связано и возникновение первых специализированных учреждений, занимающихся исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве ~ губернская Межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые конторы и межевые партии

Основные  задачи межевания заключались в следующем:

· произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на владение землей;

· осуществить "редукцию", то есть вернуть в  пользу государства земли, на которые  их владельцы не могли представить  оправдательных документов ("примерные  земли").

Примерными  землями государство могло распоряжаться  различными способами - отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно  или по взаимному согласию перераспределяя  между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в российской истории.

В ходе межевания с 1754 г. каждому замежевывалось лишь то количество земли, которое землевладелец  мог оправдать документально. Примерная земля считалась только государственной или делилась между всеми владельцами, соединенными в одну округу. Ставилась цель - каждый должен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву.

Общее и чересполосное землевладение  уничтожалось принудительно даже при  бесспорном владении землей. Этим обеспечивалось создание компактных участков, находящихся у конкретного землевладельца.

Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение  прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности  доверяли не Вотчинной коллегии, а  служащему исполнительной власти.

Межевщик  делил, продавал остававшиеся за наделами примерные земли, при доносах  об умышленной порче меж он сам  проводил розыск и без суда брал с виновных штраф по 100 руб. за каждый испорченный граничный знак. При сопротивлении межеванию он являлся в поместье (вотчину) с вооруженной командой от ближайших полков и самовластно наказывал и штрафовал виновных. За убийство межевщика была предусмотрена смертная казнь.

По  проведенным работам межевщик давал  Вотчинной коллегии лишь краткий  отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межевание как на средство приобрести лишний участок. Некоторые из них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс размежевания.

Межевщики в то время в большинстве своем  не имели специального образования, необходимого запаса юридических знаний и опыта. По свидетельству комиссии о государственном межевании, которая  рассматривала недостатки межевания по инструкции 1754г., "все владельцы стали быть подвержены во всем своем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жизни, под рассмотрение посылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованных в государственных делах, межевщиков, избирающихся из штаб - и обер-офицеров, состоящих более из молодых людей".

По  указанным причинам елизаветинское межевание 1754-1764гг. потерпело неудачу  и не обеспечило решения поставленных задач. Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмежевано только 50 дач (округов). Всего по России обмежевали 359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был связан также с практически полным отсутствием специальных землемерных школ, общим недостаточным уровнем развития образования и культуры в то время.

Юридическая сторона  межевания в инструкции 1754 г. была разработана хорошо. В ее основу были положены лучшие правила о межевании по Уложению 1649 г. и Писцовому наказу 1684 г., а также решения судебных органов по спорным делам о землях. По правилам этих межеваний предписывалось измерять румбы граничных линий и составлять планы на все обмежеванные дачи.

Межевание по Инструкции 1754 г. предполагалось валовым, генеральным, т. е. общим для всего государства. Оно производилось по инициативе правительства и не зависело от желания владельцев. В результате этого межевания каждое землевладение в отдельности должно было быть закреплено за владельцем технически и юридически.  Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности доверялось не Вотчинной коллегии (законной наследнице дел Поместного приказа), а служащему исполнительной власти.

 

 

 

 

 

Лекция 2.             22.10.2013

  Становление   государственного регулирования  земельных отношений  в России

 

 

  1.  Образование Поместного приказа — первого государственного межевого органа в России.
  2. Содержание и роль Писцовых межеваний

 

 

 

2.1.  Образование  Поместного приказа —  государственного межевого  органа.

 

Наведение порядка в  использовании земель в 16 веке потребовало  от Российского государства проведения специальных землеустроительных работ, которые получили название "Писцовые описания". Одновременно осуществлялся  комплекс  работ по учету и оценке качества земель, установлению границ, правовому оформлению земельных участков,  названных "Писцовыми межеваниями". Ведал ими Поместный приказ — специальное учреждение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV –«Ивана Грозного»(первоначально именовался Поместной избой).

Необходимость в создании Поместного приказа стала ощущаться с того момента, когда условное поместное землевладение было использовано государством в качестве основы для создания дворянского ополчения с одновременным распространением на вотчинников обязанности военной службы.

Информация о работе Лекции по "Истории Земельных Отношений"