Лекции по "Истории Земельных Отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".

Вложенные файлы: 1 файл

Izo_2.doc

— 676.00 Кб (Скачать файл)

Аграрный кризис, малоземелье и обнищание крестьян, вызванные реформой 1861 г., определили новый поворот в земельной политике России. Правительство перешло от традиционной политики охраны общины к ее разрушению.

В январе 1902 г. Николаем II было утверждено Положение об особом совещании. Задачей особого совещания являлась подготовка предложений по аграрной реформе.

Особое совещание возглавил  С. Ю. Витте. Начало земельной реформе определил Именной Высочайший указ, данный Сенату 4 марта 1906 г., в нем говорилось:

а) об учреждении Комитета по землеустроительным делам  при Главном управлении землеустройства и земледелия;

б)  об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий;

Комитет по землеустроительным делам создавался для организации деятельности губернских и уездных землеустроительных комиссий, а также в целях оказания помощи Крестьянскому банку в покупке крестьянами земель. Комитет состоял из представителей всех заинтересованных организаций, что позволяло ему оперативно, решать вопросы, связанные с земельной реформой.

Губернские и уездные  землеустроительные комиссии  образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли,  содействию в устранении недостатков  землевладения и землепользования. Их возглавляли в губерниях губернаторы, в уездах — предводители дворянства.

Главному управляющему землеустройством и земледелием было предоставлено право испрашивать кредиты: а) на содержание землеустроительных комиссий; б) на содержание  землемеров и техников; в) на оказание населению денежной помощи при землеустройстве.

Таким образом было положено начало новым земельным отношениям.

С 1906 г. термин "землеустройство" в России стал прочно входить во все сферы общественной деятельности (политику, образование, науку, экономику). Революция 1905 г. показала, что общинное крестьянство больше не поддерживает режим

Основным  документом Столыпинской реформы, направленным на ликвидацию общинной формы землепользования и создание хуторско-отрубной системы, стал указ Николая II, от  9 ноября 1906 г. Согласно ему крестьянин имел право со своим наделом выйти из общины, а сельским обществам он предоставлял право большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки.

Земля крестьян, вышедших из общин, переходила в личную собственность главы семьи (домохозяина). Прежний семейный принцип общинного землепользования заменялся личным наследственным правом собственности на землю.  Законом от 15 ноября 1906 г.,  разрешено землевладельцам сдавать свои наделы под залог Крестьянскому банку.

Содержание землеустройства  как основного механизма осуществления земельной реформы,  определялось Законом от 14 июня 1910 г. "Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении",  Законом о землеустройстве, утвержденным Николаем II 29 мая 1911 г.,  и Положением о землеустройстве, принятым в 1912 г.

Законом от 14 июня 1910 г. установлено, что независимо от желания крестьян общины, которые в течение 24 лет не осуществляли передела, земпи считались перешедшими к подворному владению. Каждый двор получал право закрепить в личную собственность все земли, которыми пользовался. Кроме того, он имел право требовать от общества выделения земель в одном месте взамен многочисленных чересполосных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, что, по сути дела, требовало передела всей общинной земли.

Раздел земли на хутора и отруба допускался даже при условии, если этого требовала только пятая  часть домохозяев. По Закону каждый, получивший землю в личную собственность, мог свободно ею распоряжаться: дарить, закладывать, завещать, продавать.

В Государственной Думе, говоря о роли землеустройства в  осуществлении аграрных преобразований Председатель Совета Министров П. А. Столыпин заявил: "Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение".

Проведение земельной  реформы требовало квалифицированных  кадров. К ее началу в России было только 600 дипломированных межевых  инженеров, которые не могли решить всех вопросов землеустройства.

Для ускорения подготовки кадров было решено увеличить выпуск специалистов среднего звена в землемерных училищах и переподготовку кадров на курсах в Константиновском межевом институте.

В 70-е годы XIX в. было создано 4 землемерных училища — Псковское (1874 г.), Пензенское (1875 г.), Курское (1876 г.) и Оренбургское (1877 г.). В 1909-1912 гг. было открыто еще 9 землемерных училищ, в том числе Красноярское (1909 г.), Читинское (1910 г.) и Омское (1911 г.).

Из архивных материалов  известно, что в 1894/95 учебном году в 5 землемерных училищах было всего 294 ученика (в среднем по 59 на училище). Через два десятилетия в 1916 г. , в 15 землемерных училищах училось уже 2093 человека.

Для подготовки специалистов низшего звена — землемерных  техников — были организованы курсы в которых обучалось примерно 2 тыс. человек в год.

Правительство осуществляло систему мер для повышения  заинтересованности чиновников в проведении землеустройства, установив  различные специальные награды "за отличную и энергичную деятельность", "за хутора", "за выделы".  Допускались принудительные выделы земель и устройство хуторов и отрубов, несмотря на провозглашенную добровольность. Награды и поощрения активизировали процесс, землеустроители стремились, как можно больше создать хуторов и отрубов. Для поощрения этого, некоторые губернаторы предписывали, чтобы, в первую очередь, сельская администрация выходила на отруба и хутора, того кто не желал, предлагалось увольнять. Применялся целый ряд карательных мер "под видом наказания за противодействие проведению в жизнь Указа от 9 ноября". Часто землеустроительные работы проводились под охраной полиции, которая усиливала административный нажим чиновников.

Работы  должны были выполняться квалифицированными специалистами, знающими не только правовую и техническую, но и экономическую, организационно-хозяйственную, природоохранную стороны землеустройства. Поэтому слова "межевой инженер" все чаще стали заменяться словами "инженер-землеустроитель", а понятия "межевание", "землемерия" — понятием "землеустройство".

2. Содержание землеустройства   

В Положении о землеустройстве  определены действия, которые необходимо было осуществить в ходе земельной  реформы. К ним относились:

1)  выдел земель  отдельным селениям;

2)  выдел земель  выселкам и частям селений;

3)  выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ;

4) полное  разверстание  угодий между членами общества  или селения на отрубные участки;

5) уничтожение чересполосицы;

6) разверстание к одним  местам земель разного владения;

7) раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев;

Все эти действия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокос, сады, а также требований создания компактных землевладений и землепользований, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания, вкрапливаний и других недостатков. Цель их — создание устойчивых крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных имений с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями.

В практику  стали входить  проекты землеустройства, на основании которых после их согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.

Действие Столыпинского  землеустройства было постепенно распространено  на все крестьянские земли.

Все виды землеустроительных действий делились на две больших  группы: единоличное землеустройство и групповое землеустройство.

К единоличному виду землеустройства относился  выдел земель отдельных домохозяев из общины на хутор или на отруб.

Хутором назывался земельный участок, на котором сосредоточены все необходимые для хозяйства земельные угодья: пашня, пастбища, сенокосы, лес и обязательно усадьба, и водный источник.

Землеустройство хутора было направлено на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и разместить на них усадьбу владельца.

В том случае, если не удавалось поставить усадьбу  или отсутствовал водный источник, то вместо хутора организовывался отруб.

Отрубом назывался участок земли, сведенный к одному месту взамен прежних чересполосных участков, но без усадьбы и воды.

 При отрубной форме  владения землей все сельскохозяйственные угодья, также как и при хуторской форме, должны были быть размещены в одном компактном массиве. Однако усадьба хозяина оставалась в деревне. Не обязательно на отрубном участке должна была быть и вода.

Кроме того, если пашню  стремились сводить в один компактный массив, в один обособленный участок, то все другие угодья (сенокос, пастбища, леса) могли разбиваться на особые отруба, не связанные с пахотным отрубом.

 В общем пользовании  оставались болота, требовавшие крупных мелиораций. Пастбища и общем пользовании оставались в случае невозможности расселения.

Наиболее правильной признавалась прямоугольная форма, приближающаяся к квадратной. Углы не должны были быть меньше 45°, а длина не могла превышать ширины более чем в 5 раз. Участки не должны были пересекаться дорогами, оврагами, речками и т. п.

К групповому виду землеустройства относился, выдел поселков,

разверстание целых общин на поселки, раздел селений на части,

раздел угодий, находившихся в общем пользовании  крестьян. Ликвидация многополосицы, уничтожение чересполосицы, узкополосицы и дальноземелья осуществлялось в целях ликвидации недостатков  и сведения  мелких участков, в крупные участки, расположенные по возможности в одном месте. Данная работа в зарубежных странах   назыфается "комассация земель", и "консолидация земель".

С начала Столыпинской реформы  землемерные работы стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей  территории.

 Землеустроительный  процесс  складывался из следующих стадий:

1.  Ходатайство о  землеустройстве в уездную землеустроительную комиссию.

2.  Подготовка дела. Оно проводилась после подачи заявления землеустроителем на месте и заключалась в выявлении пожеланий населения, в различных обследованиях и выработке основ предстоящего землеустройства.

3.  Назначение дела  к исполнению. Подготовленное дело  по рассмотрению комиссией направлялось в губернскую комиссию и, в случае одобрения, включалось в план работ.

4.  Исполнение дела  в натуре и составление землеустроительного  проекта. В этой стадии  земли  снимались на план, производилось  отграничение земель, подлежащих  землеустройству, расценка земельных угодий и проектирование новых владений. Вновь образовываемые владения проектировались сначала на плане.

5.  Предъявление составленного  проекта населению, которое могло  подавать различные жалобы и  возражения. Если землеустроитель находил их заслуживающими внимания, он вносил исправления в проект, если нет — жалобы направлялись в уездную комиссию.

6.  Утверждение проекта  уездной комиссией.

7.  Исполнение проекта,  заключавшееся в том, что по  распоряжению губернской комиссии землемер объявлял населению о вступлении проекта в силу.

В ходе первого этапа  реформы около 200 тысяч семей получили в личное владение около двух миллионов  десятин земли. Крестьяне были освобождены  от выкупных платежей. Они могли  также покупать участки у помещиков — с помощью ссуд Крестьянского банка. Срок возмещения устанавливался 53 года с очень низким процентом, причем уплату части процентов брало на себя государство.  Запрещалась концентрация в одних руках более шести наделов. Обычный размер участка у середняка равнялся 14-16 десятинам.

 С 1906 по 1910 гг. крестьяне  сверх земель, полученных от общины, приобретают дополнительно свыше 6 млн. десятин. Если к моменту реформы в 47 губерниях европейской части России было почти 1,5 млн. надельных дворов, то к 1 января 1916 г. на земле успели укрепиться 2,3 млн. домохозяев, получивших в общей сложности 26 млн.  десятин земли. Причем из этого количества 15 млн.  десятин приходилось на хутора.

 Многие крестьяне  продали свои наделы для покупки  лучшей земли через Крестьянский банк.  Анализ и сопоставление данных разных исследователей, позволяют сделать вывод, что в результате Столыпинской реформы в России стало преобладать подворное крестьянское землевладение.

 За 7 лет, с 1906 по 1913 гг. включительно, на содержание землеустроительных организаций было отпущено около 63 млн. руб., на выдачу крестьянам ссуд и пособий при землеустройстве свыше 22 млн. руб. С расходами на мелиоративные работы и агрономическую помощь, общая сумма затрат правительства  превысила 100 млн. руб.

 Устройство одной  десятины обходилось в три  рубля.

После того как было принято  Положение о землеустройстве, масштабы землеустроительных работ с каждым годом до начала Первой мировой войны расширялись. По данным Главного управления землеустройства и землевладения, на 1 января 1915 г. к землеустроительным работам было привлечено уже около 7 000 землемеров, свыше 3 300 землеустроителей и до 7 000 гидротехников. Камеральная обработка планов выполнялась 800 чертежниками. 

Переселение крестьян (Сибирь, Казахстан). Было также частью аграрной реформы. В первые годы переселенцам выдавали пособия, были установлены льготы для проезда по железной дороге и свободный выход из общины. Переселенческое движение охватило все центральные губернии России. Если до 1905 г. ежегодно в среднем переселялось 70 тыс. человек, то в 1906-1911 гг. — 7 500 тыс. Однако с 1909 г. большое число переселенцев стало возвращаться назад, так как в местах переселения не было необходимых условий для жизни. Не получая от государства должной помощи или не справляясь с ведением хозяйства на малопригодных землях, которые располагались среди лесов, болот, глухой тайги, без воды, в условиях полнейшего бездорожья, огромные массы переселенцев окончательно разорялись и пополняли армию батраков в деревнях и безработных в городах. В целом по России поток возвратившихся переселенцев в 1910 г. составил 30—40% их общего числа, а в 1911 г. — 60%.

Информация о работе Лекции по "Истории Земельных Отношений"