Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:30, курс лекций
Работа содержит лекции по "Истории Земельных Отношений".
В период Столыпинской реформы землеустройство приобрело решающее значение, понятия "землеустройство" и "межевание", были объеденины.
Первый учебник по землеустройству, написан А. А. Ржаницыным, "Руководство по землеустройству и межеванию". Он писал "Землеустроительная мысль, так долго мерцавшая на пути исторического развития межевания, в настоящее время уже готова вылиться в свои, почти законченные формы. Однако в своем современном развитии эта мысль потекла по иному руслу. Или потому, что эта столь жизненная для страны и живая мысль не могла вселиться в устарелую вековую храмину межевого дела, с его ветхозаветными основами и малоподвижными от старости учреждениями, или потому, что только землемерная техника нашла себе полное приложение в землеустройстве, а межевание было отвергнуто... Между тем, понимая землеустройство как деятельность, направленную на образование жизненных земледельческих хозяйств, а межевание как установление юридических границ земельной собственности, необходимо признать, что межевание есть неотъемлемая часть землеустройства..."
К. А. Кофод в книге "Русское землеустройство", оценивая разверстание общинных земель в России, считал, что все действия по организации, упорядочению и устройству территории землевладений и землепользовании могут успешно осуществляться только на основе специально разработанных для этих целей землеустроительных проектов.
За 10 лет, предшествовавших революции 1917 г., хутора и отруба были устроены на площади 16 млн. десятин для 1 612 690 крестьянских хозяйств (10,5% их общего числа). Часть хуторов и отрубов (18,5%) были устроены на банковских и казенных землях, все остальные на надельных.
Реформа привела российское сельское хозяйство к определенным успехам. Шире стали применяться новые машины и орудия груда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади культур. Если в первые годы реформы рост производства сельскохозяйственной продукции был незначительным ввиду коренной ломки хозяйства, то впоследствии он существенно ускорился. Так, общий среднегодовой сбор хлеба за 1904-1910 гг. по сравнению с 1895-1900 гг. возрос на 19%, а в 1911-1912 гг. — На 34%. Вместе с тем реформа не решила всех проблем сельского хозяйства и к тому же обострила социальные противоречия в деревне. Первая мировая война усугубила тяжелое положение крестьян, что в немалой мере способствовало свершению социалистической революции.
После Февральской буржуазно-
Пётр Арка́дьевич Столы́пин (2 [14] апреля 1862, Дрезден, Саксония — 5 [18] сентября 1911, Киев) — государственный деятель Российской империи. В разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, губернатора Гродненской и Саратовской губернии, министра внутренних дел, премьер-министра. В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов[. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром. На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов. Во время выступлений перед депутатами Государственной думы проявились ораторские способности Столыпина. Его фразы «Не запугаете!» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми. Из личных черт характера современниками особенно выделялось его бесстрашие. На Столыпина планировалось и было совершено 11 покушений. Во время последнего, совершённого в Киеве Дмитрием Богровым, Столыпин получил смертельное ранение, от которого через несколько дней умер.
Пётр Аркадьевич Столыпин | |||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
8 июля (ст. ст.) 1906 — 5 сентября 1911 | |||||||||||||
Монарх: |
Николай II | ||||||||||||
Предшественник: |
И. Л. Горемыкин | ||||||||||||
Преемник: |
В. Н. Коковцов | ||||||||||||
| |||||||||||||
26 апреля 1906 — 5 сентября 1911 | |||||||||||||
Предшественник: |
П. Н. Дурново | ||||||||||||
Преемник: |
А. А. Макаров | ||||||||||||
| |||||||||||||
15 февраля 1903 — 26 апреля 1906 | |||||||||||||
Предшественник: |
А. П. Энгельгардт | ||||||||||||
Преемник: |
С. С. Татищев | ||||||||||||
Образование: |
Императорский Санкт-Петербургский университет | ||||||||||||
Учёная степень: |
кандидат физико-математическог | ||||||||||||
Вероисповедание: |
православие | ||||||||||||
Рождение: |
2 (14) апреля 1862 | ||||||||||||
Смерть: |
5 (18) сентября 1911 (49 лет) | ||||||||||||
Похоронен: |
Киево-Печерская лавра, Киев | ||||||||||||
Отец: |
Аркадий Дмитриевич Столыпин | ||||||||||||
Мать: |
Наталья Михайловна Горчакова | ||||||||||||
Супруга: |
Ольга Борисовна Нейдгардт | ||||||||||||
Дети: |
Сын: Аркадий | ||||||||||||
Награды: |
| ||||||||||||
Лекция 12.11.13г Землеустройство во второй половине XIX в.
1. Землеустроительные работы в ходе реформы 1861 г.
Во второй половине XIX в. территория Российского государства насчитывала свыше 2 млрд. га земель. Освоены они были плохо, культура земледелия являлась очень низкой. Развитие сельского хозяйства сдерживало крепостное право.
Неоднократные выступления крестьян против помещиков, вынудили царское правительство пойти на отмену крепостного права. В 1857-1858 гг. были организованы губернские комитеты из дворян для обсуждения этой реформы. Создан Главный комитет и редакционные комиссии для окончательного составления проекта реформы.
19 февраля 1861 г. Александр II утвердил проект "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Одновременно был подписан и Манифест о крестьянской реформе.
Крепостной строй сдерживал развитие сельского хозяйства, препятствовал росту его товарности и интенсивности. Обострение социальных конфликтов, крупные буржуазно-демократические и буржуазно-национальные преобразования в Европе вынудили царское правительство провести реформу.
На основании Положения 1861 г. каждому селению был отведен в натуре так называемый земельный душевой надел. Крестьяне имели право выкупать эти наделы в собственность. Отвод земельных наделов в натуре осуществлялся в установлении границ и их обозначении в виде меж (борозд) с постановкой деревянных столбов.
Границы, площади надела и повинности за него закреплялись в особых актах, называемых уставными грамотами.
После выкупа крестьянами надельных земель у помещиков с помощью правительственных ссуд селениям выдавались данные — документы на приобретенную у помещиков землю.
В данной указывались: размер правительственной ссуды, срок се погашения ежегодными взносами выкупных платежей, площадь земельного надела в целом и по составу угодий, описание границ надела и т. д.
Крестьянская реформа исходила из положения, что право собственности на всю землю принадлежит помещикам. Выкуп осуществлялся с согласия помещиков, которые старались затянуть этот процесс.
Реформа стала приводить к заметному сокращению площадей крестьянского землепользования, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю площадь, превышающую норму отвода. В целом по стране доля таких отрезков достигала 20%. Отрезанными оказались особенно плодородные, удобные по местоположению земельные угодья, что ставило крестьян в полную экономическую зависимость от помещиков.
Свои уменьшенные и ухудшенные наделы крестьяне должны были выкупать по цене, существенно превышающей рыночную стоимость земли. В связи с отсутствием у большей части крестьян денежных средств правительство компенсировало 80% выкупной суммы, выдав ее помещикам. Этот долг казне (с процентами) крестьяне должны были погашать в течение 49 лет. Выкупные платежи тяжелым бременем лежали на крестьянстве вплоть до революции 1905—1907 гг., во время которой они были отменены.
В ходе землеустройства крестьян, выходивших из крепостной зависимости, производились следующие работы:
— определение размеров земельного надела и повинностей с него;
— составление уставных грамот и данных;
Уставная грамота 1861Уставная грамота 1861, документ, который устанавливал размер надела временнообязанных крестьян по "Положениям" 19 февраля 1861 и повинностей за пользование им, а также фиксировал сведения о разверстании угодий, перенесении усадеб и т.п. У. г. составлялась помещиком и вводилась в действие мировым посредником, в случае отказа от неё крестьян могла утверждаться и без их согласия. Введение в действие У. г. проходило в условиях массового сопротивления крестьянства: к 1 января 1863 было составлено 95 тыс. У. г., введено в действие 73 тыс., из них подписано крестьянами 36 тыс.; к 1864 составление У. г. было практически закончено. |
— определение величины выкупных платежей;
— отвод земельных наделов в натуре;
— разверстание и отграничение крестьянских земель от помещичьих владений.
Был введен новый институт - сельских
обществ и волостей. Согласно ст. 40 Общего
положения сельское общество составлялось
из крестьян, водворенных на земле одного
помещика. Волости образовывались из состоящих
в одном уезде и, по возможности, смежных
сельских обществ.
Объединение крестьян в общины было обязательным,
а выход из них осуществлялся лишь в порядке,
определенном законом. Так, для увольнения
крестьян из сельских обществ, требовалось,
чтобы они отказались навсегда от надела
и сдали состоявшие в их пользовании участки
земли.
Наконец, надельная земля предоставлялась
не каждому лицу в отдельности, а крестьянскому
двору, крестьянской семье в лице ее представителя
- домохозяина, который нес ответственность
перед общиной за исправное отбывание
повинностей, а все члены этой семьи находились
в полной зависимости от домохозяина (без
него нельзя было уйти на заработки, изменить
место жительства и т.п.).
В результате реформы, таким образом, была
создана взамен крепостного права сложная
система общинной и семейной круговой
поруки; сельская община («мир») отвечала
перед государством за каждого домохозяина,
а домохозяин отвечал перед общиной за
членов своей семьи. В результате крепостное
право, будучи отмененным, фактически
трансформировалось в другую форму.
Вновь образованная система земельных
отношений явилась переходной к созданию
капиталистической (рыночной) системы
сельского хозяйства. Разрабатывая ее,
государство исходило из особенностей
России, ее огромных территорий, укоренившихся
крепостнических традиций, которые опасно
было сразу ломать. Предосторожности,
соблюденные государственными чиновниками
того времени, имели в России своим последствием
почти 42 года без значительных потрясений
государственного строя, не считая,
убийства царя-освободителя Александра
II в 1881 г., т.е. через 20 лет после издания
Манифеста об освобождении крестьян.
Для проведения землеустроительных действий по разграничению крестьянских наделов помещики приглашали частных землемеров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами. Государство ограничивалось назначением из числа местных дворян по их взаимному соглашению мировых посредников, которые санкционировали действия помещиков и приводили крестьян к соглашению с ними. Все это делалось главным образом в интересах дворян-землевладельцев. Поэтому в ряде случаев крестьяне, не доверяя помещичьим землемерам, приглашали землемеров за свой счет для проверки выполненных измерений.
Все землеустроительные работы проводились на основе Положения о порядке межевых действий при разграничении или разверстании угодий и отмежевании выкупленных крестьянами земель. Инструментальная съемка земель не предусматривалась, отвод осуществлялся по планам Генерального или Специального межевания. Земли отграничивались на местности.
Все работы выполнялись в три этапа. Первый этап, рассчитанный на двухлетний срок, заканчивался введением в действие уставных грамот. Следующие шесть лет отводились на разверстание крестьянских и помещичьих земель — это был второй этап. На третьем этапе происходил перевод крестьян на выкуп с выдачей данных.
Для проведения землемерных работ в короткий срок и на большой площади требовалось большое число специалистов-землемеров, между тем их основной состав находился на службе Межевого ведомства и Министерства государственных имуществ, число их было невелико и штаты не заполнены. Так, по Межевому ведомству был предусмотрен штат в 1 233 человека, а фактически работало только 1 065 человек. Все же было решено временно отпускать штатных специалистов для выполнения частных работ для помещиков на срок от 6 мес. до 1 года. Кроме того, офицерам Военного министерства разрешалось в частном порядке принимать участие в съемке и измерениях земель. Число учащихся в школе межевых топографов увеличилось до 320 человек. В 1858 г. по Приказу попечителя Константиновского межевого института был составлен проект "Положения о классах для подготовки частных землемеров и таксаторов". Этот проект был вызван необходимостью подготовки частных землемеров и оценщиков земли.
По докладу министра государственных имуществ и управляющего Межевым корпусом сенатора М. Н. Муравьева 15 декабря 1858 г. последовал Указ об открытии с января 1859 г. при Константиновском межевом институте особых классов для подготовки частных землемеров и таксаторов, в которые принимались "вольно приходящие" ученики из всех свободных сословий. Однако они давали небольшую долю необходимых кадров. Поэтому в 1860-1861 гг. в 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерия и таксации, где обучалось примерно 900 человек.