Оценка финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ финансовой устойчивости с учетом стадий жизненного цикла предприятия, используя методологию и методики оценки финансово- экономической стабильности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести исследование отечественной и зарубежной теории и практики анализа финансово-экономического состояния предприятия.
2. Классифицировать факторы, влияющие на финансово-экономическую стабильность в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия.
3. Изучить влияние состояния отечественной экономики на финансово-экономическое положение предприятий.

Содержание

Введение


Глава 1. Оценка несостоятельности предприятий
Виды анализа неплатежеспособного предприятия
Система критериев для оценки неплатежеспособности предприятия
Комплексный подход к диагностике предприятия


Глава 2. Комплексный анализ и оценка технико-экономического и финансово-экономического состояния предприятия
2.1. Анализ и оценка технико-экономического состояния предприятия
2.2. Анализ и оценка финансово-экономического состояния предприятия
2.3. Стадии неплатежеспособности предприятия


Глава 3. Оценка финансового состояния предприятия
3.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
3.2. Анализ финансового положения предприятия
3.3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия


Раздел 2. Информационные технологии в оценке


Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 294.20 Кб (Скачать файл)

 

Рис..1.  Схема стратегического анализа предприятия

Экономическая диагностика — это анализ финансового и производственного потенциала предприятия, себестоимости выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Функциональная диагностика определяет состояние коммерческой и снабженческой служб, так как от их деятельности в большой мере зависят эффективность функционирования предприятия, его конечные финансовые результаты.

Функциональная диагностика включает:

      • анализ результатов и оценки коммерческой деятельности;
      • изучение коммерческой политики и маркетинг-плана;
      • оценку средств и организации коммерческой деятельности;
      • аудит методов управления и контроля.

На первом этапе этой диагностики анализируются результаты деятельности коммерческой службы и окружающая внешняя среда: доля в рынке, конкурентоспособность производимой продукции, рентабельность. 

На втором этапе изучается политика руководства предприятия в области маркетинга, анализируются качество продукции, ассортимент, цена.

На третьем этапе анализируются материальные средства, которыми располагает служба маркетинга, уровень квалификации работников этой службы и организации ее деятельности.

Четвертый этап — аудит методов управления и контроля. В результате диагностики службы маркетинга консультант-эксперт разрабатывает рекомендации по повышению мощности и эффективности функционирования коммерческой службы предприятия.

Следующее важное направление функциональной диагностики — диагностика снабжения, в процессе которой оцениваются результаты в снабжении и управлении запасами, изучается политика снабжения, оцениваются средства и организация снабжения, осуществляется аудит методов покупок и управления запасами, анализируются функции снабжения и сама снабженческая деятельность.

Цель технической диагностики — анализ технических достижений предприятия и его промышленного (производственного) потенциала, который проводится по следующим направлениям:

    • промышленная политика;
    • средства и организация технической функции;
    • методы управления производством;
    • окружение производственной функции;
    • экономическая деятельность (прежде всего фондоотдача и фондовооруженность) и проблемы функционирования предприятия.

Цель социальной диагностики — изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.

Цель диагностики функции «управление—финансы» — измерить качество финансовой политики и эффективность методов управления. Диагностики функции «управление—финансы» — это анализ результатов и оценка состояния функции «управление—финансы», изучение финансовой политики, оценка средств, связанных с функцией «управление—финансы», организации этой функции, аудит методов учета и управления, анализ активности финансовой политики.

Цель диагностики менеджмента и организации — оценка достижений руководства предприятия, развитие функции менеджмента. Диагностика менеджмента и его организации включает анализ и оценку результатов работы аппарата управления предприятием, изучение полномочий и общей политики, анализ стиля руководства и культуры предприятия.

Диагностика внешней среды — это изучение ее в экономическом, коммерческом, технологическом, социально-культурном, административном, финансовом и политическом направлениях.

Многие из указанных аспектов диагностики внешней среды исследовались на предшествующих шести этапах. На этом этапе исследование дополняется, подводятся итоги проведенных ранее исследований и составляется заключение. Кроме того, разрабатываются варианты рекомендаций в зависимости от прогнозов изменения внешней среды, в которой будет функционировать анализируемое предприятие.

Заключительный этап диагностики предприятия — диагностика стратегии, на котором исследуются элементы стратегии, концепции и модели стратегического анализа, прогнозируется финансово-коммерческая деятельность и возможное банкротство предприятия.

Диагностика предприятия тесно связана с прогнозом, т.е. предвидением или предсказанием, и генезисом, т.е. анализом происхождения дисфункции или «болезни». При диагностическом обследовании всегда есть возможность уточнить диагноз, скорректировать его, так как предсказание траектории развития анализируемого объекта позволяет лучше понять сложившееся состояние. В то же время диагностика — исходный момент прогнозирования, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения невозможно правильно оценить варианты будущего развития объекта диагностики. Поэтому на стадии стратегической диагностики консультант-эксперт опять возвращается к первоначально составленному диагнозу и корректирует его, вводя соответствующие изменения в рекомендации и выводы по всем направлениям диагностического исследования.

Одна функция диагностики предприятия — точка отсчета для другой функции. Вышеприведенные функции диагностики предприятия взаимосвязаны и влияют друг на друга. Здесь имеет место взаимопроникновение указанных направлений исследования, так как они воздействуют на конечный результат деятельности анализируемого объекта одновременно.

 

 

Глава 2. Комплексный анализ и оценка технико-экономического и финансово-экономического состояния предприятия

 

2.1.  Анализ и оценка технико-экономического состояния предприятия

 

 

Комплексный анализ предприятия подразделяется на технико-экономический и финансово-экономический.

Рассмотрим более подробно методику технико-экономического анализа несостоятельности предприятия, а именно:

      • анализ и оценку маркетинговой стратегии предприятия;
      • анализ состояния производства, реализации и конкурентоспособности продукции;
      • анализ и оценку производственного потенциала предприятия.

Оценка маркетинговой стратегии предприятия предусматривает:

    • измерение занимаемых сегментов на рынке производимой продукции за несколько лет и их сравнение;
    • анализ изменения объема продаж за исследуемый период и их сравнение;
    • определение тенденций направлений движения запасов готовой продукции со складов предприятия;
    • определение валовой прибыли.

Анализ состояния производства и реализации продукции состоит из: анализа динамики производства и реализации продукции; оценки устойчивости производства и сбыта; определения состояния расчетов с потребителями продукции; изучения состава и структуры выпускаемой продукции; анализа конкурентоспособности продукции.

Анализ динамики производства и реализации продукции проводится на основе бухгалтерского и оперативного (управленческого) учета путем сравнения показателей объема производства и реализации готовой продукции за рассматриваемые периоды. При этом, чтобы избежать отклонений, связанных с инфляционными процессами в экономике, эти показатели должны быть приведены к сопоставимому виду с помощью индексов инфляции.

Анализ динамики изменения объемов производства и реализации продукции включает в себя:

    • индексы изменения объемов производства и реализации продукции;
    • уровень оплаты реализованной продукции.

Индексы изменения объемов производства Утп и реализации продукции характеризует отклонения объемов производства и реализации продукции отчетного года от аналогичных величин прошлого года.

Превышение объема товарной продукции над объемом реализованной продукции свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии.

Уровень оплаты реализованной продукции К0ПЛ характеризует состояние расчетов с потребителями продукции.

Если К0Ш1 меньше 1, то это свидетельствует о превышении стоимости отгруженной продукции предприятия над стоимостью оплаченной продукции, т.е. дебиторская задолженность предприятия растет.

Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Если наблюдаются колебания в темпах изменения этих показателей, то это свидетельствует о структурных нарушениях в производственном процессе предприятия, в системах сбыта продукции, пополнения материальных запасов и т.д. Эти отклонения могут быть основными причинами неплатежеспособности предприятия.

Состояние расчетов с потребителями продукции характеризуется дебиторской задолженностью предприятия, динамика изменения которой говорит об уровне оплаты отгруженной продукции. Увеличение дебиторской задолженности предприятия свидетельствует об изъятии средств из оборотного капитала, что может привести к его неплатежеспособности.

Анализ состава и структуры выпускаемой продукции проводится в направлении выявления прибыльности каждого номенклатурного наименования и определения нерентабельной продукции, которая приводит к снижению прибыли предприятия и, как следствие, к неплатежеспособности.

Оценка состава выпускаемой продукции проводится по следующим направлениям:

  • определяется удельный вес продукции, выпускаемой по государственному или муниципальному заказу;
  • анализируется удельный вес отдельных видов продукции в общем их объеме.

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению структуры выпуска, т.е. соотношения отдельных изделий в общем объеме их выпуска. Изменение структуры производства влияет на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства.

Конкурентоспособность — это возможность удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая предпринимателю получение определенной нормы прибыли.

Предприятие имеет конкурентное преимущество, когда способно лучше своих соперников преодолеть силы конкуренции и выполнить работу по привлечению покупателей.

Конкуренция на рынке определяется следующими основными факторами:

    • соперничество между конкурентами одной отрасли;
    • попытки предприятий других отраслей привлечь внимание покупателей к своим товарам;
    • потенциал входящих в отрасль новых предприятий;
    • влияние поставщиков ресурсов;
    • влияние покупателей продукции.

 Основные источники конкурентного  преимущества:

    • производство продукции самого высокого качества;
    • предоставление покупателям продукции и услуг самого лучшего качества;
    • достижение минимального по сравнению с конкурентами уровня издержек;
    • разработка изделия, выполняющего определенные функции лучше конкурирующих аналогов;
    • изготовление более надежной и долговечной продукции и предоставление покупателям большего объема услуг и продукции по потребительским и стоимостным параметрам.

Все это выражается в стремлении предоставить потребителям то, что они считают наиболее ценным, будь то низкая цена или лучшее качество товара.

Анализ конкурентных преимуществ предприятия — составная часть бизнес-плана. Это оценка рыночных возможностей предприятия, определение долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия. Как правило, описание конкурентных преимуществ предприятия содержит следующие разделы:

  1. Отрасль и перспективы ее развития.
  2. Рынки товаров и услуг:
  3. Отличительные характеристики основных рынков и их сегментов.
  4. Емкость основных рынков.
  5. Формирование цен и прибыли.
  6. Средства коммуникации.
  7. Стимулирование сбыта.
  8. Конкуренция.
  9. Законодательные ограничения.

Отрасль и перспективы ее развития. На данном этапе собираются сведения об отрасли, которую представляет данное предприятие: история развития, современное положение, перспективы развития. В описании отрасли обязательно указываются группы потребителей (население, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и т.п.) и их доля в процентах. При этом исследуются динамика реализации продукции в отрасли в предшествующих периодах, прогнозируемые ее объемы и темпы роста в перспективе. Особое внимание уделяется ценообразующим факторам на товары, уровню цен и их динамике, реакции потребителей на изменение цен, тенденциям в ценообразовании на данные товары и товары других групп, которые могут повлиять на емкость рынка.

Информация о работе Оценка финансового состояния предприятия