Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5
Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок___________________________________________6
Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
Роль налогообложения в развитии инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
Особенности налогообложения инновационной деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
Основные направления совершенствования налогообложения в
инновационной сфере___________________________________________59

2. Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Экономика инновационной деятельности»__________________________________64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79
Список литературы_______________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовоая ОИС.docx

— 121.06 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Экономика и управление научными исследованиями, проектированием и производством» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине "Экономика инновационной деятельности" 

Тема: Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок 
 

Исполнитель: студент группы 113628 Сыропятов М.М.

                              Руководитель: Гурина Елена Вацлавовна 
 
 
 
 

Минск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5  

    1. Особенности продвижения объектов интеллектуальной  собственности на рынок___________________________________________6
    2. Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
    3. Роль налогообложения в развитии  инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
    4. Особенности налогообложения  инновационной  деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
    5. Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
    6. Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
    7. Основные направления совершенствования налогообложения в 
      инновационной сфере___________________________________________59
 

2. Практическое задание  к курсовой работе  по дисциплине  «Экономика инновационной  деятельности»__________________________________64 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79

Список  литературы______________________________________________80 

 

        ВВЕДЕНИЕ

       Рыночная  экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия  о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой  бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше  удовлетворять некие потребности  по сравнению с другими. Или открыть  для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть  маркетинг. В данном случае речь об инновации.

       Однако  создать инновацию не значит создать  ходовой товар. Вторая половина, и  не менее важная с точки зрения достижения конечного результата, –  представить ее на рынке, сделать  её такой и преподнести её так, чтобы обеспечить максимальный спрос.

       Прежде  всего, следует говорить о внедрении  инноваций. Это может происходить  на коммерческой основе. В таком  случае происходит процесс, который  принято называть коммерциализацией.  
 
 
 
 
 
 
 

       
    1. Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

       Стратегической  задачей для Республики Беларусь на современном этапе является создание высокотехнологичного производства, разработка и освоение наукоемких и информационных технологий, приоритетное использование  человеческого капитала как основы формирования инновационно ориентированной  экономики. В связи с этим инновационная  деятельность должна находиться в центре внимания в равной степени как  государства, так и каждого предприятия.

       В то же время при практическом осуществлении  инновационной деятельности на предприятиях возникает множество экономико-правовых и организационных проблем, требующих  системного анализа для наиболее эффективного и оперативного их решения. Среди этих проблем следует выделить правовые и экономические аспекты  формирования рыночных отношений в  сфере коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности, от которых  непосредственно зависит возможность  достижения положительных результатов  инновационной деятельности.

       Интеллектуальная  собственность — это возникающие  в силу прямого установления закона либо удостоверенные государством исключительные права на новые технические решения  и другие результаты интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации участников рынка, товаров, работ, услуг. Благодаря наличию исключительных прав интеллектуальный продукт для  его владельца приобретает особую экономическую значимость и становится эффективным инструментом регулирования  рыночных отношений, формирование корпоративных  связей, ведения конкурентной борьбы.

       Переход к рыночной экономике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных отношений, но и породил  ряд производственных и гражданско-правовых отношений, которые до этого в практике хозяйствования отсутствовали. В настоящее время объекты интеллектуальной собственности (ОИС) — это важный актив хозяйственной деятельности, который обеспечивает устойчивые позиции предприятия на рынке, как на внутреннем, так и внешнем. Указанные объекты могут вноситься в качестве вклада в уставный фонд, создаваться самой организацией для использования в своем производстве или научных исследованиях, вноситься в качестве вклада в совместную деятельность и др.

       Емким словом «коммерциализация» опосредуется ряд взаимосвязанных проблем, к  основным из которых можно отнести:

  • проблему распределения прав на ОИС (между работником и нанимателем; между организацией-исполнителем и организацией-заказчиком; на результаты совместных научно-технических разработок);
  • проблему выбора оптимальной формы охраны результата интеллектуальной деятельности и оформления исключительных прав;
  • проблему определения наиболее эффективной формы коммерческого использования ОИС;
  • финансово-экономические проблемы коммерческого использования интеллектуальной собственности и ее бухгалтерского учета (постановка на бухгалтерский учет, оценка стоимости, налогообложение и др.).

       В настоящее время указанные проблемы далеко не всегда получают адекватное разрешение, следствием чего является недостаточная активность отечественных  субъектов на рынке интеллектуального  капитала, что подтверждается имеющейся  официальной статистикой по охране и использованию прав на ОИС на территории республики, а также данными об использовании ключевых международных процедур оформления исключительных прав на изобретения и товарные знаки.

       Вследствие  своей исключительной важности для  формирования конкурентоспособной  экономики и развития инновационной  деятельности проблемы коммерческого  использования постоянно находятся  в поле зрения государства.

       В этой связи следует отметить положительный  опыт Указа Президента Республики Беларусь № 479 от 31 августа 2000 г. «О государственном  стимулировании использования объектов интеллектуальной собственности», который  устанавливал, что в 2001–2002 гг. обороты  по предоставлению прав на использование  ОИС на территории Республики Беларусь освобождались от обложения налогом  на добавленную стоимость и налога на прибыль, исчисленного из прибыли  от предоставления указанных прав. Такое положение реально способствовало постановке объектов промышленной собственности  на бухгалтерский учет. Организации  имели реальный шанс без ущерба для  своего экономического состояния обнародовать такого рода активы. Но этот Указ завершил свое действие. Теперь же, по истечении  действия установленного периода постановка на бухгалтерский учет объектов промышленной собственности производится на общих  основаниях.

       На  урегулирование вопросов распределения  имущественных прав на созданные  за счет средств республиканского бюджета  результаты научной, научно-технической  и инновационной деятельности направлено принятое Советом Министров Республики Беларусь 28 мая 2003 г. постановление  № 700 «О правах на результаты научной, научно-технической и инновационной  деятельности». Цель данного постановления  состоит в установлении определенного  баланса между интересами государства  в лице государственного заказчика  и организациями-исполнителями, а  также в обеспечении наибольшей эффективности использования созданных в результате их взаимодействия объектов.

       Названное постановление устанавливает приоритет  интересов государства в лице государственного заказчика при  принятии решения о том, кому в  конечном итоге будут принадлежать права на созданный за счет средств  республиканского бюджета результат  научной, научно-технической и инновационной  деятельности. В первую очередь это  касается результатов, затрагивающих  интересы обороны и национальной безопасности Республики Беларусь: в  соответствии с постановлением такие  результаты принадлежат государству.

       В иных случаях, если предполагается реализация созданных результатов научной, научно-технической и инновационной  деятельности, государственный заказчик вправе самостоятельно определить, каким  образом будут распределены права. Согласно постановлению, право на такой  результат принадлежит Республике Беларусь, однако государственный заказчик вправе передать права на него организации-исполнителю  при условии доведения созданного результата до стадии промышленного  применения и реализации готовой  продукции. Наконец, государственный  заказчик вправе просто отказаться от притязаний на созданный объект промышленной собственности в пользу организации-исполнителя.

       При любых обстоятельствах, если право  на созданный результат принадлежит  организации-исполнителю, государству  гарантируется право на безвозмездную  неисключительную лицензию.

       Для организации-исполнителя имеется  правовой «коридор», позволяющий принять  участие в решении вопроса  о распределении прав на созданный  результат научной, научно-технической  и инновационной деятельности. Суть этого правового «коридора» заключается  в возможности предварительно урегулировать в договоре с государственным заказчиком вопросы распределения прав на создаваемые объекты в случаях, которые не урегулированы постановлением, а также вопросы выплаты вознаграждения в случаях, если собственником созданных результатов признается Республика Беларусь.

       В целом, как отмечают специалисты, в  настоящее время сформирована нормативно-правовая база, регулирующая вопросы охраны и введения в гражданский оборот ОИС. На первый план выходит вопрос не о том, как законодательно урегулировать  тот или иной вопрос коммерциализации объектов промышленной собственности, а о том, как применить действующие  нормы в отношении конкретного  объекта, предприятия, правоотношения, поскольку возможность извлечения правообладателем полезного эффекта  от коммерциализации созданного результата интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от избранной  формы его правовой охраны, интенсивности  его использования и достоверности  учета в хозяйственной деятельности предприятия, степени урегулированности  отношений по поводу создания и использования  ОИС между авторами, патентообладателями  и иными лицами, эффективности  противодействия нарушениям своих  исключительных прав. То есть, акцент смещается  в область практической реализации действующего законодательства с тем, чтобы оно приносило максимальную пользу отечественным субъектам  и экономике в целом.

       Понимание изложенного и особое внимание государства  к практическому развитию инновационного направления выражается в планируемом  создании Парка высоких технологий — особой экономико-правовой среды  создания и использования инноваций, преимущественно в сфере информационных технологий, а также в развернутой  работе по формированию инновационной  инфраструктуры. Указанная инфраструктура является необходимым условием развития инновационной деятельности, поскольку отечественные субъекты хозяйствования в основной своей массе пока еще не имеют достаточного опыта и ресурсов (в том числе кадровых) для эффективного управления интеллектуальным капиталом. В связи с этим необходимо расширение централизованных услуг информационного, консалтингового и образовательного характера, создание вспомогательных инновационных структур. Для успешной коммерциализации результатов научных исследований и разработок нужны специалисты — менеджеры инновационных проектов. Они должны обладать профессиональными знаниями в области правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, уметь прогнозировать коммерческий потенциал новых разработок, владеть навыками управления финансами и быть в курсе процесса продвижения инноваций на рынке.

       Указанная выше проблема выбора оптимальной формы  охраны результата интеллектуальной деятельности и оформления исключительных прав является одной из базовых в стратегии  управления инновационной деятельностью. С выбором формы охраны связываются  последующие пути ее коммерческого  использования, способы защиты от нарушений. Так, например, при создании нового технического решения обеспечение  его охраны может осуществляться как на основе патента, так и посредством  режима нераскрытой (конфиденциальной) информации. В основе ответа на вопрос о выборе оптимальной формы охраны всегда должен быть четкий анализ рынка  и продуманная, экономически обоснованная стратегия реализации исключительных прав. Оптимальным должен быть расчет затрат и ожидаемых выгод. Если получение  патента на изобретение требует  существенных капиталовложений (например, получение европейского патента  в среднем обходится в 30 тыс. евро), то использование режима нераскрытой  информации гораздо менее затратно. Патент является более надежной формой охраны и, как правило, повышает стоимость  защищенного им технического решения в среднем на 10%. В то же время как нераскрытая информация могут охраняться и непатентоспособные решения. Конфиденциальная информация может включать в себя секреты производства (ноу‑хау), рецептуру, особенность способов производства, незапатентованные технологические процессы, опыт технологического и коммерческого характера, производственный опыт и т. д. Коммерциализация ноу-хау широко используется в международной практике, в частности при заключении лицензионных соглашений, договоров о международном сотрудничестве, обмене и передаче технологий.

Информация о работе Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок