Тема 6. Судьба предпринимательства
в коммунистической России 1917 –1985
годов
6.1. Грядущий бестоварный
социализм
25 октября 1917 г. к власти
пришла партия большевиков —
одна из наиболее радикальных
партий России марксистской ориентации.
Важнейшие положения ее экономической
стратегии были разработаны В.И.
Лениным на основе общих теоретических
представлений о модели социализма,
сформулированных К. Марксом и
Ф. Энгельсом. Экономика нового
общества характеризовалась отсутствием
частной собственности, товарно-денежных
отношений, предпринимательства.
Экономическую политику
конца 1917 – начала 1918 г. В.И.
Ленин определил как красногвардейскую
атаку на капитал. Ее приоритетной
тенденцией являлось огосударствление
хозяйственной жизни, превращение
государства в собственника основных
средств производства. Поэтому главные
усилия Советской власти в
этот период планировалось направить
на ликвидацию крупной частной
собственности и слом сопротивления
предпринимателей методами принуждения
и насилия.
Вместе с тем тяжелое
экономическое наследие, полученное
большевиками в итоге первой
мировой войны, не давало возможности
целенаправленно воплощать на
практике доктринальные установки
марксизма о строительстве социалистического
общества. Экономическая политика
того периода имела ситуативный
характер: ее мероприятия проводились
с целью спасения остатков
хозяйственных структур разных
форм собственности и сосредоточения
в руках государства оскудевших
ресурсов в условиях нарастания
угрозы гражданской войны.
В этой связи следует
отметить, что широкая национализация
промышленности первоначально не
была частью большевистской экономической
программы. Центральное место
в организации промышленного
производства отводилось рабочему
контролю на предприятиях. Согласно
«Положению о рабочем контроле»,
принятому ВЦИК 14 ноября 1917 г., фабрично-заводские
комитеты получили право вторгаться
в распорядительную и хозяйственную
деятельность владельцев предприятий,
принимать участие в приеме
и увольнении рабочей силы, добиваться
обеспечения производства сырьем
и топливом, денежными средствами,
заказами и др.
Однако первые месяцы
Советской власти показали несостоятельность
политики организации промышленного
производства через рабочее самоуправление.
Фабзавкомам не хватало компетентности,
опыта, специальных знаний, кругозора
для руководства предприятиями.
В декрете о рабочем контроле
они в первую очередь усматривали
законодательное оформление своих
прав на предприятии. Предприниматели
расценивали его как акт, опрокидывающий
осовы традиционной хозяйственной
деятельности, и пытались свернуть
производство.
Чтобы преодолеть центробежные
тенденции рабочего контроля, был
создан первый советский орган
по управлению хозяйством —
Высший совет народного хозяйства,
в сферу деятельности которого
входили: национализация крупной
промышленности, управление транспортом,
финансы, введение всеобщей трудовой
повинности, налаживание товарооборота
и т.д. Становление государственной
системы управления экономикой
позволило к весне 1918 г. в
основном сломить сопротивление
предпринимателей.
Экономическая политика
большевиков весной 1918 г. была
довольно противоречивой. У В.И.
Ленина в это время появилась
идея поворота от «красногвардейской
атаки на капитал» к его
осаде через систему «государственного
капитализма», а затем постепенного
перехода к социализму с опорой
преимущественно на экономические
методы управления и хозяйствования.
В частности, он предложил ввести сдельную
оплату труда, привлекать за высокую плату
буржуазных специалистов и кооператоров,
заменить конфискацию государством сохранившихся
у буржуазии ценностей налогами. Ключ
к успеху В.И. Ленин видел в «государственном
капитализме», т.е. капитализме, легко
поддающемся регулированию со стороны
пролетарского государства. Он имел ввиду
три его формы: хлебную монополию, подконтрольных
советскому государству предпринимателей
и кооперацию.
Весной 1918 г. уже были
реализованы некоторые мероприятия
более умеренного, чем «красногвардейская
атака на капитал», курса. Так,
наряду с привлечением в сферу
государственного строительства
и управления промышленностью
буржуазных специалистов, большевики
пытались достичь компромисса
с крупными предпринимателями
для того, чтобы использовать
их опыт в организации народного
хозяйства. В это время велись
переговоры с крупным предпринимателем
Мещерским о создании советского
металлургического треста с количеством
рабочих более 300 тыс. человек.
Обсуждался проект промышленника
Стахеева, контролировавшего около
150 промышленных, финансовых и торговых
предприятий Урала, который предлагал
создать на паритетных началах
с правительством мощные промышленные
объединения. Руководителями некоторых
крупных предприятий Москвы являлись
прежние их владельцы, сумевшие
найти общий язык с завкомами.
Они также привлекались для
разработки всероссийских тарифов
заработной платы.
Но эти весьма скромные
и немногочисленные попытки партнерства
большевиков с предпринимателями
вскоре были прекращены. 28 июня 1918
г. Совнарком принял декрет
о национализации крупнейших
предприятий всех основных отраслей
промышленности. В соответствии
с ним национализировались 11100
акционерных предприятий. В руках
частного капитала оставалась
лишь мелкая и частично средняя
собственность. Национализация предприятий
проводилась без какой-либо компенсации
или выкупа и носила явно
политический характер. Ее цель
заключалась в ликвидации «экономического
господства своего классового
врага» — буржуазии. Такая
национализация вскоре стала
одной из причин углубления
экономического кризиса в стране.
Кроме промышленных предприятий
государству стали принадлежать
банки, транспорт, внешняя торговля.
Преобразования в сфере
аграрных отношений осуществлялись
на основе декрета «О земле»
и закона «О социализации земли».
Они провозгласили государство
верховным собственником земли.
Крестьяне превращались только
в ее пользователей. Раздел
земли вызвал рост социальных
противоречий в деревне — летом
1918 г. было подавлено 108 крестьянских
мятежей.
События в деревне
усугубили острый хлебный кризис.
Ответной реакцией государства
стало принятие некоторых мер
военного характера: была установлена
государственная монополия на
хлеб, создавались продовольственные
органы с чрезвычайными полномочиями
по закупке хлеба у крестьян
и продотряды для изъятия его
излишков по твердым ценам.
Продотряды занимались
также организацией деревенской
бедноты. Комбеды помогали продотрядам
отнимать хлеб у зажиточных
крестьян. Они осуществили новый
передел земли, реквизировав у
кулацких хозяйств более 50 млн.
га, а также значительную часть
сельскохозяйственных машин, рабочего
и продуктивного скота. Размеры
конфискаций были существенными,
если учесть, что в дореволюционный
период кулачество составляло 15%
крестьян и владело 50% лошадей,
средств производства и посевов.
К концу 1918 г. количество кулацких
хозяйств сократилось в 4 раза.
На них приходилось 30 млн. га
земли, то есть по 8,6 га на
каждое, в то время как на
одно крестьянское хозяйство
в среднем по стране было
уже по 15 га земли.
Эти данные позволяют
сделать вывод о том, что
если в промышленности и финансовой
сфере в первые месяцы Советской
власти шло быстрое вытеснение
частного капитала, то в сельском
хозяйстве, наоборот, была открыта
«зеленая улица» мелкому крестьянскому
предпринимательству. Тем более,
что новые социалистические формы
земледелия – коммуны на деле
являлись в основном политическими
организациями, ориентированными
уставами на борьбу с капиталом.
Ни продовольственная
диктатура, ни комбеды и коммуны
не решили проблем снабжения
городов продовольствием. Попытка
административно-силовым методом
изъять хлеб у крестьянства, свернуть
рыночные связи деревни с городом
привели лишь к широкой нелегальной
торговле хлебом по астрономически
высоким ценам. Городское население
получило через государственное
распределение не более 40% потребленного
им хлеба и 60% — через нелегальную
«вольную торговлю». Правительство
вынуждено было в моменты острейших
продовольственных кризисов легализовать
провоз хлеба в города населением
(обычно полтора пуда на человека).
В сентябре 1918 г. эти «полуторапудники»
закупили и вывезли в Петроград
и Москву более 7,5 млн. пудов
хлеба — вдвое больше, чем планировалось
Наркомпродом для этих городов. Поэтому
не случайно, что рабочие коллективы требовали
легализовать торговлю хлебом, справедливо
считая, что продовольственная диктатура
лишь усугубляет бедственное положение
горожан.
С началом гражданской
войны и иностранной интервенции
страна была объявлена единым
военным лагерем. Устанавливался
военный режим с целью сосредоточения
в руках государства всех имевшихся
ресурсов во имя победы Советской
власти над внутренними и внешними
врагами. Основой экономической
политики периода гражданской
войны, получившей название «военного
коммунизма», были чрезвычайные
меры по снабжению городов
и армии продовольствием, свертывание
товарно-денежных отношений, национализация
всей промышленности, включая мелкую,
продразверстка, снабжение населения
продовольственными и промышленными
товарами по карточкам, всеобщая
трудовая повинность и максимальная
централизация управления народным
хозяйством и страной в целом.
На ее формирование самое серьезное
влияние оказали идеологические
догмы и революционное нетерпение
большевистских лидеров покончить
с капитализмом и форсированно
перейти к социалистическому
производству и распределению.
Чрезвычайные меры
в области экономики начались
с продовольственной диктатуры.
Все, кто не сдавал «излишки»
по твердым ценам (фактически
бесплатно) государству, объявлялись
врагами народа. Однако сопротивление
крестьянства заставило правящую
партию внести коррективы в
политику. Рядом декретов, принятых
осенью 1918 г., правительство попыталось
облегчить налоговое положение
крестьянства. В частности, был
отменен «чрезвычайный революционный
налог». Упразднялись комбеды. Этот
шаг также ослаблял пресс продовольственной
диктатуры.
11 января 1919 г. был опубликован
декрет о разверстке зерновых
хлебов и фуража. Государство
заранее объявляло цифры своих
потребностей в хлебе, которые
затем разверстывались по губерниям
и уездам. И хотя крестьянам
по продразверстке оставляли
лишь то количество зерна, которое
нужно было им для потребления
и посева, но изначальная заданность
разверстки несла с собой определенность
государственных требований, а не
огульный грабеж продотрядов.
Продразверстка внедрялась
не только под влиянием катастрофы
со снабжением городов продовольствием.
Большевики рассматривали ее
как одну из форм продуктообмена,
ускорявшую переход к социализму
и ставившую преграды частнособственническим
устремлениям крестьянства. Уже
к осени 1918 г. оптовая частная
торговля в большей части губерний
была запрещена. В начале 1919 г.
была национализирована частная
торговля.
Широкое распространение
получили социалистические эксперименты
в промышленности. Осенью 1919 г. уже
насчитывалось 2522 национализированных
предприятий обрабатывающей промышленности
— больше половины всех действовавших
предприятий. Это были крупные
и значительная часть средних
фабрик и заводов с общей
численностью рабочих более 750
тыс.
Резко усилилась централизация
управления. Предприятия лишались
самостоятельности, поскольку это
позволяло выявлять и максимально
использовать наличные ресурсы.
Но главное заключалось в том,
что все экономические отношения
прекращались и использовались
административные методы. Предприятия
бесплатно получали от государства
все необходимое для производства,
бесплатно, без денежных расчетов,
сдавали готовую продукцию. Рентабельность,
себестоимость продукции теперь
не имели значения.
Отсутствие обычных источников
государственных доходов — налогов,
пошлин, займов, явилось главной
причиной покрытия военных расходов
«чрезвычайными» способами. Так
были введены «чрезвычайные» налоги
с буржуазии в форме конфискации
государством сохранившихся у нее
ценностей: золота, серебра, драгоценных
камней. Военные расходы покрывались
также путем бумажно-денежной эмиссии.
В итоге за 1919 г. курс рубля упал
в 3136 раз, а единая денежная система
распалась. И все же ликвидировать
рынок большевикам не удалось. В
условиях военного коммунизма он носил
нелегальный характер, нуждался во
«всеобщем эквиваленте» и денежное
обращение оставалось, хотя в крайне
урезанном и уродливом виде.
После окончания гражданской
войны первоначальные большевистские
планы возрождения страны исходили
из военно-коммунистической парадигмы
и были сориентированы на использование
преимущественно методов прямого
государственного принуждения. В
1920 г. Совнарком предложил меры
по усилению безрыночных, распределительно-коммунистических
начал. Национализация промышленности
была распространена на мелкие
предприятия.
Однако эта стратегия
встретила растущее сопротивление
народа. К весне 1921 г. крестьянские
восстания охватили почти всю
страну. Прокатилась волна рабочих
забастовок. Серьезную опасность
для Советской власти представляли
волнения в армии, и прежде
всего в Кронштадте. Стало очевидно,
что кризис переживает не только
экономика, но и вся общественно-политическая
система, сложившаяся в период
гражданской войны. Следовательно,
переустройство общества на новых основаниях
необходимо было временно отложить, разрешить
людям самим спасти себя от голода и вымирания,
а для этого предоставить им некоторую
свободу экономической деятельности.