Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Вложенные файлы: 1 файл

История Российского предпринимательства.docx

— 251.58 Кб (Скачать файл)

Галерея, состоявшая из 8 залов, была красиво обставлена, в ней  были вывешены пояснения о содержании картин. Лекционный зал и трактир  при галерее были своеобразным клубом для москвичей. Самым существенным в устройстве музея было то, что  галерея была ежедневно доступна для широкой публики (Эрмитаж, открытый для посещения в 1852 г., был доступен немногим).

В.А. Кокорева отличали многочисленные начинания в экономической, общественной, культурной областях. Однако он не сумел  удержать свое состояние. Совсем он не разорился, но многое был вынужден продать, в том числе и свою галерею  — предшественницу Третьяковской  картинной галереи. В конце 60-х  – начале 70-х гг. XIX в. галерея была распродана. Часть картин купил П.М. Третьяков, часть — будущий наследник  престола Александр III, часть — Д.П. Боткин.

Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818 –1901) происходил из семьи московского  купца 1 гильдии (род Солдатенковых  числился в купечестве с 1795 г.). Он воспитывался в грубой и невежественной среде  Рогожской заставы (месте нахождения московской старообрядческой общины) и был еле обучен русской грамоте. Однако он не сделался купцом-лабазником и вошел в историю как крупный  предприниматель, представитель деловой  элиты России и выдающийся российский меценат.

К.Т. Солдатенков, продолжая  дело отца, торговал хлопчатобумажной пряжей и ситцем, расширяя сферу  своей деятельности, он стал пайщиком ряда крупных фирм. Купец-миллионер  К.Т. Солдатенков был одним из «столпов» старообрядчества, поощрял  развитие национальной культуры и искусства. В то же время он был близок к  западникам, в частности к группе профессора Московского университета Т.Н. Грановского, и многое сделал для  распространения в России европейской  культуры.

Собрание живописи, которое  К.Т. Солдатенков начал собирать в конце 40-х – начале 50-х гг. XIX в., состояло из 230 полотен и включало картины и эскизы К. Брюллова, А. Иванова, Н. Ге, В. Тропинина, В. Перова, В. Пукирева, П. Федотова, И. Шишкина и др. Коллекция  живописи, а также гравюр, скульптур  и библиотека, состоявшая из 8 тыс. книг и 15 тыс. экземпляров журналов, были завещаны Румянцевскому музею.

Просветительство К.Т. Солдатенкова проявилось в регулярных пожертвованиях в фонд Румянцевского музея и  Московского университета, в деятельности его издательской фирмы. Здесь публиковались  произведения Гомера, В. Шекспира, А. Смита, Д. Рикардо, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, А.В. Кольцова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского др. По некоторым  оценкам, филантроп меценат К.Т. Солдатенков  передал в той или иной форме  в общественное пользование практически  все нажитые им за годы самостоятельной  предпринимательской деятельности капиталы.

Вершиной меценатской  деятельности является подвижническая жизнь Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Он происходил из старого, но не богатого купеческого рода, Павел  Михайлович, как его брат и сестры, получил домашнее образование — учителя приходили на дом. Вырос он в Замоскворечье, в среде, далекой от возвышенных эстетических интересов. Не получив фундаментального общего или специального образования, а также воспитания, нацеленного на постижение достижений культуры и искусства, П.М. Третьяков в результате самообразования и самовоспитания стал одним из самых просвещенных людей своего времени, истинным меценатом, осознавшим взаимосвязь между личным богатством и общественным благом.

 Павел Михайлович вместе  со своим братом продолжал  торговое и промышленное дело  своего отца. Им принадлежала  Новая Костромская мануфактура  льняных изделий. Торговые и  промышленные дела семьи шли  успешно, но она никогда не  считалась одной из самых богатых.  По мнению П.А. Бурышкина, П.М.  Третьяков при создании своей  картинной галереи тратил огромные  деньги, может быть в ущерб  благосостоянию своей семьи. 

 В феномене П.М. Третьякова  впечатляют следование поставленной  цели в жизни и художественный  уровень созданной им коллекции  картин. Создание национальной художественной  галереи он рассматривал как  свою жизненную миссию, а деловой  успех, предпринимательскую деятельность  — как источник средств для  меценатства. Нажитое от общества, по его мнению, должно было  вернуться народу в каких-либо  полезных учреждениях. 

 Высокий художественный  уровень коллекции, подбор картин, раскрывающий все богатство и  уникальность русской школы живописи  отмечали критик и историк  искусств В.В. Стасов, живописцы  В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, И.Н.  Крамской, И.Е. Репин. Коллекция  П.М. Третьякова включала также  портретную галерею отечественных  художников, писателей, композиторов, музыкантов и иконописные шедевры  Древней Руси.

В 1892 г. коллекция П.М. Третьякова была передана им в дар Москве. Она  включала 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур  русских мастеров. По некоторым данным общая стоимость пожертвования, включая недвижимость и капитал, завещанный галерее братом П.М. Третьякова, составила 2 млн рублей, стоимость  коллекции составляла 1,5 млн рублей (что по мнению современников П.М. Третьякова и современных отечественных  исследователей является явно заниженной сммой).

Со второй половины 90-х  гг. XIX в. коллекционерство и меценатство  в предпринимательской среде  становится более массовым. Молодое  поколение истинных меценатов осознает необходимость содействия развитию национальной культуры, больше внимания уделяет новым направлениям и  стилям в области литературы и  искусства. Благодаря меценатам  создаются национальные школы в  живописи, архитектуре, музыкальном, композиторском, исполнительском искусстве. Русское  национальное искусство выходит  на международную арену и получает зарубежное признание.

На рубеже XIX – XX вв. меценаты-купцы, много сделавшие для возрождения  национальной культуры, пришли к осознанию  мировых, общечеловеческих культурных ценностей. Теперь перед ними стояла задача сближения народной и дворянской культур, создания новой культурной общности образованных классов. Купеческое меценатство соединяется с меценатством широкого слоя предпринимателей страны. Крупнейшими представителями этого  периода являются С.И. Мамонтов, М.К. Тенишева, С.П. Дягилев.

Мануфактур-советник Савва  Иванович Мамонтов (1841 – 1918) происходил из богатой купеческой семьи, которая  переехала в Москву из провинции  в 50-е гг. XIX в. Он учился, но не закончил московскую гимназию, Петербургский  институт Корпуса гражданских инженеров, юридической факультет Московского  университета. Однако, по мнению современников, Савва Иванович был эстетом, эрудитом и энциклопедистом. Этот феномен  можно объяснить многими природными талантами, свойственными семье  Мамонтовых, особой возвышенной атмосферой в доме, культурной средой, в которой  вращалась семья, а также самовоспитанием  и самообразованием С.И. Мамонтова.

С.И. Мамонтов был известной  фигурой в хозяйственной жизни  страны. Его имя было связано со строительством Ярославской, потом  Северной железной дороги. Но прославился  он в области искусства и общественной деятельности.

 По воспоминаниям К.С.  Станиславского (великого, с мировым  именем режиссера выходца из  купеческой семьи Алексеевых), Мамонтов  провел железную дорогу на  север для выхода к океану  и на юг для соединений Донецких  угольных копей с угольным  центром, хотя над ним смеялись, называли аферистом и авантюристом. Мамонтов, меценатствуя в области  оперы (он основал первую частную  Русскую оперу), давал артистам  ценные указания по вопросам  грима, жеста, костюма, пения  и вообще по вопросам создания  сценического образа. Именно Мамонтов  выдвинул Ф.И. Шаляпина, сделал  популярным М.П. Мусоргского, создал  огромный успех опере Н.А. Римского-Корсакова  «Садко» и содействовал написанию  и постановке опер «Царская  невеста» и «Сказка о Царе  Салтане». В театре С.И. Мамонтова  зрители увидели великолепные  декорации, выполненные В.Д. Поленовым,  В.М. Васнецовым, В.А. Серовым, К.А.  Коровиным. Благодаря поддержке Мамонтова, пробился к славе художник М. Врубель. Его картины были забракованы на Нижегородской всероссийской выставке. Тогда Мамонтов на собственные средства построил павильон и выставил в нем произведения Врубеля. После этого художник обратил на себя внимание, был многими признан и впоследствии стал знаменитостью (Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990. С. 169 – 170).

С именем С.И. Мамонтова связано  замечательное начинание по развитию русского народного искусства —  организация мастерских и школ по производству кустарных изделий  в Абрамцево близ Москвы. Абрамцевский кружок, собравший весь цвет русского искусства, возрождал и развивал национальную культуру, выработал эстетические принципы русского оперного театра, стимулировал создание живописных и музыкальных  шедевров, которые получили мировую  известность.

Помимо Абрамцева в  России на рубеже XIX – XX вв. был еще  один крупный центр возрождения  русского народного искусства —  это Талашкино, имение княгини Марии  Клавдиевны Тенишевой (1864 – 1928). М.К. Тенишева происходила из обеспеченной и знатной  петербургской семьи, получила хорошее  образование и воспитание, училась  оперному искусству в Париже. Выйдя  замуж (в 1892 г.) за крупного промышленника  князя В.Н. Тенишева, она использовала свое положение для широкой просветительской и благотворительной деятельности (организации столовых, построения жилья для рабочих, создания ремесленных  училищ и попечительства школ для  их детей).

Самые знаменательные страницы деятельности М.К. Тенишевой связаны  с имением Талашкино (недалеко от Смоленска), которое с 1893 по 1914 гг. являлось крупным художественным центром  России. Здесь были созданы учебные  художественные мастерские: столярные, резьбы и росписи по дереву, чеканки, керамики, вышивания и окраски  тканей. В Талашкино была открыта  сельскохозяйственная школа для  крестьянских детей, пчеловодческий музей, оркестр балалаечников, театр. Изделия  талашкинских кустарных мастерских продавались в Москве в специальном  магазине.

М.К. Тенишева собрала огромную коллекцию народного искусства, включающую около 8 тыс. наименований старинных  предметов. Коллекция оценивалась  в несколько миллионов рублей и была помещена в специально построенный  в 1904 г. дом-музей «Русская старина» в Смоленске. В 1911 г. М.К. Тенишева передала музей в дар Смоленскому отделению  Московского Археологического института.

С Талашкино были связаны  многие художники Абрамцевского  кружка. Но особое значение Талашкино  имело для творчества С.В. Малютина, Н.К. Рериха, М.А. Врубеля.

Меценатство и благотворительность  М.К. Тенишевой — яркий пример нового культурного союза дворянской и народной культур, свободного от сословных  условностей и предрассудков. Не менее значительным примером указанного культурного союза является деятельность Сергея Павловича Дягилева (1872 – 1929). Фигура Дягилева и сфера его творчества представляет особый интерес. Дело в  том, что к началу XX в. происходит соединение индустрии с искусством, которое становится массовым и превращается в прибыльную отрасль предпринимательства («индустрия развлечений»). Меценаты, вложив деньги в ту или иную отрасль художественной деятельности, превращались в антрепренероов, организаторов художественной стороны  производства, т.е. становились предпринимателями  от искусства.

С.П. Дягилев, дворянин по происхождению, приехал в Петербург из провинции  и стал знатоком искусств, меценатом  и антрепренером. Он стремился преодолеть замкнутость русского искусства, искусственное  противопоставление русского национального  и европейского. Поддерживая новые  формы и направления отечественного художественного творчества, он поставил перед собой и своими единомышленниками  задачу: показать за рубежом русское  искусство, помочь ему утвердиться  в мировой культуре и в то же время ознакомить русскую публику  с лучшими образцами западноевропейского  искусства.

По мнению специалистов, С.П. Дягилеву были свойственны универсализм и эклектизм художественных вкусов. Но они были присущи к другим российским меценатам, ибо универсальный синтез искусств был знамением XX в.

C 1906 г. начинаются организованные  С.П. Дягилевым «русские сезоны»  в Париже: выставки русской живописи  и скульптуры, концерты русской  национальной музыки, оперные и  балетные спектакли. Успех «русских  сезонов», особенно балета, был оглушительным.  Причем, по мнению современников,  этот успех был достигнут не  только талантами отдельных лиц,  но и всей русской культурой  и искусством. Организуя «русские  сезоны», предприниматель Дягилев  сумел найти финансовую поддержку  русских меценатов: М.К. Тенишевой,  М.К. Морозова, И.А. Морозова, С.Т.  Морозова, С.С. Боткина и др. Под  влиянием триумфа С.П. Дягилева  часть торгово-промышленного класса  быстро европеизировалась и стала  оказывать финансовую и организаторскую  поддержку русскому искусству  и его пропаганде в Европе  и Америке.

Таким образом, на рубеже XIX – XX вв. отечественная культура и искусство  поддерживались и развивались, благодаря  деятельности капитализировавшегося  дворянства и меценатов-купцов. Но ведущая  роль в процессе сближения дворянской и народной культур принадлежала группе известных купеческих династий Москвы. Эти купеческие семьи имели  традиции собирательства и меценатства  в нескольких поколениях. К ним  относятся семьи крупных предпринимателей и меценатов Щукиных, Морозовых, Бахрушиных, Рябушинских и др.

Русские коллекционеры и  меценаты — это сложные, противоречивые личности, люди своего времени. Удалось  ли им осуществить культурное сближение  верхних и нижних слоев общества, утвердить себя в обществе как  представителей новой общественной силы, соединяющей в себе деловой  успех и заботу об отечественной  культуре? Капитализм в России не стал демократическим. Не смотря на огромные изменения, происшедшие в России во второй половине XIX – начале XX вв., социокультурный раскол в обществе, обозначившийся со времени петровских реформ, не был преодолен, менталитет подавляющей части населения  страны оставался по сути своей антибуржуазным, что и определило последующее  историческое развитие России.

Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси