Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Вложенные файлы: 1 файл

История Российского предпринимательства.docx

— 251.58 Кб (Скачать файл)

Пожалование дворянства за успехи в предпринимательской деятельности не было частным явлением. Такое  событие имело большой общественный резонанс. Так, во второй половине XIX в. дворянское звание получил известнейший русский строитель железной дороги П.И. Губонин, а в 1912 г. — главный  владелец и руководитель Прохоровской Трехгорной мануфактуры Н.И. Прохоров со всей семьей. По мнению П.А. Бурышкина (известного дореволюционного промышленника), особенностью такого пожалования было то, что таких дворян дворянское сообщество признавало и принимало  в свой состав (Бурышкин П.А. Москва купеческая. – М., 1990. С. 95-96).

Перешедшие в дворянство предприниматели были представителями  деловой элиты России. Во второй половине XIX – начале XX вв. в потомственное  дворянство перешли Боткины, Поляковы, Солдатёнковы, Солодовниковы, Терещенко, Елисеевы, Крестовниковы и другие.

Большинство новых дворян сохраняли в дальнейшем свои позиции  в крупном бизнесе, но некоторые  порывали сословные и профессиональные связи со своей средой.

Дворянское звание, чины, награды повышали социальный статус традиционного предпринимателя. Но в российском обществе и в начале XX в. продолжали господствовать феодальные предрассудки и чиновно-бюрократическая  психология. Новых «благородных»  не очень-то жаловали и не признавали капиталиста равным по статусу высшему  сословию.

Любопытную картину взаимоотношений  между дворянством и купечеством  в Москве обрисовал В.И. Немирович-Данченко: «Дворянство завидывало купечеству, купечество щеголяло своим стремлением  к цивилизации и культуре, купеческие жены получали своим туалеты из Парижа, ездили на зимнюю весну на Французскую  Ривьеру и, в то же самое время, по каким-то причинам заискивали у высшего  дворянства. Чем человек становился богаче, тем пышнее расцветало его  тщеславие. И выражалось оно в  странной форме. Вспомним одного такого купца лет сорока, очень элегантного, одевался он не иначе как в Лондоне, имел там постоянного портного…  Он говорил об одном аристократе  так: «Очень уж он горд. Он, конечно, пригласит  меня на бал, или на раут — так  это что. Нет, ты дай мне пригласить тебя, дай мне показать тебе, как  я могу принять и угостить. А  он все больше — визитную карточку» (Бурышкин П.А. Москва купеческая. –  М., 1990. С. 82-83).

 Справедливости ради  следует отметить, что не все  предприниматели пользовались возможностью  перейти в высшее сословие. Так,  семьи известных меценатов Морозовых,  Третьяковых, Бахрушиных, Щукиных  этот вопрос не поднимали, хотя  и имели для этого основания.  Более того, в купеческой среде  существовало и негативное отношение  к размыванию коммерческого сословия. П.А. Бурышкин приводит точку  зрения В.А. Кокорева, отражающую  настроение эпохи: «По общему  мнению всех истинных патриотов  и здравомыслящих людей, дезертирство  из коммерческого сословия в  другие сословия должно быть  прекращено. Если бы стремление  к переходу из купеческого  сословия в чиновничество охватило  собою наш фабричный округ  в губерниях Московской и Владимирской, тогда бы Иваново-Вознесенск, Шуя  и все Кинешмские и другие  фабрики изобразили бы из себя, через несколько десятков лет,  совершенные развалины» (Бурышкин  П.А. Москва купеческая. – М., 1990. С. 98).

Таким образом, в эпоху  капиталистической модернизации в  социально-психологических настроениях  российского общества сохранялись  феодальные пережитки. Если на Западе буржуа являлся истинным хозяином общества, то в России крупные предприниматели, не имевшие прочной социальной опоры  и поддержки в лице среднего класса, не смогли самоутвердиться, переломить общественные настроения, отвергнуть отжившие юридические и нравственные нормы и стать творцами новой  социальной действительности.

Тема 5. Духовный облик российских предпринимателей во второй половине XIX – начале ХХ вв. (менталитет российского  делового класса.)

5.2. Причины, особенности, эволюция  и основные достижения российского меценатства

История российского предпринимательства, оценка личности и деятельности предпринимателя  не будут полными без знания его  роли в развитии русской национальной культуры. В отечественной литературе (дореволюционной, советского и постсоветского периодов) оценка «культурного вклада»  торгово-промышленного класса неоднозначна. Под «культурным вкладом» подразумеваются  деятельность в области социальной защиты и просвещения народа, благотворительность  и меценатство.

 Одни авторы считали  и считают, что русская буржуазия  слабо участвовала в создании  духовных богатств, лишь ее «сливки»  усвоили в начале XX в. «внешнюю  заграничную культуру», благотворительность  носила религиозный, а меценатство  подражательный характер. Эту точку  зрения дополняет русская литература (А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедин,  А.А. Добролюбов, Г.И. Успенский,  А.М. Горький и др.).

Другие авторы высоко оценивают  просветительскую деятельность представителей купечества, их покровительство науке  и искусству. Они в частности  считают, что благотворительность  в России является исторической традицией  и типичной классовой чертой российского  капиталиста — купца, а рубеж XIX- XX вв. является «золотым веком» российского  меценатства.

 В целом в отечественной  литературе более подробно описаны  благотворительность и меценатство  российского купечества, нежели  проблема социальной ответственности  российского торгово-промышленного  класса и суть его деятельности  в деле народного просвещения.

Благотворительность имеет  в России глубокие исторические корни. В исследовании отечественного автора Хорьковой Е.П. отмечается, что Древняя  Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, передаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. Благотворителю нужно было воочию видеть людскую  нужду, которую он облегчал, чтобы  получить душевную пользу; нуждающийся  должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Как  и в Европе, в России дело призрения  бедных находилось в руках церкви. Богадельни, бесплатные больницы существовали при монастырях. Фактически до конца XVII в. благотворительность осуществлялась через церковь, куда передавались пожертвования  доброхотов. В то же время благотворительность  создала ремесло нищенства и  сама нередко превращалась в формальное исполнение церковных приличий.

 В XVII – XVIII вв. власть  боролась административными мерами  против праздного нищенства и  в то же время разрешала  устройство богаделен. Со времени  Елизаветы Петровны и Екатерины  II частная благотворительность начала  развиваться в высших слоях  общества (Хорькова Е.П. История  предпринимательства и меценатства  в России. М., 1998. Глава VII . Благотворительность  и меценатство в истории России).

Вплоть до великих реформ 60 – 70-х гг. XIX в. российские купцы  и промышленники главным образом  строили церкви и больницы. В пореформенный  период благотворительность и меценатство, связанные с деятельностью известных  купеческих семей, становятся существенной стороной духовной жизни общества, а на рубеже XIX – XX достигают подлинного расцвета.

Каковы были причины благотворительности  и меценатства российских предпринимателей? Главной побудительной причиной этой деятельности был рост национального  самосознания, проявившийся в потребности  укрепления национального духа и  самобытных начал русской жизни. Осуществление национального культурного  строительства было естественным делом  для русских купцов, имеющих народные корни , знающих нужды и обычаи своего народа.

Важной причиной благотворительности  и меценатства было стремление предпринимателей сгладить неправедность, греховность  богатства, жить в согласии со своей  совестью и христианским долгом помощи ближнему.

Следует иметь в виду еще  одну побудительную причину активной благотворительной деятельности купечества — это стремление с помощью  заслуг в области культуры, чинов  и наград выйти за пределы сословно-социальной обособленности, заслужить признание  современников и потомков. Хозяйственный  успех в системе общественных ценностей России занимал периферийное место. Это заставляло предпринимателей, в первую очередь купцов, занматься  теми видами деятельности, которые  имели больший престиж.

Конечно, многие купцы, занимаясь  благотворительностью и меценатством, удовлетворяли свое честолюбие, жажду  почестей и привилегий, т.е. фактически «покупали» награду (чин, орден, звание). Однако они не заслоняют тех предпринимателей, кто бескорыстно служил отечеству  и воспринимал благотворительность  и меценатство как гражданский  долг.

Каковы были масштабы предпринимательской  благотворительности? Представление  об этом дают данные о денежных пожертвованиях в Москве. По данным А.Н. Боханова за 20 лет (с 1885 по 1904 гг.) в Московское городское  управление было перечислено в качестве пожертвований 30 млн. рублей. За эти  же 20 лет пожертвования всего  дворянства, включая членов царской  фамилии, не достигали 100 тыс. рублей. Весомость  пожертвований предпринимателей особенно очевидна в сравнении со статьями государственного бюджета. На 1900 г. из него выделялось на устройство технических  и ремесленных училищ — 54 тыс. рублей, на стипендии и пособия 20 тыс. студентов  — 242 тыс. рублей, на содержание Академии наук и ее учреждений — 1,3 млн руб., на урядников — более 2 млн рублей, на ведомство святейшего Синода — 23 млн рублей, на борьбу с эпидемическими болезнями — 10 тыс. рублей (Боханов  А.Н. Коллекционеры и меценаты в  России. М., 1989. С. 12 – 13).

Многочисленные благотворительные  средства предназначались на строительство  и содержание богаделен, домов призрения, образовательных учреждений и пр. Крупнейшими пожертвователями были представители деловой элиты  России купцы Абрикосовы, Алексеевы, Бахрушины, Морозовы, Третьяковы и др. Так, Бахрушины — владельцы кожевенной и суконной фабрик — за 20 лет (с 1892 по 1912 гг.) пожертвовали почти 4 млн рублей на сооружение и функционирование городской  больницы, дома призрения для неизлечимых  больных, детского приюта, дома бесплатных квартир, ремесленных училищ для  мальчиков и девочек (Боханов  А.Н. Коллекционеры и меценаты в  России. М., 1989. С. 15). При этом Бахрушины  оставались богатыми людьми и выделяли на благотворительность лишь часть  своих средств. Крупнейший предприниматель, купец-миллионер Г.Г. Солодовников сделал крупнейшее пожертвование в истории  российской благотворительности: из 21-миллионного  наследства, оставленного им, родственники получили 815 тыс. рублей, остальное предназначалось  малоимущим слоям населения (Боханов  А.Н. Коллекционеры и меценаты в  России. М., 1989. С. 25-26).

В то же время ряд известных  предпринимательских семей (Прохоровы, Рябушинские, Поляковы), а также крупные  дельцы иностранного происхождения (Гужон, Жиро, Кноп) либо вообще не выделяли средств  на благотворительность, либо жертвовали незначительные суммы.

На рубеже XIX – XX вв. встал  вопрос о социальной ответственности  предпринимательства. Пожертвования  на просвещение и облегчение жизни  народа были важны, но подлинная социальная ответственность предпринимателя  означала (и означает на современном  этапе) такую организацию дела, которая  обеспечивает социальную защиту, образование  и духовный рост трудящимся. Проблема социальной ответственности российского  бизнеса на рубеже XIX – XX вв. мало исследована  в литературе и по ней есть разные точки зрения. Одни авторы считают, что в начале XX в. отдельные представители  молодого поколения предпринимателей стали отказываться от благотворительности  в пользу социальной защиты рабочих. Причем организация при фабриках детских садов, школ, училищ, библиотек  была связана с осознанием потребности  хозяина в дисциплинированной, квалифицированной  и социально благополучной рабочей  силе (Зарубина Н. Российское предпринимательство: идеи и люди // Вопросы экономики, 1995, № 7, с. 88).

 Другие исследователи  полагают, что размах российской  благотворительности преувеличен.  Так, американцы были более  щедры в жертвовании средств  на университеты, колледжи, библиотеки. Сеть бесплатных общественных  библиотек, созданная по инициативе  «стального короля» Э. Карнеги,  была названа «арсеналами демократии»,  ибо образование является важнейшим  фактором демократического развития  и экономического лидерства страны. В России в конце XIX в. только 1 из 250 фабрик имела школу, а  на содержание школ тратилось  0,15% всего оборота фабрик. Т.е.  российские предприниматели не  сумели создать свои арсеналы  демократии» (Гловели Г. Цивилизационный  опыт России: необходимость уточнения  // Вопросы экономики, 1993, № 8, с. 123).

 Наиболее впечатляющими  в истории российского предпринимательства  являются страницы, посвященные  коллекционерам и меценатам из  числа предпринимателей. Коллекционирование  в России имело давнюю традицию. Первоначально (во второй половине XVIII – первой трети XIX вв.) коллекции  живописи, скульптуры, декоративно-прикладного  искусства, книги собирались в  аристократической среде (Шереметьевы,  Барятинские, Юсуповы, Тенишевы  и др.) Эти собрания были недоступны  широким слоям населения. 

Дворянство сменила буржуазия, которую характеризовал в деле коллекционирования и меценатства совсем другой подход и иной размах. Причем в центре этого  масштабного и патриотического  движения стояли предприниматели-купцы (особенно представители московского  купечества).

История купеческого коллекционирования и меценатства делится на 2 периода. Первый период начался в дореформенные  годы и продолжался до середины 90-х  гг. XIX в. Второй период охватывает вторую половину 90-х гг. XIX в. – 1917 г. В первый период купцы-меценаты начали собирать коллекции и прошли путь от стихийного увлечения собирательством до осознанной меценатской деятельности и создания к 90-м гг. XIX в. высокохудожественных коллекций. Это было время деятельности коллекционеров и меценатов старшего поколения — В.А. Кокорева, К.Т. Солдатёнкова, П.М. Третьякова.

Василий Александрович Кокорев (1817 – 1889) был сыном провинциального  купца-старообрядца, торговавшего солью. Он учился лишь у старообрядческих начетчиков, но много занимался самообразованием и в результате стал хорошим оратором и написал ряд литературных произведений.

Старообрядца В.А. Кокорева (а он остался таковым до конца  своих дней) отличали инициатива и  высокая деловая активность. Он составил свое состояние, благодаря откупам  питейных заведений, был одним из пионеров русской нефтяной промышленности, организовал Волжско-Камский банк, занявший видное место в русском  финансовом мире, создал северное страховое  общество, участвовал в создании русского общества пароходства и торговли.

В.А. Кокорев был сторонником  славянофильских идей, заботился  о развитии национальной культуры. Он начал покупать картины молодых  русских художников и помогать им материально с конца 40-х гг. XIX в.

В 1861 г. в Москве открылась  его картинная галерея в специально выстроенном для нее здании. В  галерее было выставлено свыше 500 картин, половина из них была русской школы. В галерее были представлены полотна  старинных русских живописцев (В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, Д.Г. Левицкого и др.) и современников  В.А. Кокорева (И. Айвазовского, К. Брюллова, П. Федотова и др.).

Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси