Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Вложенные файлы: 1 файл

История Российского предпринимательства.docx

— 251.58 Кб (Скачать файл)

Тема 6. Судьба предпринимательства  в коммунистической России 1917 –1985 годов 

6.2.  Предпринимательство в период  НЭПа 

 Новая экономическая  политика, вводимая большевиками  с весны 1921 г., являлась антикризисной  программой, сущность которой состояла  в воссоздании многоукладной  экономики, товарно-денежных отношений,  использовании организационно-технического  опыта капиталистов при сохранении  «командных высот» в руках  большевистского правительства.  Законодательно она была оформлена  декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда  Советов в декабре 1921 г. 

 Реализацией нэпа большевики  преследовали определенные политические  и экономические цели. В первую  очередь, ликвидировать социальную  напряженность в обществе и  укрепить Советскую власть; преодолеть  разруху и восстановить народное  хозяйство; обеспечить условия  для создания плановой модели  экономики и нового типа общественных  отношений. 

 Введение нэпа началось  в сельском хозяйстве путем  замены продразверстки на продовольственный  налог. Он устанавливался до  посевной компании, не мог изменяться  в течение года и был в  два раза меньше разверстки. После  выполнения государственных поставок  крестьянам разрешалась свободная  торговля продуктами своего хозяйства.  У крестьянина появился стимул  к расширению производства.

 Результаты такого  поворота экономической политики  в деревне не замедлили сказаться.  В 1922/23 г. было заготовлено почти  6 млн т зерна, в 1923/24 г. —  6,8 млн т, 1925/26 г. — 8,9 млн т,  в 1926/27 г. —11,3 млн т. Уже в  1922 г. российское зерно снова  появилось на мировом рынке.  Снабжение продовольствием населения  страны устойчиво улучшалось.

 Важнейшим показателем  восстановления аграрного сектора  являлось быстрое втягивание  в товарно-денежные отношения  предпринимательских крестьянских  хозяйств. В 1925 г. кулаки составляли 4 млн 804 тыс человек, или 3,3% крестьянского населения, в 1927 г. — 5 млн 859 тыс, или 3,9%. Половина  кулаков давала деньги в рост. Многие сдавали внаем личный  инвентарь, скот, арендовали недостающую  землю, имели предприятия по  первичной обработке сельскохозяйственной  продукции — мельницы, крупорушки, маслобойни и т.д. Предпринимательские  неземледе

 Важнейшим направлением  государственной политики в деревне  в период нэпа являлось содействие  кооперированию крестьян. В ее  основе лежало использование  материальной заинтересованности  крестьян в увеличении сельскохозяйственной  продукции на продажу. Она достаточно  эффективно реализовывалась через  кооперативы. Входившие в них  крестьянские хозяйства оставались  единоличными, обобществлению подлежали  лишь некоторые средства производства, что определялось экономической  целесообразностью. 

 В кооперативы объединялись, как правило, более зажиточные  крестьяне, производившие товарную  продукцию. Кооперировалось именно  товарное производство, что способствовало  росту производительности крестьянского  хозяйства. Такие отрасли, как  льноводство, выращивание и переработка  сахарной свеклы почти полностью  функционировали на началах кооперативной  организации сбыта, снабжения  и хозяйствования. В районах молочного  скотоводства кооперацией было  охвачено до 90% крестьянских хозяйств. Возрождалась и кооперативная  обрабатывающая промышленность: маслодельные, сыродельные, табачные, сахарные, консервные  предприятия. В 1925 г. сельскохозяйственная  кооперация охватила около 25% крестьян, в 1928 г. — 55%.

 Кооперативы играли  важнейшую роль в восстановлении  товарооборота между городом  и деревней. Уже в 1925 г. кооперативный  товарооборот составлял 44,5% розничного  товарооборота страны. Через кооперативы  государственные заготовительные  органы закупали до 80% зерна, весь  урожай хлопка, льняных волокон,  почти всю сахарную свеклу. Вполне  очевидно, что в годы нэпа государство  с помощью кооперации вытесняло  частную торговлю.

 Вместе с тем государство  стремилось ограничить экономическое  влияние кооперации на крестьянство. Его финансовая монополия жестко  регламентировала денежные операции  кооперативных товариществ и  артелей, ограничивала возможности  приобретения инвентаря и материалов, реализации продукции, диктовала  условия кооперативной политики  в сфере занятости. Особое недоверие  вызывала попытка восстановления  посреднических и торговых функций  сельскохозяйственной кооперации, стремление первичных кооперативов  выйти из-под контроля объединительных  кооперативных центров. Борьба  государства против свободного  слияния накоплений сельского  населения в рамках низовой кооперации не позволила последней развернуть работу по экономической организации крестьянства и финансовой поддержке индивидуального сельского хозяйства. К тому же государство не позволило возродить инвестиционные и коммерческие кооперативные банки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о стремительном процессе огосударствления кооперации в годы нэпа.

 Важным системным признаком  обновления экономической политики  явилось возрождение предпринимательства  в мелком и среднем производстве. С лета 1921 г. частным хозяевам  передавались в основном небольшие,  полуразрушенные объекты, требовавшие  значительных затрат труда и  капиталов. Вполне очевидно, что  советский частник не конкурировал  с государственной экономикой, а  дополнял ее. Несмотря на это,  губсовнархозы и местные исполкомы  стремились сузить предпринимательское  поле, оставить за собой все  предприятия. 

 Гражданским Кодексом  периода нэпа предусматривалось  право открывать промышленные  предприятия с соблюдением всех  постановлений, регулирующих промышленную  деятельность, право собственности  на строения и движимое имущество,  на промышленные предприятия.  Частные предприниматели были  обязаны предоставлять в государственные  органы данные о своей хозяйственной  работе, изменениях в составе  предприятий и другие сведения. Была устранена коммерческая  тайна, что делало невозможной  конкуренцию. 

 Капиталистический сектор  интенсивно рос в пищевой, текстильной,  швейной, кожевенной, метизной и  других отраслях индустрии. В  отраслевом разрезе частник представлял  заметную силу в маслобойной,  мукомольной и махорочной промышленности, переработке мясных субпродуктов, шерстоваляльном производстве и  др. В региональном отношении  частнохозяйственный сектор имел  узкие рамки. Около 70% частнохозяйственных  предприятий находились на территории  РСФСР. Всего в 1924 – 1925 гг. в  СССР насчитывалось 325 частных  предприятий. На них было занято  около 12% всей рабочей силы.

 «Хозяева» редко имели  более трех наемных рабочих,  выбирали краткосрочные патенты  и эксплуатировали старое, изношенное  оборудование в приспособленных  помещениях. Тем не менее, в  отличие от трудовых артелей  и госорганов, они исправно платили  налоги, тратились на поддержание  производства и всемерно сокращали  накладные расходы. 

 Новые частные предприятия,  как правило, не были связаны  с дореволюционными, а их создатели  были выходцами из мелкобуржуазных  слоев. После национализации промышленности  и торговли крупная и средняя  буржуазия в основном прекратила  свою деятельность. Предприниматели  либо эмигрировали за границу,  увозя свои капиталы, либо устраивались  на службу в советские учреждения, либо проедали накопления, дожидаясь  лучших времен. В Петрограде в  1922 г. среди владельцев частных  предприятий, бывших торговцев  было 26,2 %, домохозяек — 28,4%, ремесленников  — 13,4%, служащих — 5,7%. Накопления  они получили в основном в  результате торговой и промышленной  деятельности в годы гражданской  войны. 

 В момент наивысшего  развития нэпа в частном секторе  имелись также владельцы очень  крупных состояний. Но их было  мало. Так, в Москве и Ленинграде  в 1925 – 1926 гг. насчитывалось 855 предпринимателей, имевших годовой  доход свыше 20 тыс. рублей. Но, зажатая в тиски «государственного  контроля», производственная буржуазия  могла существовать только при  условии кредитования ее государственными  банками, снабжения сырьем, материалами  с государственных предприятий.  Поэтому риск частных вложений  в промышленное производство  был достаточно высоким. Разбогатев, частные предприниматели не хотели  вкладывать деньги в расширение  своего дела из опасения за  его будущее. Они предпочитали  тратить капиталы на себя, буквально  погрязая в кутежах и роскоши.  Предпринимательская активность  в годы нэпа была невысокой.  В итоге восстановление частной  промышленности так и не произошло. 

Новая экономическая политика в промышленности заключалась не только в разрешении частного предпринимательства. Поскольку в хозяйстве восстанавливались  рынок, прибыль, материальная заинтересованность, а рядом с государственными действовали  капиталистические предприятия, была перестроена и организация государственной  проышленности.

 Эта перестройка выразилась  прежде всего в переводе предприятий  на хозрасчет. Если в период  военного коммунизма они не  имели хозяйственной самостоятельности,  получали от государства все,  необходимое для производства, и  ему же сдавали продукцию, то  теперь предприятия должны были  вести хозяйство самостоятельно, закупать на рынке сырье и  материалы, сбывать свою продукцию,  получать прибыль и, заплатив  из этой прибыли налог государству,  продолжать производство за счет  оставшейся прибыли. Государственные  предприятия переводились, таким  образом, в значительной степени  на коммерческие и капиталистические  начала. Однако хозрасчет не считался  явлением, свойственным социалистическому  хозяйству. 

 Основной формой управления  государственными предприятиями  стали тресты — хозрасчетные  объединения однородных или взаимосвязанных  предприятий. Фабрики и заводы  находились в их составе на  правах цехов. Тресты были наделены  правами планирования, распределения  средств, расстановки кадров, проведения  торговых операций как между  собой, так и на свободном  рынке. Трест как форма управления  сочетал в себе плановые и  рыночные элементы, которые государство  пыталось использовать для построения  планового социалистического хозяйства. 

 Тресты создавались  в период, когда государственная  торговля и ее аппарат еще  не сложились, а в посреднических  операциях большую роль играл  частник. Поэтому в 20 – е  гг. родилась такая специфическая  хозяйственная организация как  торговый синдикат. К концу 1923 г. синдикаты объединяли до 50% крупных трестов различных отраслей  промышленности. Всего было образовано  около 20 синдикатов. Они изучали  емкость рынка, регулировали торговые  операции, цены, заготавливали сырье. 

Синдикаты как форма управления также имели двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, т.е. были ориентированы  на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с  другой — это были монопольные  организации, регулируемые ВСНХ и наркоматами. В середине 20-х гг. синдикатские объединения  почти полностью охватили рынок  промтоваров. Синдицирование шло и  самостоятельно, по инициативе производителей, и принудительно, под давлением  государства, но во всех случаях —  с ограничением хозяйственных функций  трестов и рыночной конкуренции.

 В период нэпа имелись  попытки привлечения иностранного  капитала в форме концессий.  Но значительного развития концессионное  предпринимательство не получило. Неразвитость концессионного законодательства, ущемление прав соискателей высокими  обязательствами, политическая подозрительность, ограниченные ресурсы квалифицированных  кадров, сырья и полуфабрикатов  затормозили привлечение иностранного  капитала в Советскую Россию. Большое сопротивление концессии  встретили со стороны крайне  монополизированной государственной  промышленности и торговли. Вместе  с тем максимальная осторожность  при сдаче концессий временами  была оправдана. Обстановка товарного  голода манила в Россию искателей  спекулятивных прибылей. Часть претендентов  не владела навыками промышленной  деятельности и достаточным капиталом  для реконструкции предприятий,  некоторые заезжие фабриканты  были подставными лицами и  финансировались российскими нэпманами.  Участие государства в концессионных  проектах определялось стратегическим  значением отрасли. Принципиально  концессионный капитал не допускался  в нефтедобычу, металлургию, железнодорожный  транспорт, судостроение, радиотехнику  и т.д. 

 На базе анализа  свыше 1,6 тыс предложений к  1927 г. было заключено 172 концессионных  соглашения, действовало же всего  65 концессионных предприятий, в  основном на окраинах страны  и в отраслях легкой индустрии.  Среди наиболее крупных концессий  20-х гг. были «Лена – Голдфилдс» (Англия), добывавшая 20-30% всего золота  на территории СССР, американская  концессия Гарримана (35 – 40% добычи  марганца в СССР), британская фирма  «Тетюхе майнинг», выпускавшая свыше  60% серебра и свинца. Компания  «Алмерико» наладила выпуск дефицитных  недорогих карандашей и стальных  перьев и полностью удовлетворила  внутренние потребности в них.  На паях с государственным  трестом «Северолес» заготовкой  высококачественной древесины и  вывозкой леса на своих судах  занимались голландские, норвежские, английские и финские фирмы.  Шведские компании «СКФ» и  «АСЕА» организовали выпуск подшипников  и электродвигателей. Советско-американское  смешанное общество «РАГАЗ» наладило  производство сжатых газов и  автогенной аппаратуры, помогло  построить и оборудовать несколько  кислородно-ацетиленовых заводов.  Известно также плодотворное  сотрудничество Советской России  с американским миллионером Армандом  Хаммером.

Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси