Причины существования теневого
бизнеса следует искать в том,
что административно-командная система
не в состоянии сбалансировать отраслевую
структуру экономики, обеспечить соответствие
производства и платежеспособного
спроса. Социалистическое планирование
постоянно порождало нестыковку
госзаказов и их ресурсного обеспечения.
Например, в розничной торговле отдельно
планировались объем товарооборота
и его товарное обеспечение. В
итоге торговля из сферы обмена превратилась
в сферу распределения дефицита.
За нужными товарами население шло
на «черный рынок», переплачивая там
за них в 2-3 раза.
«Черный рынок» в
нашей стране в отличие от
цивилизованных стран удовлетворял
не какие-то пристрастия и пороки
(например, наркотики), а насущные, повседневные
потребности людей в одежде, обуви
и даже в книгах. Таким образом,
он являлся экономическим инструментом,
восполнявшим нехватку жизненно
важных товаров. В этой связи
следует отметить, что теневая
экономика в значительной степени
гасила инфляционные тенденции
в советской хозяйственной системе,
сокращая разрыв между растущим
платежеспособным спросом (особенно
в 70-е гг., когда в страну
хлынули нефтедоллары) и неадекватным
предложением со стороны государственного
производства.
Вместе с тем подпольная
рыночная экономика неизбежно
приобретала криминальный характер.
Это проявлялось в расхищении
теневиками государственных ресурсов,
создании заведомо невыгодных
производств, деформировании территориальных
и отраслевых структур, подкупе
администрации, органов правопорядка,
партийного руководства. В 80-е
гг. практически вся правящая
верхушка была коррумпирована. Из
хозяйственных структур наиболее
пораженными коррупцией оказались
торговля и сфера обслуживания.
Чрезвычайно опасным для советского
общества являлось то, что теневая
экономика постепенно начинала
сращиваться с организованной
преступностью. Теневики стали
использовать профессиональных
преступников для устранения
конкурентов, контроля за соучастниками,
нелегального сбыта продукции,
привлекать уголовных преступников
для своей охраны и т.п.
Наличие благоприятных условий
для получения стабильно высокой
прибыли противоправным путем закономерно
порождало интерес организованной
преступности к теневой экономике.
Причем, если в большинстве стран
с рыночной экономикой организованная
преступность контролирует в основном
игорный и наркобизнес, проституцию
и торговлю оружием, то в нашей
стране она приобрела влияние
во всех сферах экономики. В конце 70
– начале 80-х гг. в советском
обществе полностью оформилась система,
включавшая в себя теневую экономику,
организованную преступность и представителей
всех ветвей власти.
В 60 – 70-е гг. стала
развиваться практика индивидуальной
трудовой деятельности, в итоге
которой появились так называемые
«нетрудовые» доходы. В юридическом
отношении они делились на
законные и незаконные нетрудовые
доходы. К незаконным нетрудовым
доходам относилась вся прибыль
теневой экономики, к законным
— прибыль, формировавшаяся за
счет разрешенной государством
трудовой деятельности вне общественно
организованного производства. Такой
труд оплачивался выше, чем на
госпредприятии.
В это время начала
складываться прослойка врачей,
помогавших больным по месту
своей службы за дополнительную
плату, укрепился рынок репетиторских
услуг в сфере образования,
распространилась практика предоставления
услуг по повышенным тарифам,
деятельность индивидуалов или
бригад, работавших по договору
с частными лицами и колхозами
(«шабашничество»), в товарный оборот
включался принадлежавший гражданам
жилищный фонд. В начале 80-х гг.
в финансовых органах было
зарегистрировано 65 тыс граждан,
занимавшихся кустарно-ремесленными
промыслами, 3,5 тыс человек, имевших
частную врачебную, зубопротезную,
адвокатскую, репетиторскую практику.
Еще 152 тыс человек были зарегистрированы
как лица, сдающие внаем жилье.
Все эти виды предпринимательской
деятельности были полезны обществу.
Однако развитие этого
незначительного по своему объему
предпринимательства сдерживал
налоговый прессинг государства.
Средняя ставка налога для
различных групп частников составляла
25%. Налоговая политика власти
в отношении индивидуалов свидетельствовала
о незаинтересованности государства
в развитии такого рода предпринимательства.
Весь опыт развития
экономики в советский период
свидетельствует о том, что
партийно-бюрократическая правящая
верхушка неуклонно осуществляла
курс на уничтожение частной
собственности и свободных рыночных
отношений. Но результаты реализации
этого курса доказывали, что человеческая
смекалка и предприимчивость
неуничтожимы. Предпринимательство
в советском обществе играло
определенную экономическую и
социальную роль, компенсируя недостатки
социалистической экономики, помогая
воплощению объективных закономерностей
хозяйствования, снимало кризисные
явления и социальную напряженность
в обществе. Оно подтверждало
также истину, рожденную историческим
опытом развития человечества: единственно
разумной, наиболее соответствующей
потребностям людей, является
конкурентная рыночная экономика.
Тема 7. Новейший этап российской модернизации.
Формирование российского предпринимательства
в условиях рыночной экономики (конец
ХХ – начало XXI вв.)
7.1. Причины и условия перехода
России от административно-командной
системы (АКС) к рыночным отношениям
В СССР АКС сложилась
в начале 30-х годов и просуществовала
с некоторыми изменениями до
конца 80-х. Она основывалась
на трех важнейших принципах:
тотальном огосударствлении экономики,
строгой централизации государственного
планирования и полном идеологическом
контроле.
АКС оказалась эффективной
лишь для осуществления индустриализации
и решения военно-политических
задач. В целом же этой системе
были присущи генетические пороки:
тотальная монополизация экономики
и почти полное искоренение
конкуренции, которые тормозили
хозяйственную инициативу и научно-технический
прогресс; примат политики над
экономикой в планировании народного
хозяйства обусловливал хроническую
несбалансированность советской
экономической системы.
В период проводившейся
сверху «горбачевской перестройки»
(1985 – 1991 гг.) предпринималась попытка
реформирования АКС путем некоторого
допущения элементов рыночной
экономики. Тогда наряду с доминировавшим
государственным сектором получило
развитие частное предпринимательство
в форме различного рода кооперативов
(«Закон о кооперации» 1988 г.). На
основе этого документа кооперативное
предпринимательство в России
было коммерциализировано и разгосударствлено.
Оно стало своеобразной моделью,
на которой апробировались не
только специфические кооперативные
принципы хозяйствования, но и
общие подходы к построению
рыночной экономики. В тот же
период (дек. 1990 г.) был принят Закон
РСФСР «О предприятиях и предпринимательской
деятельности», в котором частное
предпринимательство было признано
общеполезным делом.
«Перестройка» в своем
развитии претерпела определенную
эволюцию и мыслилась как совершенствование
системы с сохранением социалистического
выбора («гуманный, демократический
социализм»). Но в ходе ее не
была выработана стратегия перемен,
адекватная глобальным изменениям
в мире, и не определена социальная
база преобразований. Это привело
к серьезным ошибкам и просчетам
и закончилось крахом советской
индустриальной системы, августовскими
событиями 1991 г. и распадом
СССР в декабре 1991 г.
Неудачи «перестройки»
побудили российское руководство
взять курс на радикально-либеральную
модернизацию, интенсивное формирование
рыночных отношений. Но необходимые
условия для перехода от плановой
к рыночной экономике в России
сложились неблагоприятно, поскольку
на них влияли негативные факторы:
длительное существование социалистической,
плановой системы; почти полное
отсутствие элементов рыночной
экономики в советской модели
АКС; огромные диспропорции в
отраслевой структуре экономики;
крайне высокий уровень милитаризации
народного хозяйства; нерыночный
менталитет значительного большинства
населения, отсутствие национального
консенсуса по поводу перехода
к рыночной экономике.
Переход к рыночным отношениям
в России начался сложно и противоречиво.
Главными его направлениями стали:
либерализация, изменения отношений
собственности, формирование рыночной
инфраструктуры, демонополизация экономики,
реформирование социальной сферы, формирование
открытой экономики, обеспечение устойчивого
экономического роста, стабилизация. Однако
при этом специфическими особенностями
складывающейся новой рыночной экономики
явились: и огромная роль государства
как регулятора экономики, и крайне
медленное формирование автономного
от государства гражданского общества,
и тесная связь административной
власти и собственности, и сложности
распространения частной собственности,
и недостаточное развитие частнохозяйственной
инициативы при сильном социальном
иждивенчестве и уравнительно-коллективистских
настроениях.
Российская модель рынка
еще окончательно не сформировалась.
Она предполагает наличие как
ряда черт, заимствованных из исторического
прошлого, так и элементы переходной
экономики: сохраняются сильные
позиции государства, крайне неустойчивыми
остаются права собственности, опасных
размеров достигло социальное расслоение,
практически отсутствует средний
класс как массовая социальная категория,
сохраняется криминализация хозяйственной
жизни.
Для понимания основных
тенденций, динамики переходного
к рыночной экономике процесса
важно представить его периодизацию,
временные рамки которой отличаются
друг от друга: и особенностью
проводимой государством экономической
политики, и характером рыночных
отношений, и степенью их развитости,
и адаптированностью населения
к рыночным условиям труда
и жизни, и развитостью рыночной
культуры.
Условно можно выделить
следующие этапы:
I . Подготовительный (ускорение
социально-экономического развития,
«перестройка») (1985 – 1991 гг.).
II . «Лицом к лицу с
рынком» (1992 – 1993 гг.).
III . Усиление отторжения
реформ (1994 – 1995 гг.).
IV . Рост недовольства
властью на фоне углубления
адаптации к рынку (1996 – 1998
гг.).
V . Уход Б. Ельцина, начало
правления В. Путина и формирование
нового политического и экономического
курса (с начала 2000 г.).
В переходный период
в России происходит существенное
изменение экономических функций
государства. Наряду с сохранением
классических (регулирование денежного
обращения, защита прав собственности,
обеспечение свободы предпринимательства,
преодоление монополизма и т.д.)
получили развитие функции, связанные
с трансформацией социально-экономической
системы — перестройкой отношений
собственности, формированием конкурентной
среды и рыночной инфраструктуры.
По мере перехода к рыночной
экономике все более активно
применяются экономические методы
государственного регулирования
в противовес теряющим свое
значение методам администрирования.
Государственное вмешательство
в процесс рыночных преобразований
в переходный период особенно
важно в России по ряду причин,
которые складывались исторически.
К ним относятся: и многовековая
российская традиция активного
вмешательства государства в
экономику, значительная роль, которую
играл государственный сектор; и
сохранение в переходный период
пережитков АКС, для которой
было характерно исключительно
государственное регулирование
экономических процессов; и роль государства
как инициатора реформ, которые проводились
преимущественно «сверху»; и необходимость
для государства компенсировать (хотя
бы частично) неразвитость механизма рыночного
регулирования.
Формирование рыночной
экономики невозможно без преодоления
тотального огосударствления почти
всей собственности, то есть
ее приватизации, которая представляет
собой процесс замещения государственной
собственности частной путем
ее перераспределения или продажи.
Приватизация в массовом масштабе
служит для создания режима
свободного предпринимательства
в условиях рынка.
В рамках АКС в
СССР в конце 80-х годов сложилось
следующее соотношение форм собственности:
государственная — 88,6%; колхозная
— 8,7%; кооперативная — 1,5% и
частная — 1,2%. Преодолеть монополию
государственной собственности
в начале рыночных реформ предполагалось
на основе развития различных
форм собственности и многообразия
хозяйствующих субъектов в ходе
приватизации. К характерным чертам
российской модели приватизации
можно отнести: ее директивный
характер, приоритет частной собственности,
широкие права трудовых коллективов,
бесплатную раздачу государственной
собственности (или продажу ее
как можно дешевле) на начальном
этапе.