Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Славянские племена в VI – VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII – IХ в.в. в основном по великой Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Вложенные файлы: 1 файл

История Российского предпринимательства.docx

— 251.58 Кб (Скачать файл)

 С другой стороны,  за годы российских реформ  выявился небывалый рост малого  и среднего предпринимательства,  особенно в сферах, где пока  не требуется значительных капиталов,  больших объемов оборудования  и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много  в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных  с производством потребительских  товаров и услуг. Практика эффективного  функционирования малых и средних  форм производства определяется  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость  к местным рынкам и гибкая  приспособляемость к запросам  клиентуры; производство небольшими  партиями того, что невыгодно  крупным фирмам; исключение лишних  звеньев управления; возможность  дифференциации и индивидуализации  спроса в сфере производственного  и личного потребления. 

 Мировой опыт свидетельствует,  что в любой стране с рыночной  экономикой необходимо развивать  в первую очередь именно малое  предпринимательство (МП), которое  является своеобразным индикатором  определения уровня рыночных  отношений. Этот показатель в  некоторых развитых странах достигает  величины 50 – 60% валового внутреннего  продукта (ВВП) (в России — пока  только 10%). Чтобы приблизиться к  стандартам Европейского сообщества (ЕС), малых предприятий в нашей  стране должно быть не менее  5 млн. (сейчас 843 тысячи, причем 35% их  приходится на Москву и Санкт-Петербург).

 Почему же объем  МП считается объективным показателем  степени рыночного развития страны? Прежде всего потому, что эта  форма бизнеса является гибким  органом хозяйствования, который  оперативно отслеживает потребности  рынка; в первую очередь, способствует  внедрению инноваций (новшеств); имеет незначительные накладные  расходы и поэтому позволяет  выпускать продукцию с конкурентоспособными  ценами; может сыграть (в случае  успешного развития) огромную положительную  роль в решении социальных  проблем. 

 Как показывает опыт  стран с развитой рыночной  экономикой, МП помогает решению  и ряда других важных для  поступательного социально-экономического  движения страны задач: 

 повышению эффективности  производства;

 демонополизации, формированию  рыночной структуры экономики  и конкурентной среды; 

 насыщению рынка товарами  и услугами;

 увеличению занятости; 

 экономическому росту  и увеличению налоговых поступлений  в бюджет;

 формированию среднего  класса;

 укреплению деловой  этики, в том числе налоговой  дисциплины;

 внедрению новых технологий  и выпуску новых изделий. 

 Современные российские  малые предприятия охватывают: торговлю  и общественное питание — 46%; промышленность — 14,8%, строительство  — 14,5%, сельское хозяйство —  1,6%.

 К основным преимуществам  МП при выборе альтернативы  обычно причисляют: доступность  организационной формы для любых  граждан в силу небольшого  объема первоначального капитала; отсутствие необходимости в больших  оборотных средствах; эффективность  в управлении, наличие перспективы  для трансформации в средние  и крупные компании; хорошую возможность  для самореализации.

 Формально вниманием  со стороны властей МП в  нашей стране не обойдено. Однако  его государственная поддержка,  несмотря на принятые соответствующие  законы и правительственную программу  на среднесрочную перспективу  (по которой доля МП в стране  должна увеличиться с 10% до 30% ВВП), пока не оказывает эффективного  влияния на его развитие. На  заседании Госсовета (дек. 2001 г.) Президент  В. Путин констатировал, что  «к сожалению, наши надежды,  что малый бизнес станет мотором  реформ, не оправдались». Почему?

Важными объективными факторами, мешающими нормальной работе МП, остаются: высокие налоги; недостаток собственных  оборотных средств; административные барьеры; коррупция (взятки чиновничества); сложность и дороговизна получения  банковских кредитов; высокая арендная плата; неразвитость структуры сбыта.

 Весьма негативное  влияние на развитие нормальной  экономической жизни страны оказывает  рецидив «брежневских» времен  — «теневая экономика» — то  есть всякая, скрываемая от государства  и общества, не зарегистрированная, неучтенная, незаконная экономическая  деятельность. Трудно поверить, но  ее современные масштабы сопоставимы  уже с официальной (легальной,  законной) экономикой. Главные причины  такого разрастания — ослабление  государственного регулирования  и контроля, слабость юридической  базы. Согласно данным Госкомстата,  «теневая» составляющая российской  экономики достигла почти 25% ВВП  (на Западе — около 10%). Однако  эксперты МВД дают еще более  ошеломляющую оценку ее роли  — около 50% ВВП страны.

Наиболее распространенными  формами и сферами «теневой экономики» считаются: рэкет или принудительная охрана; нелегальное производство и  сбыт спиртных напитков; производство псевдоимпортных товаров; «челночный бизнес»; незаконные финансовые операции; контрабанда (главное — наркотики); организация утечки капиталов за границу; расчеты «черным налом»; коррупция среди государственных  служащих. К сожалению, следует констатировать, что нынешнее российское общество становится «теневым», идет процесс так называемой «теневизации» — распространения  «теневого» поведения и «теневых»  взаимоотношений вширь. Во многом будущее  страны будет зависеть от того, будет  ли переломлена эта опасная тенденция.

Наиболее тяжелые социальные последствия экономических преобразований в России — глубокая поляризация  уровня благосостояния населения и  раскол общества.

 Главным источником, создавшим  громадную пропасть в жизненном  уровне населения постсоветской  России, безусловно, являлся способ  и формы осуществления приватизации, которая по сути своей была  аморальной и носила характер  активного и стремительного несправедливого  перераспределения огромных богатств, обогащению одних и обнищанию  других, о чем свидетельствуют  такие данные: 52% наименее обеспеченных  семей владеют лишь 1% фонда сбережений  всех видов (наличные рубли,  валюта, банковские вклады, акции  и т.д.); в то же время 2%, представляющих  наиболее богатую группу, распоряжаются  53% фонда накоплений. Доля населения  с денежными доходами ниже  величины прожиточного минимума  составляет 29,9 млн. человек (27,6% от  общей численности). Все это влияет  на факторы стабильности.

 Суть перемен, происходящих  в формировании новой социальной  среды, охватывает сегодня такие  сложные процессы, как: 

изменение роли бывшего правящего  класса СССР — партийно-советской  номенклатуры, формирование в России нового — управленцев-капиталистов;

резкое изменение социально-экономического положения тех социальных групп, которые в СССР считались системообразующими — рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции;

появление новых социальных слоев, которых в советской истории  не было (бизнесмены, предприниматели, менеджеры, банкиры и т.д.);

формирование системы  отношений, базирующейся на современных  типах связи власти и собственности.

Представителями правящего  класса современного российского общества, можно считать:

 крупных капиталистов-банкиров, президентов крупнейших корпораций, руководителей «естественных монополий»  и т.п.;

 высших госчиновников,  которые одновременно владеют  и крупным капиталом; 

 представителей госаппарата,  политиков, принимающих главные  политические решения и поэтому  обладающих огромной экономической  властью. 

 Специалисты Института  социологии выделяют (как минимум)  две подгруппы так называемых  «новых русских»:

респектабельную часть высокообразованных бизнесменов, занимающих высокие посты  в окологосударственных коммерческих структурах;

менее образованную и более  склонную к авантюрному бизнесу  часть предпринимателей, ведущих  демонстративно роскошный образ  жизни (нуворишей).

 Следует иметь в  виду, что, в отличие от номенклатуры  бывшего СССР, власть которой  была в основном административной, власть нового правящего класса  базируется на экономическом  фундаменте. В процессе его становления  перераспределение и накопление  капитала переплетались с перераспределением  должностных мест в аппарате  власти (партийном, государственном,  советском, профсоюзном, комсомольском). В состав нового правящего  класса входят как политики, связанные  с экономикой, так и «чистые»  бизнесмены. В сегодняшней России  этот класс — реальная социальная  сила, от которой всерьез зависит  ход реформ и многие другие  процессы в стране. Американский  журнал «Форбс» привел недавно  список около четырехсот наиболее  богатых людей мира за 2002 год  (то есть с доходами от 1 млрд. долларов и выше). На долю российского  бизнеса приходится 17 фамилий: самый  богатый российскийпредприниматель — М.Б. Ходорковский, сюда же вошли В.Ю. Алекперов, Б.А. Березовский, В.А. Брынцалов, Р.И. Вяхирев, В.А. Гусинский, В.В. Довгань, В.О. Потанин и др.

 Предполагалось, что по  мере развития в России неокапиталистических  отношений сформируется новый,  ведущий при капитализме, средний  класс, экономическая база которого  — малый и средний бизнес. Этот  класс выполняет обычно следующие  функции: несет интеллектуальные, специальные знания; имеет материальную  базу; умеет управлять персоналом, руководит деятельностью людей.  В начале наших рыночных реформ  ожидалось, что средний класс  действительно может стать основой  новой социальной стратификации  российского общества. Но это  пока не удалось, поскольку  отсутствуют условия выполнения  им его предназначения, а именно: являться стабилизатором общества; оказывать положительное влияние  на политический курс страны; быть основой и главным борцом  за рыночные реформы. 

 И все же пополнение  среднего класса происходит из  таких слоев (около 50 социальных  групп): экономические группы, связанные  с бизнесом; представители госаппарата;  руководители государственных предприятий  разных отраслей и рангов; интеллектуалы;  рабочие и крестьяне. Процесс  формирования среднего класса  в России идет медленно и  тяжело. Этот слой как бы «сдавлен»  с двух сторон: с одной стороны  — государством, с другой —  криминальными группировками. Поэтому  при сохранении нынешней ситуации  трудно ожидать значительного  повышения его роли как гаранта  успеха рыночных реформ.

 В России довольно  рельефно высвечивается верхушечный  союз бизнес-элиты с правящей  номенклатурой и бюрократией.  То есть получился некий «рыночно-реформированный»  вариант прежней номенклатурной  системы. Налицо административно-чиновничий  бюрократический капитализм, слияние  государственных чиновников всех  уровней и частного бизнеса,  специфическая форма генезиса  капитализма в условиях «догоняющего»  развития.

 В силу известных  причин (криминализованности бизнеса,  значительной поляризации населения  по доходам и др.) отношение  большой части населения к  предпринимательству, которое ассоциируется  у него, главным образом, с нечестными  методами получения доходов, до  последнего времени было крайне  негативным (около 60%). В массовом  восприятии среди отрицательных  качеств предпринимателей наиболее  часто упоминаются их низкие  нравственные качества, корыстность  интересов и др. Многие из предпринимателей  в своей деловой практике нарушают  законы и общепринятые нормы  поведения, подрывая свою репутацию  и настраивая тем самым широкие  слои населения против реалий  рыночной экономики и предпринимательства. 

 Властные структуры,  понимая значимость предпринимательского  фактора, в своих решениях и  действиях стремятся проводить  комплекс мер по стимулированию  предпринимательства, в который  включены и антимонопольная политика, и поддержка конкуренции, и  снижение административных барьеров, и стимулирование инновационного  направления, и поддержка малого  бизнеса. 

 Предпринимательство  может успешно развиваться только  при наличии в стране определенных  внутренних и внешних факторов, в совокупности обеспечивающих  благоприятные возможности для  развития цивилизованного, преуспевающего  предпринимательства, то есть, если  сформирована определенная предпринимательская  среда, а именно: благоприятная  социально-экономическая, политическая  и гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая экономическую свободу  дееспособным гражданам для занятия  предпринимательской деятельностью,  направленной на удовлетворение  потребностей всех субъектов  рыночной экономики. 

 Сегодня предпринимательство  в России, несмотря на провозглашенный  ее политическим руководством  и поддерживаемый активной частью  населения курс на рыночную  экономику, развивается замедленно  и противоречиво. На современной  стадии развития рыночных отношений  предпринимательство нуждается  в серьезной государственной  поддержке. Содействие ему должны  оказывать как государственные  органы власти, так и общественные  организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, объединения,  корпорации, торгово-промышленные палаты). Причем государственная политика  должна направляться не на  административно-директивное регулирование  предпринимательства, а на создание  необходимой эффективной структуры  его государственной и общественной  поддержки. 

 В России постепенно  создаются необходимые экономические,  правовые, идеологические, нравственные  основы предпринимательской деятельности. На этом пути стоят нерешенные  еще проблемы:

 повышение авторитета  предпринимательства в России;

 нехватка кадров (менеджеров, маркетологов);

 необходимость разрушения  «теневой» экономики, оказывающей  сильное давление на развитие  нормального предпринимательства,  на новые экономические структуры; 

 необходимость развития  сельскохозяйственного предпринимательства. 

 Конечно, успех любого  дела во многом зависит и  от субъективного фактора, поэтому  бизнесмен должен обладать высокими  профессиональными качествами:

Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси