Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка

Краткое описание

1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpory_po_kulturologii.docx

— 206.84 Кб (Скачать файл)

После XIII в. древнерусская культура развивается по трем основным руслам (Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив первоначальный “византийский след”, но одновременно оказавшись в постоянном и долгом контакте-взаимодействии со степным Востоком (Золотая орда) и католическим Западом (Ливонский  орден, Польша, позднее Литва). Расцвет  российской культуры XIV-XVI вв. (эпоха  Московского царства) прерывается  “смутой”, знаменовавшей, однако, резкий подъем духовно-религиозного, национально-государственного и общекультурного самосознания. С XVII в. и до наших дней продолжается “новый период” в развитии русской  культуры — период “европеизации” и одновременно “универсализации”, неуклонного нарастания секуляризма (вплоть до “атеизации” культуры в  советское время) и возврата к  христианству и православной духовности.

 

 

61. Культурологические  основы вузовского образования.

Хотя в образовательные  планы учебных заведений культурология  как отдельная дисциплина вошла  сравнительно недавно, с середины ХХ века, а в стандарты вузовского образования лишь с 80-х годов, тем  не менее, культура всегда находилась в центре внимания общества. Об этом говорят не только ее объемы. Можно  привести лишь один факт, который подтверждает ее значимость. Ученые всех времен и  народов создавали свои концепции  культуры, первые использования термина  культура есть в древнеиндийских  ведах. А в настоящее время  количество определений возросло до полутысячи, и число их увеличивается. Пожалуй, ни одна другая наука не имеет  такого числа дефиниций своего базового понятия. Это подтверждает и момент ее значимости для человека и общества и необходимость ее изучения и  грамотного использования.

 

Значительные объемы культурологии, соединение в ней трех основных способов познания мира (науки, искусства, религии) чрезвычайно благотворно сказывается  на развитии интеллекта. Это связано  с первую очередь с тем, что  вся культурология основана на исследовании высших достижений человечества. По сути дела они - есть мерило, уровень, на которые  студенты сразу ориентируются, усваивая высокие и прекрасные образцы  творчества. В силу этого, культурология  очень красива и эстетична  в изучении, Она знакомит не только с блестящими творениями, но и с  творческими лабораториями великих  людей. Более того, она исследует  разные направления творчества в  жизни конкретного человека. А  ведь известно, что почти все великие  люди оставили после себя наследство в разных сферах творчества. Как  они взаимодействовали между  собой, как влияют друг на друга - серьезная  проблема, которая переходит в  феноменологические позиции культурологии. Она сразу ставит высокую планку отчета для развития интеллекта и  интеллектуальности личности и демонстрирует  возможности решения сложных  задач, определяет познавательные способности  и уровень мышления. Это объясняется  ее интегральностью, позволяет развить  способности нетривиального видения  мира, уйти от стандартов и догм.

 

В силу этого, интеллектуальный потенциал культурологии чрезвычайно  высок и востребован, так как  созданный и обработанный культурой  разум не позволяет человеку утопать  в мелочной суете повседневности, и делает жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра  и красоты. Образованный культурологически  человек умеет понять других людей  и другие культуры, отличается терпимостью  и доброжелательностью, общение  с ним интересно и доставляет удовольствие. Разумеется, знакомство с кратким учебным курсом культурологии, еще не делает личность носительницей  и выразительницей высокой культуры. Одного желания мало, нужно, как и  везде приложить немало усилий, чтобы  войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, семиозис, смысл  многообразных феноменов и варианты ее интерпретации. Как и везде  нужна серьезная работа, длительное пребывание в поле ее ценностей.

Изучаемые объемы, естественно, ориентируют культурологию на понимание  и осознание громадного пласта информации, который должен быть интегрирован в  сознании и осознании своей причастности к жизни культуры в мире. Это  совершенно есте ственным путем расширяет  сознание личности, которое начинает разви ваться более интенсивно.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"