Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций
В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Лекция 11
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Логистическая система может функционировать только в том случае, если в ней циркулирует информация. Любой процесс управления – это прежде всего информационный процесс, который предполагает выполнение функций по сбору, передаче, обработке, анализу информации и принятию соответствующих решений.
Под информацией понимается совокупность сведений об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденных от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в т.ч. и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и вычислительных средств и т.д.).
Информация позволяет предприятию:
В логистике объектом информации являются звенья логистической системы, их подразделения, сотрудники, ресурсы, транспортные средства, складские помещения, т.е. все элементы, сведения о которых передаются в данную систему.
Информация, рассматриваемая с точки зрения логистического подхода, принимает вид потока, поэтому информационным потоком называют поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Информационные потоки можно классифицировать по следующим признакам, как это показано на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация информационных потоков
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами ЛС, ЛС и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС.
Организационная структура ЛИС может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 2).
рис. 2. Организационная структура логистической информационной системы
Взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций управления логиситческой системой и связь с субъектами внешней среды.
В основу построения ЛИС заложены шесть основных принципов:
1. Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен иметь в наличии необходимую и полную (достаточную) информацию для принятия решений в необходимом ему виде.
2. Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах и т.п.
3. Своевременность. Логистическая информация должна быть доставлена в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции JIT. Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени (on line). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуются современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрением стандартов UN/EDIFACT1.
4. Ориентированность. Информация в ЛИС должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению «узких» мест, резервов экономии ресурсов и т.п.
5. Гибкость. Информация, циркулирующая в ЛИС, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документ должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистичекого процесса и адаптированы к возможному многопльзовательскому интерфейсу.
6. Подходящий формат данных. Форматы данных и сообщений, применяемые в компьютерных и телекоммуникационных сетях ЛИС, должны максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т.д.). виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в ЛИС.
Функциональную структуру ЛИС традиционно представляют в виде пирамиды (см. рис. 3
В основании функциональной «пирамды» ЛИС лежит система трансакций между ЗЛС, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы в плане реализации логистичеких функций, логистическими посредниками и потребителями продукции (услуг) фирмы. На схеме отражены только ключевые функции, связанные со вторым уровнем информационных процедур контроля и учета. Указанные два функциональных уровня ЛИС обычно сильно связаны с системой дистрибьюции готовой продукции фирмы, в частности количеством и дислокацией центров распределения.
На уровне анализа логивтические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. Наконец, на верхнем стратегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и рыночной миссией фирмы.
Информационные технологии являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых управленческих решений, производительности и конкурентоспособности логистической системы.
Информационная технология – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, ввод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информации, повышения ее надежности и оперативности.
Роль информационных технологий непрерывно возрастает. Это объясняется рядом их свойств:
Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинформация, позволяющие изобразить на экране персонального компьютера объекты реального мира;
Первое направление – информационное моделирование – позволяет проводить «вычислительный эксперимент» даже в тех условиях, которые невозможны в натуральном эксперименте из-за опасности, сложности, дороговизны.
Второе направление, основанное на методах искусственного интеллекта, позволяет находить решения плохо формализуемых задач, задач с неполной информацией, с нечеткими исходными данными.
Третье направление основано на методах когнитивной графики - совокупности приемов и методов образного представления условий задачи, которые позволяют сразу увидеть решение либо получить подсказку для его нахождения.
Совокупность важнейших экономических выгод от введения логистических информационных систем можно изложить в следующих пунктах:
Остановимся подробнее на характеристике отдельных слагаемых эффекта.
Сокращение времени прохождения процесса. Благодаря опережающему информационному потоку можно заранее оптимизировать ход последующих транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных и производственных процессов и сократить время их прохождения.
Снижение запасов в результате снижения рисков. Современная и надежная информация снижает риски, связанные с созданием запасов. Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий можно частично заменить информацией о запасах, находящихся на складе или на пути к нему;
Рациональное использование ресурсов. Своевременная информация о ходе реализации процессов в логистических каналах и о состоянии логиситических инфраструктур позволяет осуществить более разумное использование таких производственных факторов, как транспортные пути, транспортные средства, погрузочно-разгрузочные мощности или персонал. Аналогично этому можно удовлетворить спрос более экономным использованием этих факторов, что соответствует идее «стройного производства» (экономного производства);
Повышение качества логистического процесса. Информационная прозрачность хода реализации процессов в звеньях логистической цепи является важнейшим фактором обеспечения качества в логистическом канале. Т.о., можно обеспечить и лучше организовать соблюдение согласованных сроков и лучше реагировать на обнаруженные сбои.
Сокращение потребления бумаги. Благодаря сквозному прохождению данных от одной информационной системы к другой отпадает необходимость в многократной регистрации данных. Т.о., можно снизить потребление бумаги и избежать источников ошибок, как это бывает при многократной регистрации данных.
Сокращение ошибок. Если созданы предпосылки для электронного обмена данными между информационными системами партнеров, то затраты на актуализацию данных можно ограничить только одним местом ввода данных.
Сокращение затрат на актуализацию данных. Однажды зарегистрированные в системе данные можно использовать как для расчета, так и для создания документов. При ретроспективном рассмотрении могут быть выявлены и другие возможности для дальнейшей рационализации.
1 Сложность, большая размерность и наличие значительного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в ЛС, вызвали появление за рубежом концепции «Electronik Data Interchange» - EDI (Электронный обмен данными). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных, обслуживающий современные телекоммуникационные технологии. Для EDI существенными являются коммуникационные и информационные стандарты. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики системы таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных. Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы.
Основным глобальным стандартом в системе EDI является UN/EDIFACT, утвержденный ЕЭК ООН и ISO. Стандарт UN/EDIFACT базируется на международном стандарте синтаксических правил (ISO 9735) и международном стандарте Справочника элементов торговых данных (ISO 7372). Он представляет собой набор принципов обмена информацией между промышленными предприятиями, экспортерами, снабженческими организациями, дистрибьюторами, розничными торговцами, брокерами, агентами, экспедиторами, перевозчиками, банками, страховыми компаниями, административными и правительственными организациями и институтами. Стандарт формирует однообразно построенные сообщения, которые базируются на международных стандартах, заменяет традиционные бумажные документы на электронные каталоги (файлы). Преимуществами использования стандарта UN/EDIFACT является ускорение информационных логистических потоков, адаптация к различным архитектурам ЭВМ и телекоммуникационным сетям и повышение на этой основе конкурентоспособности предприятий.
Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"