Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)


Лекция 5

Управление закупками в логистических  системах

План  темы

  1. Цели и задачи закупочной логистики

Особенностями логистики  на заготовительном этапе являются:

      1. Создание системы управления первичными ресурсами, поступающими в логистическую систему из внешней среды в форме материальных потоков.
      2. Согласование системы управления первичными ресурсами с системой управления ресурсами, порожденными самой экономической системой.
      3. Формирование материальных потоков и их адаптация к требованиям логистической системы.
      4. Переработка массивов информации и формирование обратного информационного потока в экономической системе.

Интеграция производства и заготовительной  деятельности начинается задолго до самого процесса производства. При этом инициативной стороной является именно система производства.

Как правило, большая часть циркулирующих  в производстве материальных потоков  поступает из внешней среды. Поэтому  в заготовительной логистике особое место отводится процессу закупок.

Важнейшей комплексной функцией заготовительной логистики является планирование, организация и контроль обеспечения основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном временном режиме с минимальными совокупными затратами.

Главным объектом внимания заготовительной  логистики являются материальные потоки, которые выступают важнейшим фактором производства и обладают общим свойством, заключающимся в высокой потенциальной возможности их участия в производственном процессе.

Основной  целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с наибольшей экономической эффективностью.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рационализировать сроки закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, станут дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу);
    2. Обеспечить соответствие количества поставок и потребностей в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
    3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Организация процесса закупок имеет  следующие этапы:

      1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.
      2. Выбор формы и источников материально-технического снабжения.
      3. Размещение заказов и их реализация.
      4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.
      5. Поддержание отношений с поставщиками.

Статус поставщика обязывает предприятие  в первую очередь учитывать интересы покупателей. Это положение является основной формирования распределительной (маркетинговой) логистики.

Статус же потребителя  дает возможность предприятию учитывать  собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе модулирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

  1. Выбор решения «покупать или производить»

Перед предприятием всегда стоит задача типа «сделать или купить», которая сводится к принятию одного из альтернативных решений:

    • Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у производителя;
    • Закупить товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
    1. Закупка у посредника может быть более выгода, чем непосредственно у изготовителя по следующим причинам:
      • Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.
      • Цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:

а) для мелкооптовых покупателей  – 10 руб. за единицу;

б) для крупнооптовых  покупателей – 8 руб. за единицу.

Посредник, закупив крупную партию по 8 руб.. разукрупняет ее и реализует  с 12% наценкой мелкооптовым покупателям, т.е. по 8,96 руб./ед. Посредник может  позволить себе это, так как он специализируется на разукрупнении партий. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, и он вынужден продавать мелкооптовые партии по цене 10 руб./ед., а не по 8,96 руб./ед.

3. Изготовитель товара может  располагаться территориально на  более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

Выбор формы снабжения (напрямую от производителя или через  посредника) зависит также от объема потребления материальных ресурсов в отдельные плановые периоды. Чем больше объем потребления, тем больше возможностей для получения продукции напрямую от производителя. Исключение возможно в случае, когда материальные ресурсы поставщика потребляет только одно предприятие-потребитель. В этом случае применяется поставка напрямую от поставщика.

Выбор формы поставок, кроме того, зависит и от общих  затрат: последние включают:

    • Расходы по завозу продукции на склад предприятия-изготовителя;
    • Потери, связанные с отвлечением из оборота денежных средств, вложенных в запасы;
    • Расходы по хранению запасов на складе предприятия-потребителя;
    • Капитальные вложения на создание складского хозяйства.

При снабжении напрямую от производителя  общие затраты равны:

При снабжении с участием посредника имеем следующую формулу:

где: П – годовая потребность  в материале данного вида в  натуральных единицах;

Ртр – расходы по доставке единицы  продукции на склад предприятия-потребителя  при снабжении напрямую от производителя, включая оплату транспортных тарифов за погрузочно-разгрузочные и экспедиционные работы;

Рскл – расходы  по доставке единицы продукции на склад предприятия-потребителя при  поставке материальных ценностей через  посредника, дополнительно включая оплату складских наценок;

Втр – величина производственного  запаса в натуральных единицах при  поставке напрямую от поставщика;

Вскл – расходы  по завозу единицы продукции на склад  предприятия-потребителя при поставке через посредника;

Ц – оптовая цена материала, руб.;

К – коэффициенты эффективности капитальных вложений;

С – годовые расходы  по хранению единицы запаса на складе потребителя, руб.;

Q – капитальные вложения на создание складской емкости для хранения единицы запаса, руб.

Можно определить максимальный годовой  объем потребления материалов, при котором экономически целесообразной является форма снабжения через посредника.

Основные задачи снабжения  предприятия материальными ресурсами:

    • Анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;
    • Определение метода закупок;
    • Согласованность цены и заключение договора;
    • Установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
    • Организация размещения товаров на складе.
    1. Установление потребности предприятия в ресурсах

    Процесс установления потребности предприятия в ресурсах (в первую очередь – материальных) можно представить в виде схемы:

     


     



     




     


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 1. Установление потребности  предприятия в ресурсах

     

    Закупки ресурсов осуществляются на основе существующих:

      • заказов на продукцию со стороны потребителей;
      • прогнозов спроса на продукцию.

     

    При этом:

      1. Разрабатывается номенклатура потребляемых ресурсов;
      2. Определяется общий бюджет закупок;
      3. Устанавливается технически обоснованные нормы расхода ресурсов по каждому их виду.

    Номенклатура потребляемых ресурсов – это систематизированный перечень ресурсов, применяемых на данном предприятии, с указанием их основных свойств, размеров, технических характеристик и условных обозначений (индексов). Номенклатура обеспечивает единообразие в наименовании ресурсов и способствует более четкой работе закупочного центра.

    Определение потребности предприятия  в ресурсах невозможно без технически обоснованных плановых норм расхода  на единицу продукции или на выполнение определенной работы (например, ремонта).

    Норма расхода ресурсов должна предусматривать  их наиболее экономное использование в конкретных условиях производства, т.е. она должна быть прогрессивной.

    Плановые нормативы определяют удельные затраты материалов на единицу готовой продукции или объема производства. Примером такого норматива может служить коэффициент использования материалов:

    где qm – норма расхода материалов;

    где qч – норма полезного расхода материала (масса годного изделия); qо – норма дополнительного расхода материала, связанного с организацией технологического процесса; qn – норма дополнительного расхода материала, не связанного с организацией технологического процесса (например, потери из-за некратности длины материала при его раскрое, боя, утечки, распыления, усушки и др.).

    Нормы расхода материалов устанавливают  различными методами:

      • Аналитико-расчетным;
      • Экспериментально-лабораторным;
      • Опытно-статистическим.

    Как правило, основные материалы, т.е. вещественно входящие в изделие, нормируют на основе первого или второго метода. Вспомогательные материалы, т.е. вещественно не входящие в изделие, но потребляемые в процессе обработки, также нормируют расчетным либо экспериментальным путем. Норма вспомогательных материалов может быть установлена на одно изделие (например, упаковочные материалы), на один станко-час работы (например, смазочные материалы), на одного рабочего в год (например, спецодежда) и т.д.

    Нормы запаса служат для установления объема необходимых им ресурсов на планируемый период, порядка их поступления от поставщиков, а также для определения размеров складских помещений и расчета потребностей в оборотных средствах, отвлеченных в запасы. Потребность предприятия в материалах и топливе устанавливается на основании плана производства продукции, технических норм расхода материалов, норм выхода годной продукции и стоимости ресурсов. Потребность в основных материалах определяют по формуле:

    где Nbi – выпуск продукции i-го наименования; qmi - техническая норма расхода i-го материала; m – номенклатура изделий, в которых используется данный вид материала.

    Для вспомогательных материалов получим:

    Nу – объем работ в условных измерителях; l – номенклатура оборудования, в котором используется i-й вид материала.

    Например, расход машинного масла определяется по формуле:

    Nсmчj – объем работы оборудования в станко-часах с использованием масла j-го вида в планируемом периоде; qcmя – удельный расход масла на один станко-час работы оборудования.

    Необходимое количество топлива, пара, воды, электроэнергии на технологические нужды обычно рассчитывают по нормам их расхода на единицу продукции: на отопление, внепроизводственные и бытовые нужды – исходя из условий потребления – площади и характера отапливаемых помещений, числа работающих, установленной мощности двигателей и т.д.

    В результате проведения данного комплекса  работ устанавливается баланс закупок ресурсов, который содержит расчет потребности в материалах по видам и маркам и источники их поступления:

    где Qзак – количество закупаемого материала определенного вида; Qnom – потребность в этом материале для выполнения производственного плана; Zк – запас материала на складе, планируемый на конец планового периода; Zн – запас (фактический остаток) материала на начало того же периода.

    № 6 Лекция.doc

    — 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

    № 7 Лекция.doc

    — 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

    № 8 Лекция.doc

    — 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

    № 9 Лекция.doc

    — 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

    ВОПРОСЫ к экзамену.doc

    — 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

    Prognozirovanie_-_metod.zip

    — 198.67 Кб (Скачать файл)

    ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

    — 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

    Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"