Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


Тема 2

Научные и методологические основы теории логистики

План темы

  1. Основные термины и определения логистики

Прежде чем приступить к дальнейшему изучению логистики, необходимо ознакомится с основными терминами и определениями, которые мы будем использовать в дальнейшей работе.

Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

 Звено логистической  системы – некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенной логистической функцией и логистической операцией.

Логистическая функция – укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы и задаваемых значениями показателей, являющихся ее выходными параметрами (снабжение, производство, сбыт).

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).

Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Условные  обозначения:

Т1…….Тn - множество транспортно – экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров.

D1……..D - множество оптовых и розничных посредников

Логистическая сеть – полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам исследуемой логистической системы.

Материальный  поток – находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.д.).

Логистический финансовый поток представляет собой направленное движение финансовых ресурсов. Данное движение обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока (представляющего собой материальный поток) и оно осуществляется в самой логистической системе, либо между логистическими системами и внешней средой (например, движение денежных средств между предприятием и банком, выплата заработной платы работникам предприятия). Финансовые потоки классифицируются в зависимости от особенностей, выполняемых ими функций.

Сопутствующими материальным и финансовым потокам, а также, связанными с ними, являются информационные потоки. Их в логистике определяют как потоки сообщений в речевой, документальной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемые исходными материальными и/или финансовыми потоками в рассматриваемой логистической системе, между звеньями логистической системы или логистическими системами и внешней средой, и предназначенные для реализации управляющих функций.

  1. Универсальная концепция теории логистики. Основные принципы логистики

Основная концепция логистики, наиболее полно и четко сформулирована в работах А.И. Семененко, поэтому считаю целесообразным привести данную формулировку без изменений.

Концепция логистики  заключается в следующем ее (логистики) определении, где логистика трактуется как мышление и наука, направленные на организационно-аналитическое совершенствование, доводку (оптимизацию) потоковых процессов человеческой деятельности любого содержания, в частности экономической. Универсальная концепция такого научного направления в современной экономике строится на следующих четырех постулатных положениях:

    • Объектами исследований, изысканий и преобразований в логистике являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономических сферах воспроизводства и обращения;
    • Целевая функция исследований, изысканий и разработок предполагает оптимизацию соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов для повышения эффективности их реализации;
    • Оптимизация потоковых процессов ведется с позиции единого целого как системы и/или интегрированной системной совокупности;
    • Базовым инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.

Концепция логистики  имеет ряд положений, принципов, важнейшими из которых являются:

  1. Реализация принципа системного подхода. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.
  2. Комплексность. Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов; осуществление централизованного контроля по выполнению задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы; стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.
  3. Научность. Усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком – от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока; признание за квалифицированными кадрами статуса важного ресурса логистических структур фирмы.
  4. Конкретность. Четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.
  5. Конструктивность. Диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировка товаров.
  6. Надежность. Обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения, при необходимости, траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; повышение скорости и качества поступления информации и улучшение технологии ее обработки.
  7. Вариантность. Возможность адекватного реагирования фирмы на колебания спроса; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.
  8. Интегративность. Искомые качества присущи лишь логистической системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности элементов; расчленяя ее на отдельные составляющие и изучая каждую из них в отдельности, не представляется возможным оценить свойства системы в целом. С другой стороны, логистическая система является эффективной, если она способствует всем составляющим цепи «снабжение-производство – сбыт – потребление» внести свой вклад в достижение общей цели – оптимизации суммарных логистических издержек по Парето.
  9. Эффективность. Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, производственных технологий, при данных субъектах этой системы достичь принципиально возможного минимума логистических издержек.
  10. Гибкость. Встроенность в логистическую систему механизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вырабатывать адекватные им действия.
  11. Целостность. Содействие доведению управляющих воздействий до всех структурных составляющих логистической системы, развитию между ними информационного сотрудничества, направленного на достижение целей логистики. предусматривается оценка логистической системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, зачастую разнокачественных и разнородных, но совместимых по ориентации на конечные результаты логистической системы элементов.
  12. Превентивность. Известная девиантная концепция управления, нацеленная не на предупреждение отклонений, диспропорций, а на возможное устранение их отрицательных последствий; в логистике же допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение отклонений и диспропорций.
  13. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики – управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы – минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.
  1. Общие и частные цели, задачи и функции логистики

Логистика обеспечивает такую системную организацию связей фирмы с субъектами внешней среды и ее внутренней структуры, которая способна адекватно, мобильно и эффективно реагировать на изменения внешней среды с одновременной внутренней реорганизацией ресурсного потенциала фирмы в ее действенный конкурентный потенциал.

Основными целями логистической  деятельности являются:

Рис.1. Общепринятые цели логистической деятельности (Шесть правил логистики - 6 richtig)

 

 

А целями лоигстической  системы являются:

 

Исходя из целей логистики, можно сформулировать следующие задачи логистики:

    • Обеспечение адекватности материального, информационного, финансового, кадрового и прочих потоков;
    • Диспетчирование материального потока и обеспечение непрерывной информации о нем;
    • Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
    • Разработка алгоритмов управления операциями товародвижения;
    • Стандартизация тары и упаковки;
    • Рационализация соотношения производства, складирования и транспортировки;
    • Оптимизация процесса управления производственными запасами;
    • Максимально возможное сокращение времени хранения и транспортировки грузов.

В соответствии с целями и задачами логистика выполняет  следующие функции:

  1. Системообразующая. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком смысле слова логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация передвижения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства);
  2. Компенсирующая. Логистическая деятельность направлена на доставку необходимой продукции в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с заданным качеством (состоянием) при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы цепочки взаимодействия «снабжение – производство – распределение – транспорт – потребление». Иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку в соответствии с существующим спросом.
  3. Интегрирующая. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование «выходного сопротивления» предшествующей предпринимательской структуры с «выходным сопротивлением» последующей посредством категории экономических интересов. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к тотальной, всеобщей оптимизации по Парето.
  4. Регулирующая. Логистическое управление товародвижением направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках различных экономических отраслей. В широком смысле управляющее воздействие логистики на экономику заключается в поддержании соответствия поведения части интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию системы в целом. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы.

Поэтому, на современном  этапе развития логистики – логистический подход - состоит в установлении адекватности информационного и материального потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлении центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений.

Отличие логистического подхода заключается в интеграции (технической, технологической и экономической) отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему сквозного управления материальными и информационными потоками с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов.

    1. Основные показатели логистики

Логистика как наука  и сфера профессиональной деятельности характеризуется научностью и конкретностью.

Научность логистики подразумевает выполнение подробных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока.

Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятельности по управлению потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.

Научность и конкретность логистики обеспечивают возможность  оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристики этого потока.

Рассмотрим показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики:

  1. Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся величиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчитывают средний запас, используя при этом формулу средней хронологической:

,

где: Зср1 – средний запас за первый период;

Зн – запас на начало первого периода;

Зк – запас на конец  первого периода.

Средний запас за несколько  периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов:

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"