Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)


Лекция 9

Логистика распределения и сбыта

 

  1. Сущность, основные задачи и функции распределительной логистики

Распределительная логистика  представляет собой ту часть логистики, которая интегрирована в сферу распределения. Иначе ее называют маркетинговой логистикой. Это словосочетание очень точно отражает особенности логистики на послепроизводственном этапе в современных условиях. Маркетинг и логистика не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Логистика в  сфере распределения представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными и другими потоками в послепроизводственный период.

Процессы распределения рассматриваются  с позиций микро- и макрологистики.

Макрологистика является важнейшей  составной частью макроэкономики. На этом уровне требуется решить множество задач, важнейшими из которых являются:

    1. Выбор схемы распределения материального потока;
    2. Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
    3. Определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

На микроуровне логистика  в сфере распределения призвана обеспечить на локальном уровне планирование, организацию, управление и контроль процессов перемещения готовой  продукции, информации. Логистика на этом уровне означает применение наиболее эффективных способов работы по физическому перемещению, основанных на достоверной, полной и актуальной информации, отражающей требования заказчиков.

От эффективности логистической  системы во многом зависит улучшение  планирования загрузки и использования производственных и инфраструктурных мощностей, соблюдение и повышение дисциплины поставок, сокращение сбытовых расходов в конечном счете общее повышение эффективности работы предприятия.

Основными задачами, решаемыми  в рамках распределительной логистики, являются:

    1. Заключение договоров с заказчиками на поставку продукции;
    2. Обеспечение ритмичности и соблюдение планомерности реализации продукции;
    3. Изучение и удовлетворение потребностей в логиситческом сервисе (послепродажное обслуживание);
    4. Рационализация параметров, структуры и продвижения динамичных материальных потоков;
    5. Оптимизация параметров и условий содержания запасов товарного характера;
    6. Формирование и совершенствование системы информационного обеспечения

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

    1. Планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистческой системе в послепроизводсвенный период;
    2. Управление товарными запасами;
    3. Получение и эффективная обработка заказов;
    4. Комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;
    5. Организация рациональной отгрузки;
    6. Управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в логистических цепях;
    7. Планирование, организация и управление логистическим сервисом.
  1. Каналы и цепи в распределительной логистике

Производитель и потребитель  представляют собой исходную и конечную точки движения материального потока. Эти два важнейших элемента логистических отношений связаны между собой логистическим каналом.

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Множество, о котором  идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.

Отсюда, логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

При выборе логистического канала осуществляют выбор формы  движения материального потока –  складской или транзитной, а также  общей структуры товародвижения.

На практике логистические  каналы и цепи формируются не на основе прямых хозяйственных связей, а с участием торговых посредников, использование которых может быть не менее выгодным как для производителей продукции, работ, услуг, так и для потребителей. В этом случае им приходится контактровать с ограниченным числом деловых партнеров.

Посредниками в логистических  процессах могут быть снабженческо-сбытовые организации, оптовые базы различных  уровней, трансформационные (распределительные) центры, биржевые структуры, торговые дома и т.д., которые могут иметь многоуровневые системы хранения и переработки продукции, где материальные потоки трансформируются и где осуществляются процессы перевалки, хранения, подготовки продукции к производственному потреблению и т.д.

Использование посредников  обусловлено следующими причинами:

  1. Управление потоковыми процессами на основе логистической концепции требует наличия определенных финансовых, материальных, квалификационных и иных ресурсов. Чем выше требования к эффективности управления, тем больше средств и ресурсов может понадобиться.
  2. Формирование оптимальной структуры логистических каналов и цепей, а также дальнейшее ее совершенствование предполагает наличие знаний и опыта в области конъюнктуры рынка по структуре товарных потоков, методам реализации и способам распределения.

Виды логистических каналов и цепей соответствуют видам логистических систем, только их не три, а два:

- прямые;

- эшелонированные.

Прямые  логистические каналы характеризуются управлением движения материальных потоков без участия посреднических торговых стурктур.

Использовать прямые логистические каналы и цепи целесообразно, когда:

    • Формируется материальный поток большой мощности (при больших объемах грузовых партий);
    • В логистическую систему поступили конкретные индивидуальные заказы, которые отвечают всем ее транспортно-перемещающим требованиям (нормам);
    • Параметры (мощность, напряженность) материального потока оправдывают затраты на его продвижение;
    • Число пунктов назначения (заказчиков) невелико и они поглощают все материальные потоки, генерируемые производителем;
    • Товарный поток является узкоспециализированным (сложное оборудование, продукция, изготовлена по индивидуальным заказам; продукция, требующая от производителя монтажных, наладочных работ и т.д.);
    • Материальный поток не требует складской переработки;
    • Производитель ПРУ располагает достаточными финансовыми возможностями для создания и эксплуатации логистической системы с прямыми связями.

Преимуществом прямых логистических  каналов и цепей является возможность осуществления более концентрированных и своевременных мероприятий по корректировке потоковых процессов. Они позволяют быстро адаптироваться к требованиям потребителей и контролировать весь процесс управления материальными (товарными, грузовыми) потоками.

Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителей до потребителей через посреднические структуры. Такие каналы состоят только из эшелонированных цепей, включающих звенья торговых и транспортных предприятий, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции.

Преимуществами эшелонированных  логистических систем является значительная помощь посреднических торговых и транспортных структур, которые в логиситческих каналах и цепях играют активную роль по продвижению материального потока.

На пути к потребителю  материальных ценностей поток проходит через транспортно- складские звенья, представляющие конкретных торговых и  транспортных субъектов. В этом смысле все посреднические субъекты обобщенно делятся на три категории.

    1. Независимые торговые и транспортные посредники:
      • Они принимают на себя все риски, связанные с дальнейшими продвижением материальных (товарных) потоков. Их функциональная деятельность предполагает наличие достаточных складских мощностей, обеспечивающих хранение материальных ценностей. Беря на себя эти функции, независимые торговые и транспортные посредники позволяют существенно сократить запасы у производителя и потребителей.
      • Транспортно-перемещающие работы, комплекс логистических услуг, выбор дальнейшего пути продвижения материальных потоков осуществляются посредниками этой категории на основании принятия собственных решений.
    2. Снабженческие и транспортные структуры институциональных потребителей.
    3. Сбытовые и транспортные структуры производителей.

Логистические каналы, состоящие  из цепей и звеньев второго  и третьего типа, хорошо управляемы. В таких цепях легче реализовать совокупный потенциал всепх участников и добиться получения синергического эффекта.

Обобщенно в распределительной  логистике каналы и цепи можно  характеризовать по числу составляющих их уровней распределения.

Уровень распределения – это любой торговый посредник – участник логистической системы, выполняющий распределительные функции, трансформируя материальные потоки в процессе их продвижения к конечному пункту назначения.

Протяженность логиситческих каналов и цепей обусловлена количеством имеющихся в них уровней.

 

Варианты логистических  каналов разных уровней распределения:

 

а) Логистические каналы нулевого уровня распределения (характерны для логиситческого канала с прямыми связями)


б) Логистический канал  с одним уровнем распределения

 


 

в) Логистические каналы с двумя уровнями распределения

г) Логистические каналы с тремя уровнями распределения

 

д) Логистические каналы с четырьмя уровнями распределения

е) Логистические каналы с пятью уровнями распределения

 

Создание эшелонированных (многоуровневых) логистических систем, в которых управление материальными потоками осуществляется через посреднические структуры, целесообразно в ситуациях, когда:

    • Товарный рынок раздроблен до такой степени, что мощности материальных потоков недостаточны, чтобы покрыть расходы на прямой сбыт;
    • Посреднические структуры располагают потенциальными возможностями по более качественному удовлетворению требований потребителей по вопросам закупочной (заготовительной) логистики – организация закупок, быстрой доставки, организации некоторых форм послепродажного и предпродажного обслуживания;
    • Товарные запасы посреднических звеньев в логиситческих каналах и цепях оказываются ближе к потребителю, чем запасы производителя материальных (товарных) потоков;
    • Разница между стоимостью выпускаемой изготовителем продукции и ценой продажи слишком мала, чтобы содержать собственные структуры, обеспечивающие сбыт (складские, транспортные), и создать логистическую систему с прямыми связями;
    • Логистические услуги посреднических звеньев помогают потребителям в большей степени сократить расходы на материально-техническое обеспечение, а также объемы обрабатываемой учетной документации;
    • Потребителю более удобно регулировать споры и недоразумения с посредником, который им дорожит, чем с производителем, у которого потенциальных потребителей может быть значительно больше.
    1. Определение мест расположения региональных дистрибьюторов

После определения каналов  распределения продукции и услуг  необходимо выявить места их расположения. Наукой и практикой выработаны следующие методы решения данной проблемы:

  1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального расположения торговых посредников решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов их размещения и выполняется на ЭВМ методами математического программирования.
  2. Эвристические методы. При использовании данных методов анализируется транспортная сеть внутри зоны потенциального сбыта продукции (ЗПСПУ - под которой понимается определенная часть географической территории, находящейся в сфере маркетинговых интересов предприятия-поставщика и охватывающей места расположения потенциальных потребителей реализуемой им продукции, которые могут иметь экономическую или иную выгоду от ее приобретения у данного предприятия по сравнению с альтернативными вариантами ее покупки у конкурирующих предприятий) регионального дистрибьютора и отбраковываются непригодные с точки рения специалиста варианты. Т.о., проблема выбора упрощается до разумного числа альтернатив, которые необходимо оценить с применением ЭВМ;
  3. Метод весового (или локационного) треугольника В. Лаунхардта.

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"