Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций

Краткое описание

В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Вложенные файлы: 16 файлов

№ 1 Лекция.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 10 Лекция.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)


Лекция 10

Транспортные системы в логистике

1. Сущность и задачи транспортной  логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

 


 



 


 


 

 



 

 

Рис. 1. Место транспорта в структуре общественного производства

 

Значительная часть  логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем:

Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данной случае – в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

  • Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
  • Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, безперегрузочное сообщение.
  • Экономическая сопряженность – это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы. Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

  • Создание транспортных систем, том числе создание транспортных коридоров1 и транспортных цепей2;
  • Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • Выбор вида транспортного средства;
  • Выбор типа транспортного средства;
  • Определение рациональных маршрутов доставки и др.

2. Виды транспортных систем и  их технико-экономическая характеристика

Специфические задачи решаются при  управлении материальными потоками на транспортных участках движения материальных потоков. Поэтому, выделяют как особый вид транспортную логистику. Совокупный объем транспортной работы, выполняемой в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, можно разделить на две большие группы (примерно равные):

  • работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным организациям (транспорт общего пользования);
  • работа, выполняемая собственным транспортом всех остальных (нетранспортных) предприятий.

Также как и другие функциональные виды логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Решение вопросов транспортной логистики в основном осуществляется на основе транспортной задачи в различных ее интерпретациях. Исходя из парадигмы логистики (нужный товар нужного качества, в нужном месте и в нужный момент времени) достаточно часто в транспортной задаче главным становится временной критерий, что ведет к изменению целевой функции задачи. Такова ситуация, например, при перевозке скоропортящихся продуктов (как это часто бывает при перевозке продукции сельского хозяйства, например ягод, томатов и пр.). В этом случае наилучшим планом перевозок будет тот план, при котором время окончания всех перевозок минимально. Подобная задача именуется транспортной задачей по критерию времени. Обычно операции транспортной организации по сбору и распределению грузов сокращают продолжительность доставки малых партий груза от поставщика до заказчика на 25-50% и более в зависимости от конфигурации обслуживаемой сети.

Органическими частями транспортной сети являются железнодорожные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции – автомобилями, локомотивами, вагонами, судами и другим подвижным составом. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

В зависимости от стратегии и  задач фирмы, компании производят выбор  транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в таблице 1.

Таблица 1. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

 

Вид транспорта

Особенности транспорта

Сфера применения

Достоинства

Недостатки

Железнодорожный

Высокая провозная и  пропускная способность; регулярность и невысокая себестоимость перевозок

Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла

Практически не ограничена

Морской

Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность

Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства

Практически не ограничена

Речной

Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства

То же, что и в  морском транспорте; неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки

Практически не ограничена

Автомобильный

Большая маневренность  и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния

Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети

На короткие расстояния (до 300 км.)

Воздушный

Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования

Высокая себестоимость  перевозки

Практически не ограничена


3. Определение потребности в транспортных средствах и контейнерах.

Технико-экономические характеристики автомобильного транспорта. Их принято делить на две группы:

      1. Показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:
    • Коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава;
    • Коэффициенты использования грузоподъемности и пробега;
    • Среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки;
    • Время простоя под погрузкой-разгрузкой;
    • Время в наряде;
    • Техническая и эксплуатационная скорости.
      1. Показатели, характеризующие результативные показатели работы подвижного состава:
    • Количество ездок:
    • Общее расстояние перевозки и пробег с грузом;
    • Объем перевозок и транспортная работа.

Наличие в автотранспортном предприятии автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов называют списочным парком подвижного состава.

Определение количества автомобилей  проводят с использованием следующих показателей:

Этот показатель также можно  рассчитать и по формуле:

tпр – время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой, ч.

  - техническая скорость, км/ч.  , где - время движения, ч.

Производительность подвижного состава за время в наряде определяется произведением грузоподъемности автомобиля (в тоннах), коэффициента использования его грузоподъемности на количество ездок, совершенных автомобилем.

,

где - количество ездок автомобиля за наряд;

q – грузоподъемность автомобиля;

Тогда потребность в  транспортных средствах определяется по формуле:

,

где Qсут – объем перевозки, т.

 

Транспортная логистика тесно  связана со складской, т.к. материальные потоки перевозятся со склада на склад транспортными средствами. Поэтому эффективность функционирования логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсификации промышленного и транспортного производства, но и складского хозяйства.

Расчет потребности в контейнерах

Важным техническим  элементом для перевозки являются контейнеры.

Контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.

Контейнеры, используемые для перевозки  различной продукции, называют универсальными, а для одного вида продукции (стекла, цемента и т.д.) или группы однородной продукции (наливной) – специальными. Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам и т.д.), специальные – отправителям и получателям.

Контейнеры характеризуются рядом  показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары.

Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто  , брутто по формулам:

,

где Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3;

ρ – массовая плотность  груза, т/м3;

с – коэффициент использования  вместимости контейнера;

Мт.к. – масса тары контейнера, т.

Коэффициент тары контейнера Кк определяют отношением массы тары контейнера Мт.к. к его грузоподъемности нетто :

Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации определенный рабочий парк контейнеров Кэк:

,

где Qk – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;

Ак – оборот контейнера, сут.;

Др – количество дней в планируемом периоде;

Q – грузоподъемность контейнера нетто, т.

4. Транспортно-технологические системы и провайдеры логистики

Одним из средств повышения  эффективности логистической системы  является внедрение новых транспортно-технологических систем (ТТС).

Под транспортно-технологической системой понимается комплекс согласованных и взаимосвязанных технических, экономических, организационных и коммерческо-правовых решений, позволяющих с максимальным эффектом и наименьшими затратами обеспечить доставку материальных потоков на конкретных направлениях движения товара к потребителю.

К современным ТТС  относят:

Пакетную (поддоны, паллеты)

Контейнерную,

Паромную,

Лихтеровозную,

Барже-буксирную и  т.д.

Основа любой ТТС  – это укрупнение грузовых поставок. Наиболее распространенной и универсальной является контейнерная ТТС. Стандартной грузовой единицей является сам контейнер.

Элементами контейнерной транспортной системы являются контейнерные терминалы. Они могут располагаться  в портах, на железнодорожных и  автомобильных станциях.

В современных условиях важное значение имеют организация  и осуществление доставки грузов потребителю. Для выполнения этих операций создаются специализированные фирмы и предприятия.

Предприятия, содействующие  исполнению компанией-поставщиком  контрактов по продажам и поставкам продукции получателям, называются провайдерами логистики.

Особое место среди провайдеров логистики занимают транспортно-экспедиторские компании, выполняющие следующие операции:

        1. Консультирование клиентуры при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза.
        2. Комплектация грузовых партий, т.е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) для наиболее рационального использования перевозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев (в подавляющем большинстве случаев тарификация мелких отправок не выгодна клиентуре);
        3. Посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и другими предприятиями, участвующими в процессе доставки товара;
        4. Передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемно-сдаточной, перевозочной и прочей необходимой документации;
        5. Организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ;
        6. Прием груза в пункт назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);
        7. Оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т.д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами и другие операции.

№ 11 Лекция.doc

— 166.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 12 Лекция.doc

— 107.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 13 Лекция.doc

— 180.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 2 Лекция.doc

— 149.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 3 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 4 Лекция.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 5 Лекция.doc

— 117.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 6 Лекция.doc

— 169.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 7 Лекция.doc

— 160.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 8 Лекция.doc

— 127.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

№ 9 Лекция.doc

— 138.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ВОПРОСЫ к экзамену.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Prognozirovanie_-_metod.zip

— 198.67 Кб (Скачать файл)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"