Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 16:54, курс лекций
В теоретическом плане логистика представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания о потоковых процессах производственно-коммерческой деятельности, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других. Опираясь на анализ общественной практики и давая целостное, достоверное, систематически развиваемое знание о связях и закономерностях действительности, теория логистики выступает наиболее совершенной формой научного обоснования и программирования практической деятельности в области экономики. Поэтому, одно из определений логистики это: ЛОГИСТИКА - это наука об оптимальном планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных, финансовых и, связанных с ними, информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Лекция 6
Системы управления запасами в логистике
Запасы представляют собой совокупность средств производства, хранящихся в соответствующих хозяйственных структурах как сферы производства, так и сферы обращения.
Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и потребления материальных ресурсов. Образование запасов связано с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В то же время «питание» производства должно осуществляться регулярно.
Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Кроме выше приведенной классификации запасы делят на:
Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления.
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов. обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств (непредвиденное возрастание спроса, задержка материалов в пути, отклонение в периодичности поставок).
Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
Кроме того, запасы делят на:
Цели управления запасами:
Применение логистической концепции направлено на то, чтобы сырье, материалы, топливо и готовая продукция не залеживались на складах и перегрузочных участках ллогистической системы, а как можно быстрее оборачивались. Ускорение оборачиваемости запасов непосредственно влияет на величину материальных ресурсов, выраженных в форме запаса. Чем быстрее оборачиваются запасы, тем меньше их требуется для обеспечения того же объема выпуска продукции и тем меньше потерь в случае изменения ассортиментной политики предприятия.
Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов проводится по каждому их виду (производственные запасы, готовая продукция, товары и т.д.).
Оборачиваемость и средняя величина производственных запасов рассчитывается по формулам:
где СстьРП – себестоимость реализованной продукции; - средняя величина запасов; Ознп и Озкп – остатки запасов на начало и конец периода.
Основным показателем оборачиваемости является продолжительность одного оборота в днях П, равная:
где: СО – средний остаток оборотных средств;
Р – объем реализации
Д – число дней в изучаемом периоде.
Управление запасами предполагает решение двух задач:
Норма запаса – это расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства и реализации продукции.
Отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запас.
Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется произведением среднесуточного расхода на интервал поставки:
где ТЗ – текущий запас; Рсут – среднесуточный расход материалов; И – интервал поставок, дни.
В свою очередь, среднесуточный расход находят путем деления общей потребности в материале (Пг, Пкв, Пм – соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде:
В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления материалов интервал поставки определяется несколькими методами.
Если поставки зависят от минимальной нормы отпуска материала В, их величину находят путем деления нормы на среднесуточный расход:
И=В:Рсут
Если партия поставки определяется грузоподъемностью транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, интервал поставки находится путем деления грузоподъемности Г на среднесуточный расход:
И=Г:Рсут.
Интервал поставки зависит
от периодичности выписки
Если поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку, создается технологический (подготовительный) запас.
Технологический (подготовительный) запас рассчитывается в соответствии с нормативами времени для осуществления подготовительных операций или по статистическим данным (наблюдениям) за фактическими затратами времени на подготовку материалов к производственному потреблению в прошлом периоде(хронометраж).
Страховой запас определяется по формуле:
СЗ=Рсут(Иф-Ипл)/2,
Где СЗ – страховой запас; Иф, Ипл – соответственно фактический и плановый интервалы поставок.
При частых нарушениях поставок транспортной организацией создается транспортный запас. Он включает те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас (ТрЗ) рассчитывается аналогично страховому:
ТрЗ=Рсут(Иф-Ипл)/2
Величина сезонных запасов устанавливается по данным о фактических условиях поступления и потребности материалов.
Т.о., совокупная норма
запаса конкретного материала
Н=ТЗ+СЗ+ПЗ
Где Н – совокупная норма запаса материала;
ПЗ
– норма подготовительного
При управлении запасами любого товара следует ответить на два вопроса: когда пополнять запас и, каков должен быть размер заказа на пополнение. Сложность системы снабжения, так или иначе, связана с вопросами о том, сколько заказывать и когда заказывать. Для решения этих вопросов существуют две основные системы управления запасами:
Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем.
Система с фиксированным размером заказа (классическая). В этой системе размер заказа является постоянной величиной, и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до определенного критического уровня - точки заказа.
J
Q 1 1 1
P
B
0
Рис 1.Типичный процесс в системе с фиксированным размером заказа:
J – наличные запасы, ед.;
t – время;
Sn - переменная интенсивность сбыта;
B – резервный запас;
- средний уровень запасов;
1 – момент подачи заказа;
2 – момент получения заказа;
L – время доставки заказа.
Эта система основана на выборе такого размера партии, который минимизировал бы общие издержки управления запасами. Последние состоят из издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов.
Примем С0 – издержки выполнения заказа, q – размер партии, тогда издержки выполнения заказа на единицу товара составят С0/q.
Зависимость издержек выполнения заказа от размера партии поставки показана на рисунке 1.
Рис. 1. Зависимость издержек выполнения заказа от размера партии
Для определения годовых затрат выполнения заказа издержки выполнения заказа, приходящиеся на единицу товара, необходимо умножить на количество товара S, реализованного за год, т.е. С0/q*S/
Издержки хранения запасов включают расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Эти издержки выражаются в процентах от закупочной цены за определенное время. Если Си – закупочная цена единицы товара, i – издержки хранения, выраженные как доля этой цены, то Cиi – годовые издержки хранения товара.
Издержки хранения определяются средним уровнем запасов. При постоянной интенсивности сбыта годовые издержки хранения запасов составляют .
График зависимости издержек хранения запасов от размера партии поставки (их количества на складе) показан на рисунке 2.
Рис. 2. Зависимость издержек хранения запасов от размера партии поставки
На рисунке 2 видно, что эти издержки при увеличении размера заказа возрастают линейно.
Общие издержки управления партией материальных запасов – это сумма издержек выполнения заказа и издержек хранения запасов.
Зависимость годовых издержек управления запасами от размера заказа показана на рисунке 3.
Рис. 3. Зависимость годовых издержек управления от размера заказа:
1- издержки управления запасами; 2 – издержки выполнения заказов; 3 – издержки хранения запасов
Значение размера партии, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным размером заказа и обозначается qom.
Информация о работе Лекции по "Логистике и прогнозированию отрасли"