Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:13, реферат
Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовле-творение нужд потребителей. Для определения нужд и реализации марке¬тинговых программ, нацеленных на их удовлетворение, необходима ин¬формация. Такие факторы, как глобализация бизнеса, усиление конку¬рентной борьбы, быстрое изменение маркетинговой среды, возрастание требований потребителей, еще больше увеличили потребность в высоко¬качественной информации. Сбор информации, ее анализ, оценочные и прогноз 1ые расчеты, выполняемые для руководства предприятия, принято называть маркетинговым исследованием.
Лучшие результаты дает соединение формализации исследовательского процесса с неформализованной, описательной характеристикой изучаемых явлений.
При проведении маркетинговых исследований используются следующие термины:
Исследователь - любая личность, компания, группа, государственный или частный институт, отдел, подразделение , которые прямо или косвенно проводят маркетинговые исследования, готовят обзоры, разрабатывают проекты.
Исполнитель исследования - профессиональная группа исследователей, способная переводить поиск оптимальных решений поставленной проблемы на качественно новый уровень. При этом дается не только инновационная маркетинговая информация, но и разрабатываются маркетинговые технологии ее использования в практике решения поставленной маркетинговой проблемы.
Заказчик исследования практик-представитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, неудовлетворенности, трудностей получить инновационную информацию рекомендации к нововведениям по их устранению, которые не могут дать функциональные службы. (Клиент - любая личность, компания, группа, частная или государственная организация, отдел, подразделение , которые полностью или частично поручают, просят, дают полномочия или согласие на проведение маркетинговых исследований).
Информатор - любая личность, группа или организация, у которой исследователь получает информацию в целях осуществления проекта маркетингового исследования, независимо от типа информации, а также метода ее получения. Таким образом «информатор» - это не только источник получения словесной информации, но и информации, собранной другим путем — наблюдением, просмотром почты, применением механических, электрических и других записывающих устройств.
Инструментарий исследования - набор документов методического характера, приспособленных к методам, с помощью которых обеспечивается сбор маркетинговой информации (анкета, бланк интервью, лист наблюдения, инструкция для полевого персонала...).
Метод - система правил теоретической и практической деятельности, разработанных на основе закономерностей изучаемого объекта.
Техника - специальные приемы для эффективного использования метода.
Методика - ряд технических приемов, связанных общей задачей. Например, методика разработки анкеты включает применение различных технических приемов: вопросы для переключения внимания респондентов, вопросы для повышения заинтересованности в беседе, скрытые вопросы для маскировки подлинного предмета исследования.
Процедура - последовательность, поэтапность в реализации систем действий маркетолога; совокупность методических и технических средств, используемых в данном исследовании.
Теория - взаимосвязь определенных концепций (понятий) опирающаяся на фундаментальные утверждения, называемые аксиомами, которые принимаются как истинные.
Эмпирический - основанный на опыте.
Объективные данные - беспристрастные и подтвержденные эмпирически.
1. 4 Маркетинговый исследовательский проект
Маркетинговый исследовательский
проект - это система научно-
Маркетинговое исследование должно основываться на объективных данных и теоретических положениях. Теоретико-методологический фундамент исследования маркетолог может обосновать на основе изучения академической литературы: книг, журналов, монографий.
Маркетинговые исследования проводятся на основе заказа, который формулируется по инициативе заказчика. Предварительная работа с заказчиком направлена на то, чтобы «перевести» первоначальную сбитую постановку вопроса (исходной проблемы) на уровень научно-исследовательского поиска. Она включает следующие этапы.
Проводится диагностика ситуации, подлежащей изучению.
Проводится проблемизация - выявляются подлинные решаемые проблемы в данный момент времени.
Очерчивается круг основных вопросов, которые затем предстоит решать.
Предварительно
Намечаются возможные способы решения поставленной проблемы.
Определяются формы отчетности.
Формулируется тема исследования, вводящая в круг проблем, которые будут ставиться в качестве цели исследования, содержащая направленность на принятие какого-то маркетингового решения. Тем самым происходит первоначальное ограничение (конкретизация) поставленной проблемы.
Составляется техническое задание на разработку темы исследования.
Заключается договор, ставящий заказчика и исполнителя в положение юридически ответственных лиц.
После заключения договора исследователи приступают к разработке программы исследования.
Программа исследования - это изложение общей концепции исследовательского проекта, план исследования, в котором поэтапно излагаются правила процедур научно-практической исследовательской деятельности. Программа выражает понимание и знание того, что надо делать; чем выполнить задуманное и как его выполнить задуманное.
Основные требования к программе: эксплицитность (ясность, четкость), гибкость, логическая последовательность структуры.
Программа состоит из трех частей: теоретико-методологической — определяющей научную проблему и подготавливающей основы для ее решения; методической - намечающей способы сбора данных и описания ожидаемых результатов; организационной -планирующей деятельность исследователя на всех этапах работы.
Краткое содержание каждого раздела программы:
1. Теоретико-методологическая часть программы
Диагностика проблемы.
Тема.
Определение объекта и предмета исследования.
Цель исследования.
Гипотеза исследования.
Задачи исследования.
2. Методическая часть программы (процедурный тан)
Методы сбора маркетинговой информации.
Разработка инструментария.
Определение типа и объема выборки.
Методы сбора информации.
Методы обработки
Методы анализа информации.
При разработке методической
стратегии рекомендуют
-Ни один метод не
является универсальным, но
очерченные возможности.
-Не существует вообще
«хороших» или «плохих»
адекватные и не адекватные исследовательским
задачам.
-Надежность метода
обеспечивается не только его
обоснованностью,
но и соблюдением правил его применения.
-Адекватность и
надежность метода проверяются
в пилотажном
исследовании.
-Оперативность и экономичность методов должны использоваться
не в
ущерб качеству данных.
3. Организационная часть
программы (рабочий план
Подготовительный этап
- уточнение заказа, сроков выполнения,
рас
чет финансирования, составление программы
исследования, подбор со
става исполнителей. Указывается срок.
Полевые работы. Указывается срок.
Подготовка первичной информации к обработке. Указывается срок .
Анализ и обобщение полученных данных. Указывается срок.
В ходе дальнейшей работы план можно корректировать и дополнять. Например, запланированное пилотажное исследование может дать толчок новому направлению исследования. Это потребует корректировки инструментария и, возможно, переноса сроков полевых работ.
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ
2.1. Маркетинговая информация и требования, предъявляемые к ней
Основа работы специалиста-маркетолога - это умение собрать, проанализировать, систематизировать информацию о рынке, превратить ее в знание тенденций развития рынка, а затем в систему мероприятий, воздействующих на рынок.
Получение информации подчинено задачам управления и имеет целью принятие правильных маркетинговых решений. Управление предприятием - это процесс преобразования информации в действия.
Информация - это:
основа для принятия оптимальных решений;
ресурс, обеспечивающий стратегическое преимущество перед конкурентами;
орудие конкурентной борьбы;
новое знание, применимое в управлении;
форма общения, средство
получения знаний о каком-либо явлении
или процессе, юридических и физических лицах.
Маркетинговая информация - это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Факт - простейший вид информации: событие или условие непосредственно наблюдаемое; сведения - факты, представленные в систематизированной, обобщенной форме; слухи - неподтвержденные, непроверенные факты; оценки - информация, базирующаяся на умозаключениях, подсчетах и статистических расчетах; цифры — форма отображения количественной информации.
Важную роль в информационной работе играет не столько явное знание (сведения, факты, модели, схемы...), сколько «неявное» (понимание существа фактов, видение их под особым углом зрения, прослеживание логических связей), граничащее с искусством. Ценность информации можно представить в виде схемы (рис. 2):
Рис. 2. Схема ценности маркетинговой информации
Описанный процесс можно
представить как
К маркетинговой информации
предъявляется ряд
Актуальность (своевременность) - представление реальных сведений в нужный момент времени.
Достоверность - точное воспроизведение объективного состояния исследуемого явления. Обеспечивается соблюдением научных принципов сбора и обработки информации.
Независимость. Большинство доступных источников (особенно СМИ) являются зависимыми от реальных владельцев. В условиях конкуренции действительность в них сознательно искажается, поэтому необходим сравнительный анализ информации из нескольких источников.
Релевантность (от анг. Ке1еуап1 - уместный, относящийся к делу) - соответствие информации решаемым проблемам.
Полнота отображения - необходима для объективного учета всех факторов, влияющих на исследуемое явление. Если собрать только часть информации, то может оказаться, что в несобранной части, содержится как раз то, что требуется, либо она в корне изменит представление о собранной. Полнота отображения информации обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его структуры и связей.
Достаточность - излишняя информация отвлекает внимание и время на детали, которые не имеют значения для выбора решения; мешает в принятии решения.
Экономичность - затраты на получение и переработку информации не должны превышать получаемый от ее использования результат. Ценность информации может быть измерена стоимостью принимаемых на ее основе решений и выражаться денежным эквивалентом разницы между решениями, принимаемыми при наличии информации и при ее отсутствии [29].
Перечисленные требования к маркетинговой информации должны выполняться одновременно. Отсутствие какого-то одного требования равнозначно отсутствию информации как таковой.
К указанным принципиальным требованиям можно добавить ряд второстепенных, обеспечивающих удобство использования информации:
Адресность — информация должна быть адаптирована для конкретного пользователя.
Наглядность представления.
Возможность быстрой передачи.
Возможность неограниченного хранения во времени.
2.2. Классификация маркетинговой информации
Классификация необходима для облегчения поиска информации и упорядочения структуры баз данных. Выделяют следующие виды маркетинговой информации.
1. По содержанию:
а) экономическая - сведения о народном хозяйстве;
б) социологическая — сведения об обществе и происходя в нем процессах;
в) научно-техническая;
г) правовая.
2. По времени отображаемого события:
а) ретроспективная - отображает прошедшие события;
б) текущая - представляет сведения о настоящем времени;
в) прогнозная - дает оценки будущих состояний.
3. По степени определенности:
. а) количественная - представлена в числовом выражении;
б) качественная - представлена в виде описания.
4. По форме планирования маркетинга:
а) оперативная - срочная, используемая в оперативном планировании;