Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 09:13, реферат
Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовле-творение нужд потребителей. Для определения нужд и реализации марке¬тинговых программ, нацеленных на их удовлетворение, необходима ин¬формация. Такие факторы, как глобализация бизнеса, усиление конку¬рентной борьбы, быстрое изменение маркетинговой среды, возрастание требований потребителей, еще больше увеличили потребность в высоко¬качественной информации. Сбор информации, ее анализ, оценочные и прогноз 1ые расчеты, выполняемые для руководства предприятия, принято называть маркетинговым исследованием.
Использование уже существующих групп (рабочие коллективы, классы в школе) не всегда подходит для фокус-групп, так как система сложившихся отношений может повлиять на ответы и на обсуждение деликатных тем.
Не следует привлекать респондентов с помощью объявлений и сообщений в средствах массовой информации (газеты, радио). Так как могут прийти люди, особенно заинтересованные в предложенной теме или желающие получить дополнительный заработок.
Желательно, чтобы в
процессе формирования группы принял
участие ведущий.
При «рекрутировании» участников группы используют как денежную форму оплаты их труда, так и натуральную в виде бесплатного предоставления определенных товаров.
Составление слайда. Для проведения фокус-группы составляется ее план или сценарий, которые получили название «гайд». План начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу.
План групповой дискуссии определяется степенью ее формализо-ванности. В формализованной фокус-группе гайд представляет перечень тем для обсуждения и примеры вопросов по ним. Структурирование фокус-группы важно по ряду причин:
заранее заданная структура
значительно облегчает последую
использование конкретных
вопросов устраняет возможные
помогает сопоставить взгляд на изучаемую проблему со стороны
социолога и участника дискуссии;
позволяет охватить все темы, имеющие интерес;
вносит порядок, четкость и аккуратность в полученные данш е;
облегчает сравнение групп друг с другом.
Одним из недостатков следования гайду является снижение спонтанности высказываний, возможности исследователя корректировать дискуссию в зависимости от сказанного респондентами.
В неформализованной фокус-группе выделяют основные направления, которых должно быть два или три. Это создает больше возможностей для самовыражения респондентов. План дискуссии краткий, ведущий постоянно импровизирует и стимулирует участников к высказываниям. Фокус группы нецелесообразно структурировать если:
формулировка темы позволяет
респондентам давать спонтанные от
веты и- использовать свой язык;
обсуждаются деликатные и интимные темы;
все исследование проводит один модератор. Особенности модератора
могут повлиять на формулировку вопросов
и если он не чуистнуот
группу и влияние формулировок на ответы,
то прерыпшм. " пр.
взаимодействия участников: респонденты больше ориентируются и вслушиваются в слова модератора, не обращая внимания на высказывания друг друга.
На написание гайда влияют следующие факторы: уровень мастерства исследователя, количество модераторов в проекте, степень знакомства ведущего с темой, с группой респондентов, языком .
Типы вопросов в фокус-группах. Вопросы классифицируют по степени важности, формализованности, очередности появления в дискуссии. По степени важности выделяют:
основные;
направляющие, сопровождающиеся вопросом «почему?»;
проверочные или уточняющие
(возвращающие фокус-группу к
обсуждаемой теме);
вопросы с приглушенным
звучанием в безличностной, абст
рактной формулировке (для обсуждения
деликатных тем);
фактологические, позволяющие уточнить факты и детали;
вопросы непосредственно
не связанные с темой дискуссии
и
направленные на организацию работы группы.
По уровню структурированности выделяют неструктурированные (любой вопрос и любой ответ); полуструктурированны (конкретный вопрос и любой ответ); структурированные (определен вопрос и характер ответа на него);
По последовательности появления выделяют: Ознакомительные — отвечая на них респонденты кратко представляются. Вводные - респонденты рассказывают о тех фактах из жизни, которые имеют непосредственное отношение к теме; эти вопросы стимулируют процесс общения, «разогревают» респондентов. Переходные - позволяют участникам увидеть обсуждаемую тему в более широком свете, узнать об отношении других к теме. Основные - касаются поведения, мотивации людей и являются предметом анапиза. В зависимости от степени формализованности их задают от двух до пяти. Заключительные - поставленные в конце фокус-группы и связанные с рефлексией, восприятием респондентами темы и собственной позиции. Они в свою очередь подразделяются на вопросы общего характера (отношение к главной теме), итоговые (мнение респондентов о социологе) и финальные (позволяют узнать, что, по мнению участников, было пропущено в ходе дискуссии. Они необходимы для корректировки гайда).
Выбор места проведения фокус-групп. К месту проведения фокус-группы выдвигаются следующие требования: доступность и быстрота нахождения; нейтральная обстановка (отсутствие картин, плакатов); отсутствие внешних помех, шума, возможность разместить участников дискуссии вокруг круглого или овального стола
Определение роли модератора в исследовании. От модератора требуются особые знания и навыки. К ведущему выдвигаются следующие требования: высокая коммуникабельность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам, наличие чувства юмора, знание психологии малой группы и умение ею управлять, умение быть эмоциональным и увлекательным собеседником, быть самокритичным, любознательным, не косноязычным, динамичным. Особые параметры выдвигаются в зависимости от цели исследования, например, пол, возраст, национальность, социально-экономические характеристики, специальные знания, внешний вид.
Выделяют различные типы ведущих:
«Модератор полностью
ориентированный на респондента» -
к его представлении
«Наивный новичок» - обладает
всеми профессиональными
«Ведущий-эксперт» - хорошо информирован и предмете беседы, ориентирован на глубокое изучение темы. Его влияние на группу может быть двояким: с одной стороны, его профессионализм повысит темп и глубину дискуссии, а с другой, применение специальной терминологии может вызвать затруднение у респондентов.
«Модератор, бросающий вызов» - провоцирует столкновение различных участников, заставляя их аргументировать высказывания.
«Модератор-писатель» - для получения надежных данных он подробно записывает, высказывая респондентов, обращая внимание на все ремарки, использует метод рефлексии.
«Модератор-психотерапевт» - ориентирован не на сбор фактов, а на изучение мотивации людей, через постановку вопросов «почему?». Подобные вопросы часто вызывают недовольство и раздражение респондентов.
Методы ведения фокус-групп. Фокус-группа начинается со знакомства, представления модератора и всей исследовательской группы, участников, описания цели исследования и продолжительности работы. Для избежания неловкости в первые минуты следует начинать с простых вопросов, направленных не на получение информации, а на создание благоприятной атмосферы разговора.
Существует ряд технических приемов, стимулирующих процесс общения: проведение фокус-групп за чаем, предварительная подготовка карточек с именами участников, пространственное расположение участников.
Для повышения работоспособности и динамичности фокус-группы определяют типы респондентов. В фокус-группе могут быть эксперты, лидеры, тихони, болтуны... Эксперт - индивид, занимающий высокий пост или имеющий отношение к обсуждаемой теме. Он подавляет других своими знаниями, участники присоединяются к его мнению и степень их вовлеченности в дискуссию снижается. Лидеры - респонденты, обладающие психологическими характеристиками, которые определяют их доминирующее положение в группе, не зависимо от опыта и знаний. Тихони -немногословные и тихо говорящие люди, не активно участвующие в дискуссии и не аргументирующие твердо высказываемые мнения. Болтуны -многословные респонденты, говорящие по всем темам и отвечающие на все реплики.
Определив основные типы респондентов, модератор-рассаживает их в соответствии с принципами коммуникативного взаимодействия: лидер располагается около с модератора с тем, чтобы избежать частого визуального с ним общения (сглаживание роли лидера); «тихоня» - напротив модератора для более активного вовлечения в дискуссию через невербальные средства коммуникации.
Для активизации дискуссии предлагается использовать следующие методы:
Повторение высказывания любого из респондентов с вопросительной интонацией помогает вовлечь в обсуждение других. Кроме это метод «повтора» применяется для уточнения ответов.
Правило пятисекундной
паузы: создает условия для
Методы работы с молчанием. Важно различать «гробовое» и «содержательное» молчание. Если возникла проблема первого типа, то независимо от степени формализованности группы, нужно обращаться с вопросами по именам, и просить отвечать на вопросы по часовой с'фелке. Содержательное молчание может быть вызвано характером обсуждаемой темы. В этой ситуации нужно просто выждать время.
В конце фокус-группы
целесообразно попросить
Достоинства и недостатки метода
К числу достоинств фокус-группы относят:
+ Возможность генерировать свежие идеи.
+ Разнообразие направлений использования данного мето
+ Заказчик может наблюдать
за работой группы. Это вы
зывает высокое доверие к результатам
работы. Эти результаты заказ
чик иногда начинает использовать в практической работе еще до по
лучения официального отчета.
+ Возможность изучать
респондентов, которые в более
формальных ситуациях не поддаются изучению.
+ Скрупулезность. Сбор
информации производится бо
лее внимательно. Вся информация записывается
для последующего
анализа.
+ Скорость. Сбор и анализ
информации происходит от
носительно быстро.
К числу недостатков данного метода относят :
1. Возможную нерепрезентативность.
В работе такой группы,
как правило, принимают участие респонденты,
более активно,
охотно реагирующие на предложения подобного
типа по сравне
нию с генеральной совокупностью в целом.
Кроме того, этому спо
собствует малый состав фокус-группы.
2. Субъективную интерпретацию
полученных результатов.
Данные, полученные фокус-группой, больше чем результаты дру
гих методов подвержены неправильной
оценке. Возникает воз
можность делать акцент на фактах, поддерживающих
точку зрения
ведущего, и игнорировать другие точки
зрения. Участие заказчика
в подготовке и проведении работы фокус-группы
также может
обусловить получение желаемых результатов.
3. Фокус-группы сложно проводить.
Способных ведущих с не
обходимыми качествами очень мало. Качество
результатов в ос
новном зависит от способностей ведущего.
3. Высокую стоимость на одного участника группы. Она складывается из [27]:
организационных расходов
(аренда помещения, рефреш-
мент - легкая закуска, видеозапись, сервировка
столов,
уборка помещения);
расходов на участников
(затраты на рекрутирование и оп
лата участия, персональные расходы на
дорогу до места
проведения исследования);
« затраты на оплату труда модератора (зависят от уровня его квалификации, количества времени на подготовку фокус-группы, числа групп в исследовательском проекте, количества групп проведенных в день, от срочности работы, вида отчета, необходимости презентации);
• расходов на стимульный
материал (образцы товаров, дей
ствующие модели исследуемых товаров,
подборки журналов).
4.6. Другие качественные методы
Глубинное интервью - неструктурированное, прямое, личное интервью, в котором одного респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме.
В маркетинговом исследовании глубинные интервью используются не так часто, как фокус-группы, а в особых проблематичных ситуациях для:
обсуждения конфиденциальных, деликатных или нескромных вопросов (финансовое положение человека, зубные протезы);
подробного понимания сложного поведения;
детального зондирования респондента;
выявления отношений, когда мнение окружающих подавляет ответ
респондента;
для интервью с профессионалами.
Глубинное интервью длится от 30 минут и более часа. Исследование основано на вопросах типа: «Почему вы так говорите?», «Это интересно, вы не могли бы рассказать побольше?», «Вы хотите еще что-нибудь добавить?», «Можете ли вы обосновать вашу точку зрения?», «Можете ли вы привести какие-то специальные аргументы?». При данном процессе используется магнитофон или ведутся подробные записи.