Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:43, курсовая работа
Целью дипломного исследования является изучение методических подходов к стратегическому управлению сбытовой деятельностью предприятия ОДО «Элбипресс», а также разработка комплекса мероприятий по формированию его сбытовой стратегии, ориентированной на укрепление и расширение рыночных позиций.
Задачи исследования формулируются следующим образом:
- изучение и систематизация теоретических и методических подходов к содержанию маркетинговой сбытовой деятельности на предприятии;
- обоснование стратегических ориентиров развития производственно-сбытовой деятельности предприятия ОДО «Элбипресс» ;
- разработка комплекса методических и практических рекомендаций по формированию маркетинговой стратегии сбытовой деятельности предприятия ОДО «Элбипресс».
Введение………………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты организации сбытовой деятельности предприятия……...5
1.1 Сбытовая деятельность и ее роль в функционировании предприятия…………..5
1.2 Организация стратегического управления сбытовой деятельности на предприятии…………………………………………………………………………….11
1.3 Основные этапы разработки и реализации стратегии сбыта…………………….20
2 Организация сбытовой деятельности ОДО "Элбипресс"…………………………27
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании……………………27
2.2 Организация системы сбыта и сбытовая политика компании………………….48
2.3 Оценка действующей маркетинговой стратегии сбыта компании………….…..54
3 Пути совершенствования сбытовой стратегии ОДО "Элбипресс"………………59
3.1 Способы стимулирования сбыта продукции……………………………………..59
3.2 Мероприятия по совершенствованию сбытовой стратегии……………………..60
Заключение ……………………………………………………………………………..65
Список использованных источников…………………………………………………67
- обеспечение роста продаж за счет достижения превосходства над конкурентами;
-
достижение установленных
Рисунок
11 - Организационная структура
Цель розничной торговли в отличие от оптовой - обслуживание конечных потребителей с помощью работников необходимой квалификации, поэтому применительно к розничной торговой сети под каналом сбыта понимают совокупность магазинов определенного типа или формата, различающихся по размерам, местоположению, организации обслуживания покупателей, ценовой политики. ОДО «ЭЛБИПРЕСС» отличается следующими принципами организации продаж:
-
открытая форма торговли - это
означает, что ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
организована по типу магазина
самообслуживания. Товар расположен
на открытых прилавках
-
повышенное внимание к
--
обязательное обучение
ОДО
«ЭЛБИПРЕСС» занимается сбытом печатной
продукции. В зависимости от числа
посредников в системе сбыта
устанавливается уровень
Рисунок 12 - Способ сбыта продукции ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
Так как основным видом деятельности ОДО «ЭЛБИПРЕСС» является розничная торговля, то показателем, характеризующим объемы и качество розничной торговли, является товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров в денежном выражении, то есть выручка от продажи товаров в розничной торговой сети за наличный расчет и безналичный расчет. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы обращения в сферу потребления, Розничный товарооборот отражает пропорции между спросом и предложением, реализацией и денежным обращением, объемом и структурой торговой сети, материальными и трудовыми ресурсами. С каждым годом объем реализации товаров ОДО «ЭЛБИПРЕСС» увеличивается (таблица 7).
Таблица 7 - Объем реализации товаров ОДО «ЭЛБИПРЕСС» 2008-2011гг.
Год | Выручка от реализации
(млн. руб) |
Изменение от года
к году
(%) |
1 | 2 | 3 |
2008 | 210095 | |
2009 | 305215 | 45,3% |
2010 | 528878 | 73,3% |
2011 | 871081 | 64,7% |
В 2009 году продажи ОДО «ЭЛБИПРЕСС» выросли на 45%, достигнув 305 млн. руб. Значительный рост прежде всего обусловлен активным развитием сети компании. В 2010 году продажи ОДО «ЭЛБИПРЕСС» выросли более чем на 73%, достигнув 528,9 млн. руб. Рост продаж составил более 90%. В 2011 году выручка от реализации увеличилась на 64%, составив 871 млн. руб.
Такая
динамика выручки стала возможной
не только благодаря увеличению аптечной
сети, но и благодаря слаженной
работе всех подразделений, в том
числе и отдела маркетинга, занимающегося
стимулированием сбыта
ОДО
«ЭЛБИПРЕСС» уделяет пристальное
внимание организации и
Работа ведется по двум основным направлениям:
- стимулирование покупателей;
- стимулирование работников фирмы, занимающихся сбытом.
В
своей практике ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
для поощрения покупателей не
редко использует такой инструмент,
как демонстрационные акции или
промо - акции. Их очевидные задачи -
подсказать, подробно разъяснить, заставить
попробовать, первый раз купить. Они
прекрасно работают на “импульсную"
покупку. Преимущество в прямом контакте
с покупателем, когда легко выяснить
сегменты, мотивации, мнения. В этих
целях аптекой применяются
а) Сэмплинги - раздача образцов продукции
б) Беспроигрышная лотерея в местах продаж. Участники - покупатели определенного вида товара - получают в виде выигрыша разные мелкие сувениры тематики: набор ручек, и так далее.
в) ОДО «ЭЛБИПРЕСС» проводятся исследования в местах продаж путем заполнения анкеты с аналогичными поощрительными подарками. В местах продаж акции подкрепляются дополнительной информацией: листовками, проспектами, оформлением витрин (наклейки, таблички), полками, аудиообъявлениями.
г) Скидки, распродажи.
д) Замещение скидки дополнительным объемом товара. Например, предложения "10% бесплатно", "третья покупка бесплатно".
е)
Вручение конкретных дополнительных подарков.
Подобная акция является прямым стимулированием
покупки и поэтому наиболее выгодна
и аптеке, и владельцу брэнда либо
его дистрибьютору. Кроме того, полезная
или привлекательная премия доставляет
удовольствие покупателю и помогает
ОДО «ЭЛБИПРЕСС» изменить стиль
взаимоотношений в лучшую сторону,
способствуя эмоциональной
ж) Распространение купонов, которые представляют собой сертификаты, дающие их владельцу право на некоторые льготы (скидку).
- непосредственное распространение купонов агентами по сбыту;
- рассылка купонов по почте;
- распространение купонов через газеты и журналы;
и) Периодически ОДО «ЭЛБИПРЕСС» проводятся разнообразные конкурсы и игры. Хотя среди многих довольно широко распространено мнение о том, что подобные средства стимулирования сбыта неприемлемы для солидной фирмы, однако это достаточно эффективный способ для поощрения потребления товаров и привлечения новой клиентуры. Особенно конкурсы и игры пользуются успехом при действии в таких сегментах рынка, как молодежь и дети.
Также в своей практике ОДО «ЭЛБИПРЕСС» использует и такой метод продвижения товаров, как реклама (рисунок 13).
Рисунок
13 - Виды рекламы, используемые ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
ОДО «ЭЛБИПРЕСС» применяет такой инструмент, как Интернет - реклама, использование которого в настоящее время является необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и так далее. Ее основные задачи: информирование и привлечение в качестве посетителей представителей целевой аудитории Интернет-ресурса. Цель: обеспечить устойчивый, растущий уровень продаж продуктов и услуг компании владельца сайта. В качестве методов Интернет - рекламы используются:
- баннерная реклама на коммерческих сайтах Интернета;
- регистрация в поисковых машинах и каталогах Интернета;
- e-mail реклама в специализированных почтовых рассылках.
Действующая
система материального
Заработная
плата сотрудников ОДО «
- базовой (повременной) оплаты труда, отражающей категорию, должностную тарифную ставку сотрудника, требуемый для нее уровень образования, квалификации и опыта работы и количество отработанного времени;
- сдельной (премиальной) оплаты, основанной на фактических результатах труда коллектива ОДО «ЭЛБИПРЕСС» за отчетный период.
Сдельная премия рассчитывается как процент от выручки (продаж) ОДО «ЭЛБИПРЕСС» и распределяется между сотрудниками в зависимости от фактически отработанного времени каждым работником и базового уровня зарплаты.
Система
материального стимулирования - всего
лишь одна сторона мотивации, и немаловажным
фактором является развитие таких направлений
работы, как адаптация новых
- плановое обучение - повышение квалификации, определяемое потребностью в обучении в рамках аттестации или оценки знаний и навыков сотрудников;
- внеплановое обучение по производственной необходимости;
- обучение управленческим знаниям и навыкам для руководителей и кадрового резерва.
Хотелось
бы отметить, что ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
большое значение имеет репутация,
поэтому отдел маркетинга проводит
активную работу по закреплению собственного
имиджа.
2.3
Оценка действующей
маркетинговой стратегии
сбыта компании
Основной
целью создания отдела маркетинга на
предприятии ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
является обеспечение роста числа
читателей периодических
Для
выполнения своих функциональных задач
отдел маркетинга ОДО «ЭЛБИПРЕСС»
наделяется финансовыми ресурсами,
объем и направление
Исходя из целей создания службы маркетинга, можно выделить следующие её функции:
В
ходе реализации первой функции происходит
обеспечение руководства
В ходе реализации второй функции обеспечивается рост объемов продаж продукции ОДО «ЭЛБИПРЕСС».
По представлению начальника отдела маркетинга и в зависимости от результатов сбыта продукции, бюджет отдела маркетинга может быть пересмотрен. Такие пересмотры могут осуществляться по истечении каждого квартала.