Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:41, лекция
Цели и задачи изучения темы
Цель – познакомиться с ролью потребностей и мотивации в управлении персоналом.
Задачи:
1) усвоить основные понятия потребностно-мотивационной сферы;
2) изучить функции и механизм действия трудовой мотивации;
Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.
Экономические системы основаны на разделении труда, то есть на относительном разграничении видов деятельности. В той или иной форме разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до рабочего места.
В современном производстве труд основывается на четкой кооперации и специализации людей на выполнении комплексов операций и позволяет получать конечные продукты и услуги. С развитием массового механизированного производства доля живого труда в стоимости продукции уменьшается и замещается овеществленным («машинным») трудом. Выделяют такие разновидности труда как:
1) интеллектуальный и физический;
2) производительный и непроизводительный;
3) простой и сложный;
4) полезный и абстрактный;
5) прибавочный и прошлый.
Интеллектуальный (умственный) труд – труд, осуществляемый при помощи мыслительных способностей человека для производства преимущественно нематериальных объектов (информация, изобретения, технологии, проекты, книги, произведения искусства, образовательные услуги). Принято выделять следующие основные сферы интеллектуального труда: наука, образование, управление, культура, здравоохранение.
Физический труд – труд, осуществляемый с помощью физических усилий, нагрузки на опорно-двигательный аппарат человека для производства преимущественно материальных объектов (продукции, услуг).
Производительный труд – труд, непосредственно участвующий в процессе общественного производства и создающий конечный продукт в материально-вещественной форме. Производительный труд создает экономические блага, то есть потребительские стоимости товаров. В современной экономике производительным трудом считается как труд любого наемного работника (рабочего, специалиста, инженера и менеджера), так и предпринимательский труд (бизнесмена, предпринимателя, банкира), без которого сфера производства и обмена невозможны.
Непроизводительный труд – трудовая деятельность вне сферы производства, к которой относится труд военнослужащих, милиции, прокуратуры и судебных органов, органов государственного контроля и др. В гражданском обществе этот труд считается общественно-полезным и нужным.
Прибавочный труд – труд, затрачиваемый на производство прибавочного продукта (прибыли).
Прошлый труд характеризует стоимость средств производства (предметов и средств труда), используемых в процессе производства, полностью или частично перенесенную на стоимость нового товара. Это овеществленный в товаре труд, перенесенный на стоимость нового товара.
Мотивационная сфера
личности находится в постоянном
движении, саморазвитии под влиянием
процессов как внутреннего
Являясь следствием факторов и мотивационных установок, трудовое поведение работника не остается пассивным, а осуществляет обратную связь с системой мотивации, заключающуюся в изменении скорости продвижения работника по ступеням, уровням развития его трудовой мотивации от мотивации, основанной исключительно на материальной заинтересованности, через содержательную заинтересованность к высотам творчества и высокой общей культуры труда.
В связи с этим можно выделить несколько моделей трудовой активности работника.
Модель 1 – пассивно-адаптивная. Характеризуется низким уровнем развития трудовой активности, выжидательно-пассивным поведением работника, использующего свои способности и инициативу фрагментарно и бессистемно. Труд не является внутренней потребностью, участие в нем диктуется внешними обстоятельствами.
Модель 2 – латентная (скрытая). В этой модели трудовой активности зафиксирована позитивная мотивация труда, осознание индивидом его общественной значимости. Однако позитивная мотивация не проявляется в высоком качестве деятельности и не сопровождается привлечением и реализацией личностных резервов в практике производства.
Модель 3 – инструментальная. Для этой модели трудовой активности характерны отсутствие высоких мотивов участия в труде, однако достаточно сильны мотивы материальной заинтересованности, которые позволяют обеспечить высокую результативность деятельности по количественным и по качественным характеристикам.
Модель 4 – самодеятельная. Эта модель характеризуется высокой ориентацией на содержание труда как результата осознанного выбора профессии и развития способности к данному виду трудовой деятельности, творчеству. Отмечаются высокие количественные и качественные результаты производственной деятельности, сопровождающиеся высокой задействованностью в процессе труда личного трудового потенциала работника.
Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используются понятия «рабочая сила» и «человеческий капитал».
Рабочая сила – способность человека к труду, то есть совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма.
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:
1) психофизиологические
возможности участия в
2) возможности нормальных социальных контактов;
3) способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
4) рациональность поведения;
5) наличие знаний и
навыков, необходимых для
6) предложение на рынке труда.
Приведенным компонентам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала (по Б.М. Генкину):
1) здоровье;
2) нравственность и умение работать в коллективе;
3) творческий потенциал;
4) творческий потенциал;
5) организованность и ассертивность;
6) образование;
7) профессионализм;
8) ресурсы рабочего времени.
Показатели, характеризующие
эти компоненты, могут относиться
как к отдельному человеку, так
и к различным коллективам, в
том числе к персоналу
Таблица 4
Примеры характеристик трудового потенциала
Компоненты трудового потенциала |
Объекты анализа и соответствующие им показатели | ||
Человек |
Предприятие |
Общество | |
Здоровье |
Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за болезней |
Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обеспечение здоровья персонала |
Средняя продолжительность жизни. Затраты на здравоохранение. Смертность по возрастам |
Нравственность |
Отношение к окружающим |
Взаимоотношения между сотрудниками. Потери от конфликтов |
Отношения к инвалидам, детям, престарелым. Преступность, социальная напряженность |
Творческий потенциал |
Творческие способности |
Количество изобретений, патентов, рационализаторских предложений, новых изделий на одного работающего. Предприимчивость |
Доходы от авторских прав. Количество патентов и международных премий на одного жителя страны. Темпы технического прогресса |
Активность |
Стремление к реализации способностей. Предприимчивость | ||
Организованность и ассертивность |
Аккуратность, рациональность, дисциплинированность, обязательность, порядочность, доброжелательность |
Потери от нарушений дисциплины. Чистота. Исполнительность. Эффективное сотрудничество |
Качество законодательства. Качество дорог и транспорта. Соблюдение договоров и законов |
Образование |
Знания. Количество лет учебы в школе и вузе |
Доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих. Затраты на повышение квалификации персонала |
Среднее количество лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образование в госбюджете |
Профессионализм |
Умения. Уровень квалификации |
Качество продукции. Потери от брака |
Доходы от экспорта. Потери от аварий |
Ресурсы рабочего времени |
Время занятости в течение года |
Количество сотрудников. Количество работы за год одного сотрудника |
Трудоспособное население. Количество занятых. Уровень безработицы. Количество часов занятости за год |
Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, то есть по отношению к индивидууму трудовой потенциал – это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта (Рис.5)
Рис.5. Соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила».
А.П. Егоршин считает, что не все компоненты творческого потенциала, выделенные Б.М. Генкиным являются бесспорными. К ним он относит нравственность, активность, творческий потенциал и ресурсы рабочего времени. В то же время он предлагает включить в компоненты трудового потенциала такие понятийные характеристики труда, как производительность (денежная выработка), результативность (число единиц продукции в единицу времени), мастерство (квалификация с определенным разрядом), эффективность (отношение прибыли к затратам) и др.
С точки зрения Соломанидиной Т.О. и Соломанидина В.Г. трудовой потенциал работника раскрывается в трех компонентах:
а) ценностные ориентации и идеалы работника, определяющие его заинтересованность в повышении личного и общественного благосостояния, повышении производительности труда и увеличении своего вклада в прогресс общества;
б) психофизические особенности работника, его умение целеустремленно напрягать волю и концентрировать усилия на достижение определенного производственного результата, внимание и дисциплинированность, компетенции работника;
в) уровень профессиональной подготовки, квалификации, знания дела, опыта и мастерства, уровень профессионального самосознания, позволяющий регулировать социально-производственные процессы, приобретенные способности к труду.
Основой потенциала человека являются качества, заложенные природой. Это относится прежде всего к здоровью (физическому и психическому), творческим способностям и до некоторой степени к нравственной ориентации личности. Развитие природных данных и их реализация определяются тремя природными системами:
- семья;
- коллектив, в котором
осуществляется деятельность
- общество.
Влияние семьи обусловлено ее имущественным положением, духовными интересами, профессиональной ориентацией, местом жительства и рядом других факторов. Вместе с природными способностями эти факторы характеризуют «стартовые» возможности индивида.
Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен в процессе его деятельности. На современных эффективно работающих предприятиях сформированы системы анализа и развития человеческих ресурсов. Основное внимание обычно уделяется повышению квалификации. Наряду с этим значительные средства расходуются на поддержание и укрепление здоровья, развитие творческих способностей и других компонент потенциала человека.
Реализация потенциала человека в очень большой мере зависит от общественных отношений, целей политики государства и средств их достижения. Для стран, достигших высокого уровня благосостояния народа, характерна политика, направленная на повышение качества человеческих ресурсов. Методы, которыми осуществляется такая политика, хотя и имеют национальные особенности, в целом едины: отбор и поощрение талантливых людей, улучшение образования, дифференциация оплаты труда в зависимости от его результатов.
Правильный выбор профессии является одной из основных целей человека, определяющей его удовлетворенность жизнью и развитие как личности. Поэтому мотивацию трудовой деятельности следует начинать с формирования профессиональных мотивов, причем желательно в более раннем возрасте, у детей и подростков, в соответствии с их склонностями и способностями.
Успех продвижения человека по этапам трудовой карьеры зависит от ряда объективных и субъективных факторов:
1) от времени начала, силы и устойчивости трудовой профессиональной мотивации;
2) от личных энергетических, интеллектуальных возможностей и функциональных способностей человека по адаптации и включению в данный вид трудовой деятельности, зависящих от временных фаз его жизненного, трудового и семейного циклов;
3) от степени социальной
зрелости работника,
4) от характера микросреды в производственном коллективе, определяющейся его функциональной структурой, стилем и методами взаимоотношений с руководством содержанием труда, приведения в соответствие содержания работы с личными потребностями и интересами работника;
5) от условий и
перспектив должностного и
6) от устойчивости, стабильности и демократичности функционирования государственных социальных и правовых институтов, нормализующих миграционную, экологическую и демографическую ситуацию в стране, создающих уверенность работника в завтрашнем дне, рождающих чувство стабильности и безопасности;
7) от ситуативных, случайных
обстоятельств, вносящих
В наиболее обобщенном виде можно выделить четыре основных этапа развития трудовой карьеры работника в зависимости от его возраста, уровня социальной зрелости, стажа работы (Таблица 5).