Определение уровня конкурентоспособности творожной продукции ОАО Борисовского молочного комбината «Здравушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность товара — это характеристика то¬вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы¬пускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара. 6
2.Организационно-экономическая
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции. 50
Заключение 55
Литература 57

Вложенные файлы: 1 файл

Конкур-ть.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)


26

 

 

Содержание:

                                                                                               Стр.

Введение                                                                                                      3  

1. Теоретические основы конкурентоспособности                                    

товара.                                                                                                           6

2.Организационно-экономическая                                                             

характеристика предприятия и продукции.                                              22

3.Оценка конкурентоспособности товара.                                                41                                                        

4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.                      

творожной продукции.                                                                                 50                                                                   

Заключение                                                                                                    55

Литература                                                                                                     57

Приложение

 

 

 


Введение

Задачей моей курсовой работы является определение уровня конкурентоспособности творожной продукции ОАО Борисовского молочного комбината «Здравушка».

Для изучения конкурентоспособности творога использовались следующие методы: анализ конкурентов, определение параметров подлежащих сравнению, расчет показателя конкурентоспособности товара, разработка мер по повышению конкурентоспособности творога.

При написании курсовой работы использовались следующие информационные источники: книги, годовые отчеты предприятия, бизнес-планы, газеты, журналы.

Конкурентоспособность товара — это характеристика то­вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы­пускаемыми конкурентами.

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции.
Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Цель моей курсовой работы исследовать и дать оценку конкурентоспособности творожной продукции Борисовского молочного комбината «Здравушка», определение её конкурентоспособности, характеристики, разработка методов по совершенствованию творожных изделий.  

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара.  Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара - конкурента и, определяющая его привлекательность в глазах потребителя.

Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если  предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда. Продукт труда становится товаром также в случае полной его коммерциализации, то есть доведение продукта до такого состояния, когда он полностью соответствует уже существующим требованиям рынка. Например, опытный образец не может являться товаром до тех пор, пока он не будет соответствовать установленным требованиям ГОСТов, не будут устранены все недостатки и т.д.

На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики  предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать   свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы конкурентоспособности товара.

Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с це­лью привлечения внимания, приобретения, использования или потребле­ния. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организа­ции и идеи.

Конкуренция — это жесткое соперничество лю­дей (фирм), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция — это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требо­ваний потребителей, а также соперничество покупа­телей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конку­ренция, с одной стороны, является залогом непре­рывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой — неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.

«Конкуренция, по образному выражению Э.Хаббарда, — это жизнь торговли и смерть торговцев». У нас в стране о конкуренции заговорили лишь в связи с проведением рыночных реформ.  Поэтому до этого периода конкуренция воплощалась в раз­личных формах социалистического соревнования, очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей и посредников пока не хватает.[2, с100-102]

Конкурентоспособность товара — это многоаспектное по­нятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по сво­им качественным, техническим, экономическим, эстети­ческим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (ценам, срокам поставок, кана­лам распределения, сервису, рекламе). Важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Затраты покупателя товара состоят из расходов на по­купку, т.е. цены товара, и расходов, связанных с эксплуа­тацией товара. В совокупности обе группы затрат дают так называемую цену потребления товара. Цена потребления многих товаров значительно выше продажной цены. По­этому наиболее конкурентоспособен не тот товар, кото­рый предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок служ­бы у потребителя.

Конкурентоспособность — понятие относительное, при­вязанное к конкретному рынку и времени продажи, кото­рое можно определить, только сравнивая товары конку­рентов между собой.[1, с117]

Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основными  методами:

1.  Ценовая конкуренция.

2.   Неценовая конкуренция.

В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Цено­вая конкуренция применяется на рынках с приоритетом продавца (превышения спроса над предложе­нием и более интенсивной конкуренции покупате­лей), в условиях с преобладанием чистой конкурен­ции (когда существует множество производителей одинаковой продукции), в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов. Ценовой метод конкурентной борьбы малоэффективен, так как конкуренты прак­тически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планирование и управле­ние предприятием. В современных условиях цено­вой метод продолжает применяться, особенно при внедрении на новые рынки (например, японцы при проникновении на новые рынки практикуют сниже­ние цен на 10%). Однако снижение цен предпо­лагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности (необходимо точно просчитать, приведет ли понижение цены к росту доходов).

В современных условиях развитого рынка пред­почтение отдается методу неценовой конкуренции — выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов, приданию ему уникальных для покупате­ля свойств, повышению уровня технического об­служивания, развитию прогрессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учету специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разно­образного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания.

При неценовой конкуренции обеспечивается от­носительная финансовая стабильность, что позво­ляет эффективно управлять предприятием. Нецено­вой метод конкуренции является более эффектив­ным, так как конкуренты не могут столь же молние­носно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией. Неценовой метод конкуренции требует больших усилий и финансо­вых затрат по сравнению с ценовой, но он с лих­вой окупается в случае успеха.

В зависимости от целей и возможностей фирмы она может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:

1) создание новых продуктов, технологий, мето­дов сбыта, сервиса и рекламы;

2)  копирование в минимальные сроки и с мини­мальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;

3)   сохранение достигнутых  позиций  в течение максимально возможного периода времени  путем повышения качества,  видоизменения ассортимента и т. п. мер.[20, c.120-123)

Основными условиями, необходимыми для обеспече­ния конкурентоспособности, являются следующие:

• соответствие международным, национальным, регио­нальным стандартам и законодательным нормам, дейст­вующим на конкретном рынке;

• патентная чистота изделий, выражающая степень во­площения в изделии технических решений, не подпадаю­щих под действие патентов, выданных в стране, на рынке которой предполагается реализация данного изделия;

• гарантии качества продукции, выражающиеся в со­ответствии поставляемых изделий требованиям норматив­но-технической документации или документа на поставку.

Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатаци­онном отношениях, от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Конкурентоспособность определяется только теми свой­ствами, которые представляют заметный интерес для по­купателя. Превышение норм, стандартов и правил, про­исходящее по инициативе производителя, не только не улуч­шает конкурентоспособность изделия, но нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется бесполезным.

Изучение конкурентоспособности товара должно про­водиться непрерывно и систематически, в тесной привяз­ке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно определять момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения.[22, c.118-120]

Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становит­ся основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей, царит острая конкуренция или резко меняются потреб­ности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих то­варов, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на бла­гожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибе­гают к обширным программам ценовых уступок. До тех пор пока сни­женные цены покрывают издержки, эти фирмы могут еще некоторое вре­мя продолжать коммерческую деятельность.

Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издер­жек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, кото­рая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и налично­сти и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях теку­щие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

Информация о работе Определение уровня конкурентоспособности творожной продукции ОАО Борисовского молочного комбината «Здравушка»