Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа
Конкурентоспособность товара — это характеристика то¬вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы¬пускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара. 6
2.Организационно-экономическая
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции. 50
Заключение 55
Литература 57
26
Содержание:
Введение
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара.
2.Организационно-
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Задачей моей курсовой работы является определение уровня конкурентоспособности творожной продукции ОАО Борисовского молочного комбината «Здравушка».
Для изучения конкурентоспособности творога использовались следующие методы: анализ конкурентов, определение параметров подлежащих сравнению, расчет показателя конкурентоспособности товара, разработка мер по повышению конкурентоспособности творога.
При написании курсовой работы использовались следующие информационные источники: книги, годовые отчеты предприятия, бизнес-планы, газеты, журналы.
Конкурентоспособность товара — это характеристика товара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, выпускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции.
Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Цель моей курсовой работы исследовать и дать оценку конкурентоспособности творожной продукции Борисовского молочного комбината «Здравушка», определение её конкурентоспособности, характеристики, разработка методов по совершенствованию творожных изделий.
Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара. Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара - конкурента и, определяющая его привлекательность в глазах потребителя.
Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако не каждый продукт труда может стать товаром, он, прежде всего, должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда. Продукт труда становится товаром также в случае полной его коммерциализации, то есть доведение продукта до такого состояния, когда он полностью соответствует уже существующим требованиям рынка. Например, опытный образец не может являться товаром до тех пор, пока он не будет соответствовать установленным требованиям ГОСТов, не будут устранены все недостатки и т.д.
На рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственном политики предприятия-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.
Предприятие не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.
1. Теоретические основы конкурентоспособности товара.
Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.
Конкуренция — это жесткое соперничество людей (фирм), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция — это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой — неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.
«Конкуренция, по образному выражению Э.Хаббарда, — это жизнь торговли и смерть торговцев». У нас в стране о конкуренции заговорили лишь в связи с проведением рыночных реформ. Поэтому до этого периода конкуренция воплощалась в различных формах социалистического соревнования, очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей и посредников пока не хватает.[2, с100-102]
Конкурентоспособность товара — это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (ценам, срокам поставок, каналам распределения, сервису, рекламе). Важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
Затраты покупателя товара состоят из расходов на покупку, т.е. цены товара, и расходов, связанных с эксплуатацией товара. В совокупности обе группы затрат дают так называемую цену потребления товара. Цена потребления многих товаров значительно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы у потребителя.
Конкурентоспособность — понятие относительное, привязанное к конкретному рынку и времени продажи, которое можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.[1, с117]
Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основными методами:
1. Ценовая конкуренция.
2. Неценовая конкуренция.
В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Ценовая конкуренция применяется на рынках с приоритетом продавца (превышения спроса над предложением и более интенсивной конкуренции покупателей), в условиях с преобладанием чистой конкуренции (когда существует множество производителей одинаковой продукции), в условиях относительно медленного изменения спроса, недостаточной мобильности капиталов. Ценовой метод конкурентной борьбы малоэффективен, так как конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности, осложняет планирование и управление предприятием. В современных условиях ценовой метод продолжает применяться, особенно при внедрении на новые рынки (например, японцы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на 10%). Однако снижение цен предполагает точный и основательный анализ будущих прибылей и уровня рентабельности (необходимо точно просчитать, приведет ли понижение цены к росту доходов).
В современных условиях развитого рынка предпочтение отдается методу неценовой конкуренции — выделению своего товара из ряда товаров-конкурентов, приданию ему уникальных для покупателя свойств, повышению уровня технического обслуживания, развитию прогрессивных форм сбыта, совершенствованию структуры и функциональных сторон деятельности фирмы, учету специфики спроса покупателей, вплоть до индивидуальных запросов. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания.
При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренции является более эффективным, так как конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией. Неценовой метод конкуренции требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой, но он с лихвой окупается в случае успеха.
В зависимости от целей и возможностей фирмы она может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:
1) создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;
2) копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;
3) сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и т. п. мер.[20, c.120-123)
Основными условиями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности, являются следующие:
• соответствие международным, национальным, региональным стандартам и законодательным нормам, действующим на конкретном рынке;
• патентная чистота изделий, выражающая степень воплощения в изделии технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданных в стране, на рынке которой предполагается реализация данного изделия;
• гарантии качества продукции, выражающиеся в соответствии поставляемых изделий требованиям нормативно-технической документации или документа на поставку.
Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Превышение норм, стандартов и правил, происходящее по инициативе производителя, не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется бесполезным.
Изучение конкурентоспособности товара должно проводиться непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно определять момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения.[22, c.118-120]
Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей, царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к обширным программам ценовых уступок. До тех пор пока сниженные цены покрывают издержки, эти фирмы могут еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.