Определение уровня конкурентоспособности творожной продукции ОАО Борисовского молочного комбината «Здравушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентоспособность товара — это характеристика то¬вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы¬пускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара. 6
2.Организационно-экономическая
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции. 50
Заключение 55
Литература 57

Вложенные файлы: 1 файл

Конкур-ть.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности производится на основе свободных показателей по регламентируемым, сопоставительным, экономическим показателям:

К = Iр.п.*  Iс.п. /  Iэ.п. , где

К – комплексный показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к базовому образу;

Iр.п. , Iс.п. , Iэ.п. – групповые (сводные) индексы конкурентоспособности соответственно по регламентируемым, сопоставительным и экономическим показателям.

По смыслу, показатель К отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящимся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.

Используя формулу, рассчитаем данный показатель:

 

К = 1* 0,94 / 1,6 = 0,6

На основе рассчитанного комплексного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. Учитывая, что, К < 1, то это говорит о том, что творог «Здравушка» менее конкурентоспособен, чем творог «Савушкин продукт». Если учесть, что комплексный показатель конкурентоспособности равен 0,6.

                                                                                                              

Таблица 3.3

 

 

Расчет сводных и комплексных индексов товаров предприятий «Здравушка» и «Бабушкина крынка»

 

 

Параметры

Вес

Эталон, «Здравуш-ка»

Товар

Конкурент,«Бабушки-на крынка»

Единичный индекс

5 = 4 / 3

Взвешен-ная оценка

6 = 2 * 5

1             

2

3

4

5

6

1. Регламентируемые:

 

 

 

 

 

- соответствие ГОСТам

- безопасность упаковки

- экологичность упаковки

Сводный индекс

2. Сопоставительные:

содержание в 100 гр.:

- белков, гр.

- жиров, гр.

- углеводов, гр.

-энергетическая ценность, ккал.

- вкус продукта, балл.

- удобство упаковки, балл.

-внешнее оформление упаковки, балл.

Сводный индекс

3. Экономические:

- розничная цена продукта, руб.

Сводный индекс.

-

-

-

-

 

 

0,03

0,07

0,05

 

0,11

0,46

0,14

 

0,13

 

-

 

1,0

 

-

+1

+1

+1

3

 

 

16,3

1

1,3

 

79

5

4

 

4

 

-

 

2000

 

-

+1

+1

+1

3

 

 

16

0,9

1,3

 

79

4

4

 

4

 

-

 

2200

 

-

-

-

-

1

 

 

1

1,1

1

 

1

0,8

1

 

1

 

-

 

1,1

 

-

-

-

-

1

 

 

0,03

0,08

0,05

 

0,11

0,4

0,14

 

0,13

 

0,94

 

1,1

 

1,1

 

К = Iр.п.*  Iс.п. /  Iэ.п.

 

К = 1* 0,94 / 1,1 = 0,85

На основе рассчитанного комплексного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. Учитывая, что, К < 1, то это говорит о том, что творог «Здравушка» менее конкурентоспособен, чем творог «Бабушкина крынка». Если учесть, что комплексный показатель конкурентоспособности равен 0,85. Следовательно, можно сказать, что «Здравушка» и «Бабушкина крынка» находятся на примерно одинаковых позициях.

Используя данные таблиц 3.2 и 3.3 можно сделать следующие выводы:

1.Товару-эталону и товарам-конкурентам поработать над удобством упаковки и ее внешним оформлением.

2.Товара-конкурентам увеличить содержание белков, жиров, углеводов, от чего увеличиться энергетическая ценность товара.

3.И товару-эталону, и товарам-конкурентам улучшить сорт молока, то измениться и вкус товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности творожной продукции.

Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.[18, c.154]

Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Таблица 4.1

Переработка сырья и производство творога.

Вид продукции

2005г.

2006г.

2007г.

Творог жирный

329

393

425

Сырки глазированные

189

264

330

 

Из данных таблицы видно, что предприятие увеличило изготовление творожных изделий в 2007 году по сравнению с 2005 и 2006 годом. Это связано с закупкой нового оборудования, а, следовательно, и улучшением качества производимой продукции, и расширением ассортимента. Вследствие всего выше сказанного увеличивается и спрос на творожную продукцию.

   Таблица 4.2

Рентабельность, %.

Вид продукции

2005г.

2006г.

2007г.

творог

-10,0

-7,3

-5,4

 

Из представленных данных можно сделать следующие выводы: рентабельность творожной продукции в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 4,6 %, но положительной не стала. Увеличение рентабельности связано с увеличением выручки на данный вид продукции, а так же с увеличением объема производства и сбыта творожных изделий.

Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.

Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость («продуктовая дифференциация»; набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.

Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.

В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

По методике оценки конкурентоспособности предприятия мои предложения заключаются в следующем:

        уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

        отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективной деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;

        отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;

        прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.

Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:

     1. установление цели оценки конкурентоспособности  продукции  и  выбор  предполагаемых рынков сбыта;

     2. анализ состояния рынка, объемов,  структуры  и  факторов  спроса  и предложения, перспектив  их  изменения  на  соответствующий  период     оценки конкурентоспособности;

     3. выбор номенклатуры и установление  величин  параметров  потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.

   На основе изучения потребностей  потенциальных  покупателей  определяется номенклатура  параметров,  которыми  пользуется  производитель  при   оценке продукции  на  рынке,  а  так  же  величины   этих   параметров,   требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

   В   случае   невозможности   определения   базы   для   сравнения   может использоваться  косвенный  метод  оценки  конкурентоспособности  с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и  на  рынке существуют её аналоги. Товар-образец  моделирует  потребность  и  позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.

   Таким  образом,  конкурентоспособность  оценивается  путём  сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми  потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны  выражаться в  одинаковых  величинах  измерения.  Сравнение  производится   по   группам технических и экономических параметров.

  По совершенствованию производства творожной продукции можно предложить следующее.

Рассмотрим срок годности.

Творожных изделий по жирности делятся: более жирные (жира 20-26%), жирные(14,5-18%), полужирные(7-9%), обезжиренные(0,5-1%). Сроки годности, независимо от жирности, - 72 часа. Каждое предприятие в зависимости от условий производства и установленного на нем оборудования может продлить срок годности (в соответствии с разрешением Минздрава республики). Продлить время хранения творога может и упаковка. Предположим, начать изготовление творога в вакуумной упаковке, которая позволяет без использования консервантов хранить продукт около 18 суток. Так увеличивается, и срок хранения продукции, и сохраняются её вкусовые качества.

Во многих странах, в том числе и у нас практикуется глубокое замораживание творога. Делается это для снижения сезонности его употребления. В летнее время часть творога закладывают деревянные катки или в виде мелких брикетиков и крупных блоков помещают в картонные коробки с прокладкой из полиэтиленовой  пленки и замораживают. Замораживают творог при температуре 35 градусов, а хранят - при 18оС. В этом состоянии его можно хранить до полугода. В этом случае предприятие снижает издержки по переработке творога с истекшим сроком годности, тем самым увеличивая прибыль и рентабельность производства. [23, c.7]

Рассмотрим упаковку продукции.

Упаковка творожной продукции «Здравушка» весьма красочна и разнообразна. Но возможно добавление на упаковку творога различных рецептов. Это увеличит интерес потребителей к данной продукции.

Информация о работе Определение уровня конкурентоспособности творожной продукции ОАО Борисовского молочного комбината «Здравушка»