Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа
Конкурентоспособность товара — это характеристика то¬вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы¬пускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара. 6
2.Организационно-экономическая
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции. 50
Заключение 55
Литература 57
Расчет комплексного показателя конкурентоспособности производится на основе свободных показателей по регламентируемым, сопоставительным, экономическим показателям:
К = Iр.п.* Iс.п. / Iэ.п. , где
К – комплексный показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к базовому образу;
Iр.п. , Iс.п. , Iэ.п. – групповые (сводные) индексы конкурентоспособности соответственно по регламентируемым, сопоставительным и экономическим показателям.
По смыслу, показатель К отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящимся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.
Используя формулу, рассчитаем данный показатель:
К = 1* 0,94 / 1,6 = 0,6
На основе рассчитанного комплексного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. Учитывая, что, К < 1, то это говорит о том, что творог «Здравушка» менее конкурентоспособен, чем творог «Савушкин продукт». Если учесть, что комплексный показатель конкурентоспособности равен 0,6.
Таблица 3.3
Расчет сводных и комплексных индексов товаров предприятий «Здравушка» и «Бабушкина крынка»
Параметры | Вес | Эталон, «Здравуш-ка» | Товар Конкурент,«Бабушки-на крынка» | Единичный индекс 5 = 4 / 3 | Взвешен-ная оценка 6 = 2 * 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Регламентируемые: |
|
|
|
|
|
- соответствие ГОСТам - безопасность упаковки - экологичность упаковки Сводный индекс 2. Сопоставительные: содержание в 100 гр.: - белков, гр. - жиров, гр. - углеводов, гр. -энергетическая ценность, ккал. - вкус продукта, балл. - удобство упаковки, балл. -внешнее оформление упаковки, балл. Сводный индекс 3. Экономические: - розничная цена продукта, руб. Сводный индекс. | - - - -
0,03 0,07 0,05
0,11 0,46 0,14
0,13
-
1,0
- | +1 +1 +1 3
16,3 1 1,3
79 5 4
4
-
2000
- | +1 +1 +1 3
16 0,9 1,3
79 4 4
4
-
2200
- | - - - 1
1 1,1 1
1 0,8 1
1
-
1,1
- | - - - 1
0,03 0,08 0,05
0,11 0,4 0,14
0,13
0,94
1,1
1,1 |
К = Iр.п.* Iс.п. / Iэ.п.
К = 1* 0,94 / 1,1 = 0,85
На основе рассчитанного комплексного показателя формируется вывод о конкурентоспособности оцениваемого товара. Учитывая, что, К < 1, то это говорит о том, что творог «Здравушка» менее конкурентоспособен, чем творог «Бабушкина крынка». Если учесть, что комплексный показатель конкурентоспособности равен 0,85. Следовательно, можно сказать, что «Здравушка» и «Бабушкина крынка» находятся на примерно одинаковых позициях.
Используя данные таблиц 3.2 и 3.3 можно сделать следующие выводы:
1.Товару-эталону и товарам-конкурентам поработать над удобством упаковки и ее внешним оформлением.
2.Товара-конкурентам увеличить содержание белков, жиров, углеводов, от чего увеличиться энергетическая ценность товара.
3.И товару-эталону, и товарам-конкурентам улучшить сорт молока, то измениться и вкус товаров.
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности творожной продукции.
Предприятие, имеющее более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.
Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.[18, c.154]
Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.
Таблица 4.1
Переработка сырья и производство творога.
Вид продукции | 2005г. | 2006г. | 2007г. |
Творог жирный | 329 | 393 | 425 |
Сырки глазированные | 189 | 264 | 330 |
Из данных таблицы видно, что предприятие увеличило изготовление творожных изделий в 2007 году по сравнению с 2005 и 2006 годом. Это связано с закупкой нового оборудования, а, следовательно, и улучшением качества производимой продукции, и расширением ассортимента. Вследствие всего выше сказанного увеличивается и спрос на творожную продукцию.
Таблица 4.2
Рентабельность, %.
Вид продукции | 2005г. | 2006г. | 2007г. |
творог | -10,0 | -7,3 | -5,4 |
Из представленных данных можно сделать следующие выводы: рентабельность творожной продукции в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 4,6 %, но положительной не стала. Увеличение рентабельности связано с увеличением выручки на данный вид продукции, а так же с увеличением объема производства и сбыта творожных изделий.
Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке.
Такая оценка должна содержать следующие показатели: потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам; ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость («продуктовая дифференциация»; набор рынков или их сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»); потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта; перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке; создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции на основе собственных разработок и изобретений, обеспеченных патентной защитой, добросовестное и чёткое выполнение обязательств по сделкам в отношении сроков поставок товаров и услуг.
Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления.
По методике оценки конкурентоспособности предприятия мои предложения заключаются в следующем:
уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
отдельно проводить анализ эффективности инвестиционных проектов эффективной деятельности организации исходя из конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках;
отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на 5 лет.
Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:
1. установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
2. анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;
3. выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.
На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а так же величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.
В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют её аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.
Таким образом, конкурентоспособность оценивается путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров.
По совершенствованию производства творожной продукции можно предложить следующее.
Рассмотрим срок годности.
Творожных изделий по жирности делятся: более жирные (жира 20-26%), жирные(14,5-18%), полужирные(7-9%), обезжиренные(0,5-1%). Сроки годности, независимо от жирности, - 72 часа. Каждое предприятие в зависимости от условий производства и установленного на нем оборудования может продлить срок годности (в соответствии с разрешением Минздрава республики). Продлить время хранения творога может и упаковка. Предположим, начать изготовление творога в вакуумной упаковке, которая позволяет без использования консервантов хранить продукт около 18 суток. Так увеличивается, и срок хранения продукции, и сохраняются её вкусовые качества.
Во многих странах, в том числе и у нас практикуется глубокое замораживание творога. Делается это для снижения сезонности его употребления. В летнее время часть творога закладывают деревянные катки или в виде мелких брикетиков и крупных блоков помещают в картонные коробки с прокладкой из полиэтиленовой пленки и замораживают. Замораживают творог при температуре 35 градусов, а хранят - при 18оС. В этом состоянии его можно хранить до полугода. В этом случае предприятие снижает издержки по переработке творога с истекшим сроком годности, тем самым увеличивая прибыль и рентабельность производства. [23, c.7]
Рассмотрим упаковку продукции.
Упаковка творожной продукции «Здравушка» весьма красочна и разнообразна. Но возможно добавление на упаковку творога различных рецептов. Это увеличит интерес потребителей к данной продукции.