Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа
Конкурентоспособность товара — это характеристика то¬вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы¬пускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара. 6
2.Организационно-экономическая
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции. 50
Заключение 55
Литература 57
Потребители молочной продукции нехватки ее не испытывают. На предприятии выпускается 36 наименований самого популярного и любимого в народе товара. Это в первую очередь молоко, кефир, сметана, сливки, простокваша, творог в самых разных “ипостасях”. Ассортимент постоянно обновляется. Причем учитываются все просьбы и пожелания покупателей.
ОАО «Борисовский молочный комбинат» начало производство творожных масс. Весной 2007 года на заводе было освоено производство творожной массы с курагой жирностью 4,5%. Был начат выпуск творожной массы с ванилином.
Упакованы массы в полимерный материал «Линкавер» (Lean Cover). Как отметили специалисты, это новый экологически чистый упаковочный материал, жиронепроницаемый, влагостойкий и прочный. «Такая упаковка позволяет сохранить форму брикета и продлевает срок хранения продукции», - заметили специалисты. В упаковке «Линкавер» в настоящее время предприятие выпускает также продукт творожный "Любительский" жирностью 1% и 10%. В такой упаковке на заводе также было начато производство творога «Нестерка» 6% жирности. Кроме того, Борисовский молочный комбинат производит творожные сырки, творожок «Для сластен» с различными наполнителями, глазированные сырки. В дополнение к традиционным глазированным сыркам с ванилином и с какао было начато производство сырков со стержневым наполнителем, двухкомпонентных сырков (со слоями разных вкусов), сырков глазированных на печенье. За январь-август 2007 года предприятие изготовило 235,5т творога и творожных изделий, что на 6,7% меньше, чем в соответствующем периоде 2006 года.
В то время как, ОАО «Савушкин продукт» в январе-июле 2007 года произвело 7,9 тыс. т творога и творожных изделий, что на 35,2% больше, чем за аналогичный период 2006 года. Как пояснили специалисты, наращивание выпуска было обусловлено расширением ассортимента и рынков сбыта такой продукции.
В настоящее время «Савушкин продукт» один из главных конкурентов «Здравушки».
ОАО «Брестский молочный комбинат» - один из крупнейших и наиболее известных на территории Республики Беларусь производителей натуральной молочной продукции. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 600 тонн молока в сутки. Сегодня на предприятии производится более 160 наименований натуральной молочной продукции, которая способна удовлетворить самый изысканный вкус.
С ноября 2001г. молочная продукция ОАО "Брестский молочный комбинат" реализуется под товарным знаком «Савушкин продукт».
В настоящее время ассортимент выпускаемых предприятием творожных изделий превышает 20 наименований. «Савушкин продукт» производит творог «Савушкин хуторок», творог зерненый «Деревенский», витаминизированный творожный десерт «Монтик» (детская линейка продукции), кварка творожок «Нежный» и творожные десерты на основе кварка «Наслаждение» с фруктово-ягодными наполнителями, а также пасту творожную закусочную «На хлебушек». Предприятие выпускает также зерненный творог «101 зерно+сливки» без наполнителя и с наполнителем.
«Савушкин продукт» является лидером в разработке полезных для здоровья молочных продуктов и учитывает самые современные тенденции на рынке молочной продукции. Возьмем, например, творожок «Нежный» приготовленный на основе кварка – творога, изготовленного по особой современной технологии без высокотемпературной обработки, а поэтому он особенно полезен. Творожок отличается нежной однородной, почти воздушной консистенцией. Он изготовлен без добавления консервантов. Он содержит огромное количество полноценного молочного белка, кальция и фосфора, которые так необходимы нашему организму (журнал премьер продукт 2005/4).
Ещё один конкурент это «Могилевский молочный комбинат» - «Бабушкина крынка». Производят они мягкие сыры, различные виды творога, глазированные сырки, семь видов сливочного масла (в том числе 82,5% жирности), сухое обезжиренное молоко, казеин. Особой гордостью предприятия являются мягкие и полутвердые сыры, имеющие прекрасную упаковку европейского стандарта. По внешнему виду они узнаваемы: имеют форму сердечек. При этом наши сыры типа "Деревенский" имеют срок реализации 30 суток за счет автоматизации процесса производства и герметичной современной упаковки, а производятся они без каких-либо консервантов, стабилизаторов и добавок. Могилевский молочный комбинат занимает устойчивую нишу на рынке детского питания: производим для детей молоко со сроком реализации 60 суток. На этом же участке по выпуску детского молока расфасовываем в литровые упаковки стерилизованное молоко, которое хранится за счет повышенной термообработки, опять же без каких-либо консервантов, 180 суток. Всего комбинат освоил 192 наименования продукции.
Производством творога в нашей стране сейчас занимаются практически все предприятия, которые выпускают цельномолочную продукцию.
В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии ОАО «Борисовского молочного комбината» становится повышение конкурентоспособности производимого ими товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
3.Оценка конкурентоспособности товара.
Оценку конкурентоспособности продукции покажем на сравнении свойств творога 1% жирности (вес 300гр.) «Здравушка», «Бабушкина крынка» и «Савушкин продукт». Для определения значимости (весомости) показателя конкурентоспособности устанавливается иерархия показателей. На первый план выдвигаются те, которые имеют наибольшую значимость для потребителя.
Параметры для сравнения следующие:
1. Содержание в 100 гр.: белков, гр.
2.
3.
4. Энергетическая ценность, ккал.
5. Вкус продукта, балл.
6. Удобство упаковки, балл.
7. Внешнее оформление упаковки, балл.
8. Соответствие Гостам.
9. Безопасность упаковки.
10. Экологичность упаковки.
11. Розничная цена продукции, руб.
При оценке конкурентоспособности творога 1% жирности «Здравушка», «Бабушкина крынка» и «Савушкин продукт» в устном опросе принимали участие 15 опрошенных, проживающих в городе Борисов.
По сопоставительным параметрам определяется «вес», а по экономическим параметрам определяются удельные веса каждого вида затрат в их общем объеме. Регламентируемые параметры не имеют «весомости», они принимают значение либо 1, либо 0.
Расчет значимости (коэффициентов весомости) осуществляется экспертным методом и представлен он в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Определение весомости параметров конкурентоспособности
Эксперты | Параметры/ «веса» | ||||||
Содержание | Энергети-ческая ценность | Вкус продук-ции | Удобст-во упаков-ки | Внешнее оформле-ние | |||
белков | жиров | углеводов | |||||
1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
2 | 0,1 | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
3 | 0 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,1 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0,1 | 0,6 | 0,1 | 0,2 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0,1 | 0,6 | 0,15 | 0,15 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0,2 | 0,6 | 0,1 | 0,1 |
7 | 0 | 0,1 | 0 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,1 |
8 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,5 | 0,1 | 0,1 |
9 | 0 | 0,1 | 0 | 0,1 | 0,6 | 0,1 | 0,1 |
10 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,1 |
11 | 0 | 0 | 0 | 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,2 |
12 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
13 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,1 | 0,1 |
14 | 0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,2 | 0,2 |
15 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,8 | 0,1 | 0,1 |
Среднее уточнен-ное | 0,4 | 1,1 | 0,8 | 1,7 | 6,9 | 2,15 | 1,95 |
Данные не противоречат требованиям закона нормального распределения, если выполняется следующее условие:
, где
Xij – оценка j-го параметра, j-экспертом,
Xij ср.- средняя оценка i-го параметра экспертами j,
n – количество экспертов,
- стандартное отклонение.
Стандартное отклонение – это мера того, насколько широко разбросаны точки данных относительно их среднего значения.
Для расчета стандартного отклонения используют следующую формулу:
, где
n - количество экспертов,
x – вес параметра предлагаемый экспертом.
Считаем стандартное отклонение для сопоставительных параметров:
1. Содержание белков
0,04
0,16
2. Содержание жиров
3. Содержание углеводов
4. Энергетическая ценность
5. Вкус продукта
6. Удобство упаковки
7. Внешнее оформление упаковки
Это мы посчитали стандартное отклонение, а теперь проверяем на закон нормального распределения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Таким образом, мы посчитали стандартное отклонение, проверили его на закон нормального распределения, откуда следует, что данные совокупности не противоречат требованиям закона нормального распределения. Экономический параметр у нас один – это розничная цена продукта, поэтому цена потребления равна единице. Регламентируемые параметры не имеют «весомости», у нас, их 3 и каждый образец получил по 3 положительных ответа.
Сопоставление оцениваемого и базового образцов творога осуществляется отдельно по регламентируемым, сопоставительным и экономическим показателям. Для получения на базе единичных данных группового показателя, характеризующего соответствие изделия потребности, необходимо их объединить с учетом значимости каждого единичного показателя. Все вышеизложенные расчеты приведены в таблицах 3.2 и 3.3.
Таблица 3.2
Расчет сводных и комплексных индексов товаров предприятий «Здравушка» и «Савушкин продукт»
Параметры | Вес | Эталон, «Здравуш-ка» | Товар Конкурент, «Сав-н прдукт» | Единичный индекс 5 = 4 / 3 | Взвешен-ная оценка 6 = 2 * 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Регламентируемые: |
|
|
|
|
|
- соответствие ГОСТам - безопасность упаковки - экологичность упаковки Сводный индекс 2. Сопоставительные: содержание в 100 гр.: - белков, гр. - жиров, гр. - углеводов, гр. -энергетическая ценность, ккал. - вкус продукта, балл. - удобство упаковки, балл. -внешнее оформление упаковки, балл. Сводный индекс 3. Экономические: - розничная цена продукта, руб. Сводный индекс. | - - - -
0,03 0,07 0,05
0,11 0,46 0,14
0,13
-
1,0
- | +1 +1 +1 3
16,3 1 1,3
79 5 4
4
-
2000
- | +1 +1 +1 3
23 1 1,3
79 4 4
4
-
3200
- | - - - 1
1,4 1 1
1 0,8 1
1
-
1,6
- | - - - 1
0,04 0,07 0,05
0,11 0,4 0,14
0,13
0,94
1,6
1,6 |