Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 20:46, курсовая работа
Конкурентоспособность товара — это характеристика то¬вара, его способность быть более или менее предпочтительным для потребителей по сравнению с товарами, вы¬пускаемыми конкурентами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях.
Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Введение 3
1. Теоретические основы конкурентоспособности
товара. 6
2.Организационно-экономическая
характеристика предприятия и продукции. 22
3.Оценка конкурентоспособности товара. 41
4.Анализ и совершенствование конкурентоспособности.
творожной продукции. 50
Заключение 55
Литература 57
Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.
Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР. Наглядным Примером организации, стремящейся к завоеванию лидерства по показателям качества продукции, является шинная компания «Мишлен». Она Постоянно придает своим шинам новые свойства, повышает их долговечность и берет за них высокую цену.
Качественная характеристика товаров - совокупность отличительных внутривидовых признаков, обусловливающих безопасность и экологичность потребления или удовлетворения потребностей. Их нарушение приводит к тому, что все остальные позиции при характеристике товара утрачивают смысл даже в случае, если они являются желательными для потребителя.
Количественная характеристика товаров - совокупность отличительных внутривидовых признаков, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения. Она характеризует потребность в товарах определенных размеров. При создании потребительских предпочтений данная характеристика менее значима, чем ассортиментная и качественная. Вместе с тем многие потребители часто отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают количественные характеристики товара или упаковки. Несоответствие количественных характеристик товаров (по массе, объему) служит в отдельных случаях основанием для запрета реализации или уценки товаров.
Определение спроса. Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса. Кривая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т. е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Анализ цен и товаров конкурентов. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная - издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Добиться этого можно несколькими способами. Фирма может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов.
Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Если ее товар аналогичен товарам основного конкурента, она вынуждена будет назначить цену, близкую к цене товара этого конкурента. В противном случае она может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, фирма не сможет запросить за него цену такую же, как у конкурента. Запросить больше, чем конкурент, фирма может тогда, когда ее товар выше по качеству. По существу, фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.[19, c.79-82]
Процесс оценки конкурентоспособности включает следующие этапы.
Этап 1. Формирование цели исследования. Наиболее распространенные цели:
• оценка положения товара в ряду аналогичных;
• оценка перспектив реализации товара на конкретном рынке;
• выделение нескольких показателей товара, которые обеспечивают ему необходимый уровень конкурентоспособности;
• разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности;
• установление цен на товары;
• обоснование необходимости снятия с производства или модификации;
• выбор стратегии и тактики работы с товаром на конкретном рынке.
Этап 2. Выбор товаров для анализа. Очень важно правильно подобрать объекты оценки. Все они должны быть ориентированы на один и тот же сегмент потребителей. Товары должны конкурировать в сознании потенциальных потребителей, это могут быть и товары-аналоги, и заменители.
Этап 3. Определение параметров оценки. По группам технических и экономических параметров проводится сравнение для выяснения, насколько параметры соответствуют потребности.
В группу технических параметров входят: параметры назначения, эргономические, эстетические, нормативные.
Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования товара в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на: классификационные (пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (производительность станка), конструктивные (основные проектно-конструкторские решения).
Эргономические — характеризуют продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма в процессе потребления.
Эстетические — характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения продукции, стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие товара, отражают именно такие внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными.
Нормативные — отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать. Если хотя бы один из регламентируемых показателей не соответствует установленным требованиям, оценка конкурентоспособности не целесообразна. Методически учет регламентируемых показателей обеспечивается введением индекса, который принимает лишь два значения: 1 или 0. Если товар соответствует нормам, то индекс равен 1, если нет, то — 0. Групповой индекс регламентируемых показателей определяется путем произведения единичных показателей.
Номенклатура экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется совокупностью полных затрат потребителя по приобретению и потреблению товара. Полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты.
Номенклатура показателей, определяющих конкурентоспособность, относительно стабильна, однако значимость их меняется в зависимости от условий, сложившихся на рынке. Расчет значимости показателей, коэффициентов весомости осуществляется экспертным методом.
Этап 4. Определение товара-эталона. Товар-эталон будет являться базой сравнения для всех товаров, участвующих в оценке. В качестве базового образца из группы аналогов могут быть выбраны изделия:
• стабильно реализуемые в больших объемах на конкретном рынке;
• завоевавшие наибольшее число покупательских предпочтений;
• выбранные группой экспертов в качестве эталона. Экспертами в качестве эталона обычно выбирается товар, обладающий наиболее высоким техническим уровнем.
В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью искусственно составленного образца, особенно если оценивается продукция известного класса. Товар-образец моделирует потребность, позволяет сравнить его параметры, соответствующие пожеланиям потребителей, с реальными параметрами товаров, участвующих в оценке.
Этап 5. Установление значений показателей. Конкурентоспособность оценивается путем сопоставления количественных значений параметров анализируемой продукции со значениями параметров товара-эталона. При этом сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. При оценке конкурентоспособности могут применяться дифференциальный, комплексный, смешанный методы. Результатом оценки является одно из следующих заключений:
• товар более конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий по сравнению с эталоном;
• товар менее конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий по сравнению с эталоном;
• товар в равной степени конкурентоспособен с эталоном на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
• товар полностью не конкурентоспособен в сравниваемом классе изделий на данном рынке.
Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемого товара по сравнению с аналогами, предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения его положения на рынке.
Конкурентоспособность товара определяется как соотношение полезного эффекта к совокупным затратам:
Ко. = Эп / Зс ,
где Ко — конкурентоспособность товара;
Эп — полезный эффект от использования товара;
Зс — совокупные затраты.
Полезный эффект от товара определяется совокупностью свойств и выгод, которые отражаются значениями технических параметров товара. Совокупные затраты, т.е. цена потребления, учитываются как значения экономических параметров. Исходя из этого, интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается как соотношение сводных индексов технических и экономических параметров изделия:
Jк = Jк.т. / Jк.э.,
где Jк — интегральный индекс конкурентоспособности
товара;
Jк.т. — сводный индекс технических параметров товара;
Jк.э. — сводный индекс экономических параметров товара.
Действие сводных индексов является разнонаправленным. При росте индекса конкурентоспособности по техническим параметрам, т.е. при улучшении потребительских показателей анализируемого товара по сравнению с эталоном, интегральный показатель увеличивается, отражая рост конкурентоспособности товара. При росте индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам, т.е. цены потребления, интегральный показатель уменьшается, отражая снижение конкурентоспособности.
Расчету интегрального показателя конкурентоспособности предшествует расчет двух сводных параметрических индексов: индекса конкурентоспособности по техническим параметрам, индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам. Оба эти показателя рассчитываются путем соотнесения характеристик рассматриваемого товара и эталона.
Сводный индекс конкурентоспособности товара по техническим параметрам определяется по следующей формуле:
Jк.т.= ∑ Аi.т.di / ∑ Ai.э.di ,
где Jк.т. — сводный индекс конкурентоспособности по техническим параметрам;
Ai.т. — значение технического параметра сравниваемого товара;
Ai.э. — значение технического параметра эталона;
di — удельный вес (коэффициент значимости) i-го параметра.
В случае отсутствия данных о том, какая модель товара признана потребителем эталоном, расчеты конкурентоспособности по техническим параметрам производятся по каждому товару в отдельности по формуле, записанной в числителе. На основании результатов расчетов в качестве эталона выбирается тот, у которого показатель максимальный. Затем производится сравнение остальных товаров с выбранным товаром-эталоном по техническим и экономическим параметрам и определяются сводные показатели конкурентоспособности.
Сводный индекс конкурентоспособности товара по экономическим параметрам рассчитывается путем сопоставления цен потребления анализируемого товара и базового образца:
Jк.э. = (Цт.di +Pэ.т.di) / (Цэ.di + Pэ.э.di)
где Jк.э — сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам;
Цт — цена сравниваемого товара;
di — удельный вес (коэффициент значимости) i-го параметра;
Рэ.т — расходы по эксплуатации сравниваемого товара;
Цэ — цена товара-эталона;
Рэ.э — расходы по эксплуатации товара-эталона. В процессе расчета индекса конкурентоспособности по экономическим параметрам пользуются одноименно измеряемыми величинами. И цена изделия, и эксплуатационные расходы имеют стоимостное выражение.
Значения технических параметров имеют сопоставимый вид и не требуют дальнейших преобразований только в случае, если они получены методом экспертных оценок.
В других случаях все технические параметры имеют собственные единицы измерения.
Среди технических параметров различаются жесткие и мягкие.
К жестким относятся параметры, которые могут быть оценены с помощью соответствующих единиц измерения. Поэтому прежде чем приступить к их взвешенному суммированию согласно формуле, необходимо привести их к относительному виду.
Мягкие параметры, характеризующие товар, не имеют определенных единиц измерения и могут быть оценены количественно только с помощью метода экспертных оценок. К ним относятся: дизайн, эргономические свойства товара, цвет, вкус, запах и т.д.
Таким образом, в приведении к сопоставимому виду нуждаются только значения жестких технических параметров.
Приведение к сопоставимому виду осуществляется следующим образом. По каждому техническому параметру значения всех товаров из рассматриваемой совокупности внимательно изучаются с целью выявления наилучшего значения, которое может быть минимальным или максимальным. Этот наилучший показатель приравнивается к единице, остальные выражаются в долях единицы. В случае если наилучший показатель максимален, то значения других делятся на его величину для перехода к сопоставимому виду. Если наилучший показатель минимален, то он делится на все остальные значения.