Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 18:58, шпаргалка

Краткое описание

1 основополагающие характеристики товара:
— ассортиментная (товароведческая);
— качественная;
— количественная

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка.docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

Естественная убыль — количественные потери, вы¬зываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении. Причинами возникновения естественной убыли (ЕУ) служат следующие процессы: испарение воды или усушка; улету¬чивание веществ; рас¬пыл (утруска, распыление); розлив (размазывание); впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; дыхание (только для товаров, являю¬щихся живыми объектами); бой стеклянной или раздавли¬вание полимерной тары.

Усушка — одна из основных причин естественной убы¬ли потребительских товаров, содержащих воду даже в не¬больших количествах. Этот процесс обусловливает 50—100% всей естественной убыли. Усушка происходит, даже если товар герметически укупорен (консервы, напитки и др.)

 

В отличие от количественных качественные потери спи¬сываются не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми.

Качественные потери — потери, обусловленные мик¬робиологическими, биологическими, биохимическими, хи¬мическими, физическими и физико-химическими процес¬сами. Перечень этих групп процессов проранжирован в убывающем порядке по мере их значимости.

Микробиологические процессы, вызывают порчу това¬ров, значительно снижают их качество, делают невозмож¬ным использование их по назначению или снижают надеж¬ность. Порча пищевых продуктов происходит вследствие разного вида брожения (маслянокислого, пропионовокислого, спиртового, уксусного, молочнокислого), гниения, ослизнения, плесневения, развития токсичных бактериозов (ботулинус, сальмонеллёз и др.). Для непродовольственных то¬варов (тканей, кожи, мехов и изделий из них) свойственно лишь плесневение. Микробиологические процессы являются одной из при¬чин биоповреждений;

Биологические процессы — повреждения (процессы), вызываемые насекомыми: молью (платяной, фруктовой, амбарной.и др.); жуками (хрущак, долгоносик и т. п.), гусе¬ницами (плодожорки яблоневая, ореховая), ли¬чинками (моли, проволочника, мухи сырной, шоколадной, морковной). Существенный урон потребительским товарам при хра¬нении причиняют мышевидные грызуны, которые поедают и загрязняют не только пищевые продукты, но и поврежда¬ют меха, кожу, ткани и изделия из них.

24Ассортимент - это достаточно большая совокупность товаров, объединенных каким-либо общим признаком (сырье, назначение, производитель и пр.), различающихся друг от друга по другим признакам. Различают промышленный и торговый, простой и сложный, комбинированный и смешанный, развернутый и укрупненный ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент представляет собой набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью промышленности или отдельнымпредприятием.

Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети. Торговая сеть — это совокупность всех торговых предприятий (оптовых и розничных), занимающихся реализацией товаров. Торговый ассортимент включает набор товаров, выпускаемых как отечественными, так и зарубежными производителями. Он отличается большим разнообразием, чем промышленный ассортимент.

Представленный на торговом предприятии ассортимент товаров  определяет его тип (универмаг, универсам) и форму торгового обслуживания. Кроме того, в магазинах одного типа, но разной торговой площади, ассортимент  будет отличаться по количеству групп  и видов товаров. В этом случае торговые предприятия будут подразделяться на универсальные и специализированные, магазины с комбинированным и  смешанным ассортиментом.

С учетом сложности различают  простой и сложный ассортимент  товаров.

Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров(овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).

Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут  составлятьсложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).

Укрупненный ассортимент определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.

Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности. Например, в магазине "Мужская одежда" реализуется комбинированный ассортимент.

Смешанный ассортимент — совокупность непродовольственных и продовольственных товаров различных групп. Смешанный ассортимент представлен, как правило, наибольшим количеством групп и видов товаров.

Основные  характеристики ассортимента товаров


Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.

Структура ассортимента

Структура ассортимента — это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.

Показатели структуры  ассортимента чаще выражают в процентах. Например, процентное соотношение сорочек, костюмов и других изделий определяет видовую структуру ассортимента в магазине "Мужская одежда".

Широта ассортимента

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн

  • где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.

Полнота ассортимента

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн

  • где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Глубина ассортимента

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн

  • где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

Устойчивость ассортимента

Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:

Ку = 1 — (Р'ф1 + Р'ф2 + ... + Р'фn / Рн × n)

  • где Р'ф1, Р'ф2,...,Р'фn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.; Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.; n — количество проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента, как правило, определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Установлено, что оптимальный коэффициент  устойчивости ассортимента должен выражаться следующими значениями: для универмагов  — 0,80; для специализированных магазинов  — 0,75.

Новизна ассортимента

Новизна характеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени и оценивается коэффициентом новизны Ко:

Ко = Ро / Рф

  • где Ро — количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед.; Рф — среднее количество разновидностей, ед.

Коэффициент новизны характеризует  степень обновления ассортимента, появление  новых изделий.

 

25Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Значение классификации товаров заключается в следующем:

  • способствует упорядочиванию терминологии;
  • позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, что создает возможности для систематизированного изучения товаров и автоматизированной обработки информации о товаре;
  • позволяет изучить и оценить структуру, полноту и рациональность ассортимента товаров, способствует формированию и совершенствованию ассортимента товаров;
  • облегчает изучение потребительских свойств товаров, позволяет устанавливать оптимальный уровень этих свойств, а также определять требования к ним;
  • позволяет разработать групповые методы измерений и оценки потребительских свойств и качества товаров;
  • группировка товаров по общности свойств служит основанием для разработки оптимальных методов упаковки, режимов хранения и транспортирования, соблюдения правил эксплуатации;
  • служит базой для совершенствования системы стандартизации товаров;
  • необходима при сертификации товаров;
  • облегчает и ускоряет организацию торгово-оперативных процессов в магазинах, определяет тип торговых предприятий, способствует повышению качества торгового обслуживания;
  • используется при организации товароснабжения;
  • способствует рациональному размещению товаров на складах и выкладке их в торговых залах магазинов;
  • способствует изучению покупательского спроса;
  • используется при составлении рекламных буклетов, каталогов, проспектов ярмарок и т. п.
    • Виды классификации товаров


    • В товароведении используется несколько видов классификации товаров: торговая, учебная, экономико-статистическая, стандартная, внешнеэкономическая.
    • Торговая классификация

    • Торговая классификация является отраслевой и используется в практике торговли. Она призвана содействовать организации и управлению торговым предприятием, совершенствованию планирования ассортимента товаров, а также рациональному размещению их в торговом зале и организации складского хозяйства.
    • В практике торговли все товары разделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные товары.
    • Учебная классификация
    • Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.
    • Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.
    • В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.
    • 27Физические свойства товаров выражаются через физические величины. Физические величины измеряются в основных, дополнительных и производных единицах измерения, устанавливаемых Международной системой единиц (СИ).
    • Общие физические свойства товаров:
    • Масса. Длина. Площадь. Объем. Температура. Теплоемкость. Теплопроводность. 
    • Масса – количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производной величине (мг, г, цт, т и др.)
    • Длина – основная физическая величина, выражаемая в метрах.
    • Площадь – производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длина и ширина).
    • Объем – производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длина, ширина, высота).
    • Температура – основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние товаров.
    • Теплоемкость – количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенный промежуток времени.
    • Теплопроводность – количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время. 
    • Специфические физические свойства товаров:
    • Механические.
    • Теплофизические.
    • Электрофизические.
    • Оптические.
    • Акустические.
    • Механические свойства – особенности товаров, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях, характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным к ним внешним силам или изменяться под воздействием. К ним относятся:
    • - прочность;
    • - твердость;
    • - упругость;
    • - эластичность;
    • - пластичность;
    • - вязкость;
    • - деформация. 
    • Теплофизические свойства – характеризуют индивидуальное термодинамическое состояние товаров. К ним относятся:
    • - температура плавления и застывания;
    • - температура замерзания. 
    • Электрофизические свойства – способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. К ним относятся:
    • - электопроводность;
    • - диэлектрическая проницаемость. 
    • Оптические свойства – способность товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К ним относятся:
    • - цвет;
    • - цветовой тон;
    • - яркость цвета;
    • - насыщенность цвета;
    • - прозрачность;
    • - преломляемость. 
    • Акустические свойства – способность товаров издавать, поглощать, проводить звук. К ним относятся:
    • - спектр звука;
    • - скорость звука;
    • - сила звука;
    • - тон звука;
    • - резонанс.

     

    28Общие характеристики: масса, длина, температура, объем, теплопроводность, теплоемкость. Специфические характери-

    стики: объемная масса, скважистость, прочность, твердость. Физические свойства: общие:

    1) масса (количество товаров в определенном объеме в кг, гр):

    а) абсолютная масса - индивидуальна для каждого единичного экземпляра;

    б) средняя масса-количество штук, для единичного экземпляра.

    2) длина - показатель качества отдельных товаров;

    3) объем - величина, характеристика для жидких товаров;

    4) температура - зависит от температур окружающей среды;

    5) теплоемкость - количество тепла, необходимое для повышения температур в объекте определенной массы. Зависит от хим. состава и температур;

    6) теплопроводность - количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины.

    Предполагается, что все товары в товарной партии как части целого обладают одинаковыми свойствами. Однако, даже имея в виду партию промышленных изделий с гарантированным качеством, можно говорить лишь об идентичности свойств отдельных экземпляров  одного наименования, произведенного на одном и том же предприятии. Частные различия между ними обусловлены  неоднородностью природного сырья, а так же рядом производственных факторов (степенью механизации и  автоматизации технологических  процессов, квалификацией персонала, качеством труда).

    Такая неоднородность требует установления определенного допустимого диапазона  количественных характеристик. Еще  сложнее обстоит дело с товарной партией, состоящей из природных  объектов: биологических или минеральных. Степень неоднородности единичных  экземпляров товаров в такой  партии возрастает многократно, поскольку  в природе не бывает двух совершенно одинаковых объектов.

    Единичные экземпляры — отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Разные экземпляры с определенной степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. Однако абсолютной равнозначности достичь невозможно, поэтому совокупность единичных экземпляров — товарная партия — отличается неоднородностью.

    Количественная характеристика товаров — совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц измерения. Характеризует удовлетворение потребности в товарах определенных размеров и в определенных количествах.

    Комплект товаров — совокупность единичных экземпляров разнородных товаров, обладающих совместимостью и/или взаимозаменяемостью и имеющих одно функциональное назначение. В комплект могут входить товары, дополняющие друг друга или заменяющие отдельные детали уже готовой продукции. Например, комплект одежды (костюм: брюки и/или юбка, пиджак), мебели (гарнитур), посуды (сервиз), запасных деталей (колеса для автомобилей, шурупы и стекла для мебели и т. п.). Кроме того, комплекты товаров невысокой степени готовности к потреблению (эксплуатации) могут состоять из отдельных деталей, предназначенных для изготовления из них готовых изделий (например, комплект деталей для корпусной мебели, раскрой для одежды и др.).

    Информация о работе Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли