Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 18:58, шпаргалка

Краткое описание

1 основополагающие характеристики товара:
— ассортиментная (товароведческая);
— качественная;
— количественная

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка.docx

— 205.62 Кб (Скачать файл)

Структура товарной маркировки


Товарная маркировка является первым информационным блоком, с которым  встречается потребитель при  покупке товара, и содержит всю  основную информацию.

При этом маркировка товаров  должна быть:

  • четкой и разборчивой, выделяться или размешаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);
  • устойчивой к воздействию климатических факторов;
  • сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;
  • достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.

В структуре маркировки можно выделить три основных элемента:

  • текст;
  • рисунок;
  • информационные знаки.

Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.

К нему предъявляются требования в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», а также ГОСТами на маркировку групп непродовольственных товаров.

Маркировка продовольственных  товаров

Должна содержать следующую  информацию:

  • наименование продукта и его вид, сорт, марку;
  • наименование страны, производителя и его адрес;
  • массу нетто или объем продукта;
  • состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
  • пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
  • условия хранения;
  • срок годности, дату изготовления;
  • способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
  • рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Маркировка непродовольственных  товаров

Должна содержать следующую  информацию:

  • наименование товара;
  • наименование страны, производителя, его адрес;
  • назначение (область использования);
  • основные свойства и характеристики;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;
  • информация о подтверждении соответствия.

Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями. Однако он не всегда присутствует на маркировке.

Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки расшифровать под силу только специалистам в области торговли. Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические.

Виды  маркировки


Маркировка бывает:

  • Производственная — маркировка, наносимая предприятием — изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию;
  • Торговая — маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг).
  • 20Информационные знаки (ИЗ) – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационные знаки характерны в основном для производственной маркировки. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.
  • Информационным знакам свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость.
  • Краткость обусловлена тем, что в качестве информационных знаков могут выступать отдельные слова, буквы, цифры, рисунки и другие символы.
  • Выразительность и наглядность информационных знаков обусловливаются их формой, цветом, сочетанием отдельных символов, соответствующим определенным эстетическим требованиям потребителей. При этом некоторые фирмы, нацеленные на конкретный сегмент потребителей, стремятся в своих фирменных знаках учитывать именно их интересы. Например, информационные знаки на спортивных товарах, одежде и обуви для молодежи содержат символы известных спортивных обществ, команд и т.д.
  • Быстрая узнаваемость информационных знаков достигается путем применения общепринятых символов, изображения которых зачастую расшифровываются без специальных знаний. Этим отличаются международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий.
  • Товарный знак – обозначение, по которому можно отличить товар одного производителя от другого. Товарный знак регистрируется патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков, и знаков обслуживания Российской Федерации (Закон РФ «О товарных знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г.).

Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ

Экологические знаки наносятся  на те товары, которые могут нанести вред окружающей среде при производстве, использовании, утилизации и захоронении товара.

Экологический знак "Зеленая  точка" (рис. 6 а) применяется в  системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает  на возможность ее переработки или  возврата. Продукция, маркированная  знаком "Голубой ангел" (рис. 6 б), соответствует установленным требованиям, выполнение которых гарантирует  экологическую безопасность. Другие экологические знаки информируют  потребителя о различных показателях  экологических свойств реализуемых  товаров, что нередко служит основным критерием их выбора.

21Упаковка - это вместилище или оболочка товара. Она может быть однослойной и многослойной. Внутренняя упаковка - непосредственное вместилище товаров. Так, для одеколона, духов внутренней упаковкой служит бутылка, в которую они налиты. Внешняя упаковка - материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке материала к непосредственному использованию. Под транспортной упаковкой (тарой) имеют в виду вместилище, необходимое для хранения, идентификации или транспортировки товара. И, наконец, неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием товара, нанесенные на саму упаковку или вложенные в нее.

На  первый взгляд, упаковка товара имеет весьма узкое назначение - предохранить товары от порчи и повреждений. Это ошибочное представление о роли упаковки, опирающееся на имеющуюся практику у нас в стране в условиях дефицитногорынка.  В условиях развитого  рынка  роль упаковки многопланова, причем она все более повышается.

Основное назначение упаковки состоит в следующем:

  • предохранять товары от порчи и повреждений;
  • обеспечить создание рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров;
  • предоставить возможность формирования рациональных единиц для их складирования;
  • обеспечить создание оптимальных - по весу и объему - единиц для продажи товара;
  • быть важным носителем рекламы.

Функции упаковки (табл.1) начинают формироваться уже на этапе создания и производства товара. Их действие распространяется на весь путь следования товара - отпроизводителя до потребителя. Упаковка перестает выполнять свои функции в тот момент, когда покупатель вынимает из нее товар и уничтожает ее. Любая упаковка является фактором расходов, связанных с производством товаров. Величина издержек на упаковку должна находиться в разумной пропорции к стоимости товара.

Одна из важнейших функций упаковки - предохранение товара от повреждений, поскольку изготовитель получит  полную продажную цену только тогда, когда в руки покупателя товар поступит в безупречном и неповрежденном виде. На выбор упаковки и упаковочного материала влияют: чувствительность упакованного продукта; виды возможных повреждений во время транспортировки и складирования; действующие законы и предписания по транспортировке и складированию конкретного товара.

22Хранение — этап обращения товара, который должен проходить в условиях, обеспечивающих минимальное изменение его количества и качества.

Создание запасов товаров народного  потребления является не целесообразным, но вынужденным пребыванием готовой  продукции в сфере обращения. Это явление обусловлено необходимостью непрерывности процесса производства, постоянного обеспечения населения  всеми требуемыми для жизни предметами потребления и образования резервов. Объем и ассортиментная структура  товарных запасов определяются, с  одной стороны, объемом и структурой производства товаров, а с другой — объемом и структуройпокупательского спроса. Правильное планирование и нормирование товарных запасов обеспечивают бесперебойное снабжение потребителей, предотвращают образование излишних, сверхнормативных запасов, а также способствуют ускорению их оборачиваемости.

Товарные запасы могут находиться на прифабричных складах промышленных предприятий или в районах  заготовок сельскохозяйственных продуктов; на базах и складах оптовой  торговли; в розничных торговых организациях и предприятиях; в пути.

В самом начале процесса перехода к рыночным отношениям торговые предприятия  создавали максимальные запасы товаров, в результате чего нередко нарушались сроки их реализации, а их оборачиваемость  резко снижалась. В настоящее  время вопросы хранения приобретают  важнейшее экономическое значение, особенно это касается продовольственных  товаров. По официальным данным, потери сельскохозяйственных продуктов в процессе их уборки, транспортирования и хранения составляют от 40 до 50 %.

В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на две группы:

скоропортящиеся — отличаются высоким  содержанием воды, их длительное хранение возможно только с применением каких-либо способов консервирования.

 

Естественная убыль — товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими уменьшение количества товаров. 

 

Метод хранения — совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигиенического режимов, а также способов их размещения и обработки.

Нормы естественной убыли — предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативным документом по конкретному виду товара.

Правило товарного соседства — требование к совместному содержанию товаров с одинаковым режимом хранения, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами; основано на принципе совместимости разных товаров, которые не оказывают взаимного вредного воздействия.

Режим хранения — совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров.

Тара — упаковка, представляющая собой изделие для размещения и пространственного перемещения продукции. Тара бывает потребительской, производственной и транспортной.

Тара потребительская — тара, поступающая к потребителю с продукцией и не выполняющая функцию транспортной тары.

Транспортная тара — тара, образующая самостоятельную транспортную единицу.

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду — от загрязнений.

Условия хранения — совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в складских помещениях.

Хранение — этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого — обеспечение сохранности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями

23Товарные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характе¬ристик товара в натуральном выражении.

Материальные потери — потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик  в денеж¬ном выражении. Эти две группы потерь взаимосвязаны, но товарные потери являются первичными, а материальные — вторич¬ными, следствием товарных потерь. Товарные потери делятся по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы —количествен¬ные и качественные.

Качественные (нормируемые) потери

Количественные потери — уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой подгруппы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происхо¬дящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их еще называют естест¬венными, а по порядку списания — нормируемыми. Количественные, или естественные, потери относятся к неизбежным. Их можно снизить или изменить место их возникновения путем целенаправленного регулирования факторов внешней или внутренней среды товара, но невоз¬можно исключить полностью. Этим объясняется установ¬ление норм естественных потерь. Количественные потери в зависимости от причин воз¬никновения, делятся на два вида — естественная убыль и предреализационные потери.

Информация о работе Организация продажи товаров в предприятиях розничной торговли