Оснащение торговых залов торговым оборудованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Торговые помещения и оборудование занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Оборудование, площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы. Все помещения и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Размещение оборудования и помещений , и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования

Содержание

Введение – 2.
1.Общие требования к устройству, планировке и оборудованию магазинов- 5.
1.1 Требования, предъявляемые к устройству и оформлению магазинов -5.
1.2 Состав помещений магазина, их планировка и взаимосвязь - 8.
1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования - 11.
2. Торговое оборудование для продуктового магазина - 18.
2.1 Значение и классификация торгового оборудования - 21.
2.2 Требования, предъявляемые к торговой мебели - 22.
3. Торговое оборудование, её типы, назначение особенности устройства и применения - 24.
3.1 Торговое оборудование торговых залов для продовольственного магазина - 26.
3.2 Торговый инвентарь - 28.
4. Холодильное оборудование для торгового зала, характеристика - 35.
4.1 Холодильные шкафы - 35.
4.2 Холодильные прилавки и прилавки витрины - 37.
4.3 Холодильные лари - 39.
4.4 Холодильные витрины - 41.
4.5 Холодильные камеры - 43.
5. Измерительное оборудование - 43.
5.1 Понятие, группы измерительного оборудования - 44.
5.2 Назначение и классификация весоизмерительного оборудования - 44.
5.3 Требования, предъявляемые к торговым весам - 48.
6. Освещение торговых залов продовольственных магазинов - 49.
6.1 Общий уровень освещенности торгового зала - 50.
6.2 Особенности освещения различных групп продуктов питания - 52.
7. Требования пожарной безопасности к магазинам - 54.
7.1 Ответственность арендатора и арендодателя за пожарную безопасность-56.
7.2 Требования пожарной безопасности в торговых центрах - 57.
7.3 Противопожарный инвентарь - 57.
8. Системы безопасности - 58.
Заключение - 60.
Список использованных источников - 62.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 2.00 Мб (Скачать файл)

- проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

- помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

- расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

 Торговые помещения должны проектироваться с учетом применения прогрессивных методов продажи товаров; обеспечения их эффективного использования; выполнения противопожарных требований по эвакуации; решения интерьеров на высоком художественном уровне.

 Прогрессивные методы продажи товаров оказывают серьезное влияние на проектирование торговых залов магазинов.

 Размещение оборудования в торговом зале, организация расчета с покупателями, положение входов-выходов, лестничных клеток, открытых лестниц, пандусов и основных эвакуационных проходов должны соответствовать применяемым методам продажи.

 При использовании самообслуживания в процессе проектирования следует предусмотреть организацию единого централизованного расчетного узла, площади для хранения личных вещей покупателей, инвентарных корзин и тележек.

 Иные подходы проектирования магазинов диктует использование торговли по образцам (мебель, бытовая техника, крупногабаритные строительные материалы, обои, ткани и др.). Следует создать максимальные удобства для размещения большого разнообразия образцов, наилучшего их показа, рекламы, условия для ознакомления с ними, хранения рабочего запаса, доставки купленных товаров на дом. При этом приходится значительную часть торгового зала предоставлять для выставки образцов (выставочные салоны). Проектирование магазинов-салонов повышает эффективность розничной торговли некоторых видов товаров.

Когда проектируется магазин с  традиционными методами продажи  через прилавок, необходимо обратить внимание на организацию расчетов с  покупателями: либо с оплатой покупки  у продавца-кассира, либо через централизованный расчетный узел.

 Важнейшими требованиями к устройству и планировке торгового зала являются: (см.прил. 1)

- свободное движение покупательского потока с учетом его плотности, обеспеченное рациональным размещением торгового оборудования и достаточной шириной проходов;

- наличие кратчайших путей движения товаров с мест хранения в места продажи,

- хорошо  просматриваемый торговый зал,

- использование рекламных средств и символов, а также планировочных решений торгового зала для быстрой ориентации покупателей в торговом зале.

 Планировочное решение торгового зала должно учитывать требования, обеспечивающие эвакуацию и возможность в дальнейшем увеличить площадь зала за счет торговых залов.

 Большое внимание уделяется соблюдению требований безопасности, обеспечению возможности эвакуации из торгового зала: ширине эвакуационных проходов и выходов, расположению расчетных касс и т. д.

 1.3 Технологические планировки торговых залов магазинов, расстановка оборудования.

 Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.  (см. прил. 4 ).                                                                                                                                                                                           

- четкую ориентацию покупателей в торговом зале;

- рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;

 - сокращение времени на приобретение товаров;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

- широкий ассортимент товаров и удобства при совершении покупки;

                                                                                                                                                                                 - эффективное использование торговых площадей ;

- удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.

 Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную, боксовую, выставочную, смешанную.

 Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м - с поперечным размещением.

 Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует "вписывать" в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

 Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции (отделы) в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной .

 Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача - показать товар, обратить внимание на все его преимущества.

 Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.

Расстановка оборудования в торговых залах магазинов самообслуживания имеет свои особенности:

 -она должна обеспечить свободный доступ к товарам;

-входящие и выходящие  потоки должны быть разделены  путем рационального размещения  входов, выходов, узла расчета,  торгового оборудования, товарного  ассортимента;

-должен быть рационально спроектирован рекламный проект магазина, немая справка, способствующая информационному обеспечению покупателей;

-должны быть обеспечены просматриваемость  торгового зала и система сохранности  товаров.

 Если в магазине самообслуживания имеется отдел с прилавком обслуживания, для него предусматривается обособленное место в удалении от контролеров-кассиров зала самообслуживания.

 При размещении узлов расчета между кассовыми кабинами необходимо иметь проходы 0,6 м. Количество касс, площадь узла расчета, его планировка должны иметь достаточную пропускную способность, при которой не образуются очереди и исключены встречные потоки покупателей. Для продовольственных магазинов рекомендуется один кассовый аппарат на каждые 100 м торгового зала, в непродовольственных магазинах - на каждые 60 м2. Эти нормы могут быть скорректированы с учетом интенсивности покупательских потоков .

 Разрабатывая технологический проект магазина, целесообразно предусмотреть механизацию торговых процессов. Для этого более рациональной будет такая планировка, когда все операционные помещения размещены на одном уровне, что исключает необходимость вертикального перемещения грузов. Для разгрузки товаров целесообразно иметь разгрузочные рампы (площадки) шириной 3-6 м, высотой 1,2 м, чтобы автомобиль мог разгружаться без специальных уравнительных приспособлений.

 Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

 Установочная площадь определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций (примерочных кабин и др.). По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

 Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала.         

          S y

Ку=, ___________________                 (1.1)          

          S т.з.

где Ку - коэффициент установочной площади;

Sy - установочная площадь,  м2;

Sт.з - площадь торгового  зала, м2.

 Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32; в универмагах-0,29; в магазинах обуви-0,33; одежда-0,28; хозтовары-0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала .

 Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

 Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

 Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:        

          S эксп.

Кэксп.=__________________, (1.2)        

          S т.з.

где Кэксп. - коэффициент  использования площади торгового  зала под выкладку товаров;

Sэксп. - площадь выкладки  товаров, м2;

Sт.з. - площадь торгового  зала,м2.

 Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75%

Часть площади торгового  зала отводится под зоны для проходов покупателей. При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность  покупательского потока (таблица 1.1)

Таблица 1.1. Рекомендуемая  ширина проходов между оборудованием в торговом зале

Проходы между оборудованием  в торговом зале

Ширина, м

1. Проход для покупателей  в торговый зал

2. Между параллельно  расположенными островными горками

3. Между островными  горками и пристенными и охлаждаемым оборудованием

4. Между прилавками  и оборудованием за прилавком

1.7; 1.5

1.4; 1.2

 

2.0; 1.5

0.9; 1.2

 


 В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

Информация о работе Оснащение торговых залов торговым оборудованием