Совершенствование организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:27, диссертация

Краткое описание

Цель исследования: определить современное состояние и характерные тенденции в сфере уголовно-процессуальных правовых отношений, связанных с участием потерпевшего, заявителя, жертвы преступления, и регламентирующих их уголовно-правовых норм.
Задачи исследования:
1) Провести рассмотрение понятия «потерпевший», более детальное изучение и предложение мер по совершенствованию законодательства;
2) Исследовать процессуальные средства защиты прав и законных интересов потерпевшего в российском уголовном процессе;
3) Исследовать уголовно-процессуальную ответственность потерпевших в российском уголовном процессе;
4) Внести предложения по укреплению уголовно-процессуального законодательства и законодательства, связанного с укреплением законности и правопорядка в сфере соблюдения законности.

Содержание

Введение.
Глава 1. Потерпевший - полноправный участник уголовного судопроизводства в РФ.
1.1.Правовые основы статуса потерпевшего в РФ.
1.2.Принципы уголовного процесса, определяющие правовое положение потерпевшего.
Глава 2. Участие потерпевшего в досудебном производстве в уголовно-процессуальном праве РФ.
2.1. Правовое положение лица, заявившего в отношении него о преступлении, в стадии возбуждения уголовного дела.
2.2. Участие потерпевшего в стадии предварительного расследования.
Глава 3. Участие потерпевшего в судебном производстве в уголовно-процессуальном праве РФ.
3.1. Участие потерпевшего в производстве суда I инстанции.
3.2. Участие потерпевшего на последующих стадиях судебного производства.
Глава 4. Правовой статус жертвы преступления в уголовном процессе зарубежных стран.
4.1. Англия.
4.2. США.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

АНЮТА. ДИССЕРТАЦИЯ..doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

     Лицо  не перестаёт быть потерпевшим от того, что преступление против него совершили представители правоохранительных органов: работники милиции, дознаватели, следователи, прокуроры, судьи и т. п. Напротив, таких лиц, которые претерпели от преступлений, совершённых «блюстителями порядка», следовало бы отнести к особому разряду потерпевших, поскольку их необходимо защищать не от простых преступников, но от преступников, облечённых государственной властью, имеющих определённые привилегии или иммунитет от уголовного преследования.6

     Поэтому все потерпевшие  по тяжести их процессуально-правового положения  могут быть условно подразделены на две категории: защищаемые представителями  правоохранительных органов от обычных  преступников и защищаемые адвокатами-защитниками  от «должностных лиц», официально представляющих правоохранительные органы. Следует отметить, что жертвами преступлений, которые ежедневно совершаются должностными лицами государства, становятся десятки тысяч граждан России и проживающих в ней иностранцев. Жертвы сотрудников правоохранительных органов и судебного произвола являются наиболее уязвимыми жертвами, поскольку их должны защищать «свои от своих», что административно и психологически весьма проблематично.

     Во всех случаях  всем, без исключения, потерпевшим должна быть законодательно гарантирована обязательная и при необходимости бесплатная защита их человеческого достоинства, личной безопасности и конституционных прав.

     О признании лица потерпевшим, дознаватель, следователь, прокурор и судья выносят  мотивированное постановление, а суд – определение. С момента вынесения такого постановления (определения) лицо приобретает статус потерпевшего, а также соответствующий круг прав и обязанностей.

     Потерпевший имеет право:

     1) знать о предъявленном обвиняемому  обвинении;

     2) давать показания;

     3) отказаться свидетельствовать против  самого себя, своего супруга и  близких родственников, круг которых  определен ст. 5 УПК РФ. При согласии  потерпевшего дать показания  он должен быть предупрежден  о том, что его показания  могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

     4) представлять доказательства;

     5) заявлять ходатайства и отводы;

     6) давать показания на родном  языке или языке, которым владеет;

     7) пользоваться помощью переводчика  бесплатно;

     8) иметь представителя;

     9) участвовать с разрешения следователя  или дознавателя в следственных  действиях, проводимых по его  ходатайству либо ходатайству  его представителя;

     10) знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с его участием, и подавать на них замечания;

     11) знакомиться с постановлением  о назначении судебной экспертизы  и заключением эксперта, если  экспертиза производилась в его  отношении (ч. 2 ст. 198 УПК РФ);

     12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В том случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, то каждый из них вправе знакомиться с уголовным делом только в части, касающейся причинения ему вреда;

     13) получать копии постановлений  о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или  об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора, решений суда апелляционной и кассационной инстанций;

     14) участвовать в судебном разбирательстве  уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций;

     15) выступать в судебных прениях;

     16) поддерживать обвинение;

     17) знакомиться с протоколом судебного  заседания и подавать на него  замечания;

     18) приносить жалобы на действия  и решения дознавателя, следователя,  прокурора и суда;

     19) обжаловать приговор, определение, постановления суда;

     20) знать о принесенных по уголовному  делу жалобах и представлениях  и подавать на них возражения;

     21) ходатайствовать о применении  мер безопасности.

     В соответствии с Федеральным Законом  «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ в отношении потерпевшего (свидетеля, частного обвинителя, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их защитников и законных представителей, осужденного, оправданного, а также лица, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педагога и психолога, гражданского истца, гражданского ответчика, законных представителей, представителей потерпевшего, представителей гражданского истца и гражданского ответчика, а также частного обвинителя) могут осуществляться следующие меры обеспечения безопасности как его лично, так и его родственников: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (т.е. использование вместо действительных данных о личности, псевдонима и вымышленного места жительства); переселение на другое место жительства (в том числе и в другой регион страны); замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (ст. 6 Закона).

     Потерпевшему  обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно правилам, установленным ст. 131 УПК РФ. Указанные расходы возмещаются потерпевшему за счет обвиняемого (а после вынесения приговора – осужденного). Если дело было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам, или обвиняемый был оправдан, указанные суммы выплачиваются из средств федерального бюджета (федеральное казначейство).7

     Наряду  с правами, потерпевший имеет  и определенные ограничения. Так, он не вправе: уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд; давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, предусмотренном ст. 161 УПК РФ.

     При неявке потерпевшего по вызову без  уважительных причин он может быть подвергнут принудительному приводу.

     За  отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний и за разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет уголовную ответственность.

     По  уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, описанные права потерпевшего, переходят к одному из его близких родственников.

     В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель.

     Участие в уголовном деле законного представителя  и представителя потерпевшего не лишает самого потерпевшего прав, предусмотренных  уголовно-процессуальным законом.

     В том случае, если потерпевшим является несовершеннолетний, либо лицо, которое из-за физического или психического недостатка не в состоянии само защищать свои интересы, в этом случае уголовное дело частного обвинения возбуждается по заявлению его законного представителя (родители, опекуны, попечители, работники администрации специализированного детского учреждения, либо органа опеки и попечительства).

     Ст. 20 УПК РФ гласит, что:

     «1. В зависимости от характера и  тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

     2. Уголовные дела о преступлениях,  предусмотренных статьями 115 частью  первой, 116 частью первой, 129 частью  первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой ст. 20 УПК РФ, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

     3. Уголовные дела о преступлениях,  предусмотренных статьями 131 частью  первой, 132 частью первой, 136 частью  первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частно - публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 УПК РФ.

     4. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия  прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК РФ, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния, либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны».8

     В связи с примирением сторон такое  дело может быть прекращено только с согласия законного представителя.

     Актуальной  является проблема, отмеченная в научной  литературе – «лица, которые были незаконно или преступно привлечены к уголовной ответственности, арестованы, заключены под стражу, приговорены  и осуждены на длительные сроки лишения свободы, редко могут добиться своей реабилитации и получить моральную и материальную компенсацию за причиненный им вред. Ведь действующее российское  законодательство, и тем более правоохранительная практика, обычно именуют все такие преступления, совершённые дознавателями, следователями, прокурорами и судьями, не иначе, как дисциплинарными правонарушениями и судебно-процессуальными ошибками, за которые они фактически не несут серьёзной юридической ответственности».9

     Получается  так, что, с одной стороны, лёгкость совершения правоохранителями таких преступлений и, с другой стороны, трудность их раскрытия и наказания сотрудников правоохранительных органов создаёт такое положение, при котором господствует вседозволенность и безнаказанность «оборотней в погонах».

     Законодатель  должен предусмотреть несколько  иной порядок уголовно-процессуального  расследования преступлений, которые  совершены работниками правоохранительных органов государства. При расследовании  преступных деяний должностных лиц было бы вполне правомерно и целесообразно после возбуждения уголовного дела против «должностных преступников» безотлагательно и временно лишить последних всех их юридических и фактических привилегий, чтобы процессуально уравнять их с обиженными ими потерпевшими в уголовном судопроизводстве.10

     В российском уголовно-процессуальном законодательстве вопросы реабилитации жертв должностных  преступлений, которые официально именуются  «реабилитированными», урегулированы  в главе 18 статьями 133-139 УПК РФ.

Информация о работе Совершенствование организационной культуры