Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 15:27, диссертация
Цель исследования: определить современное состояние и характерные тенденции в сфере уголовно-процессуальных правовых отношений, связанных с участием потерпевшего, заявителя, жертвы преступления, и регламентирующих их уголовно-правовых норм.
Задачи исследования:
1) Провести рассмотрение понятия «потерпевший», более детальное изучение и предложение мер по совершенствованию законодательства;
2) Исследовать процессуальные средства защиты прав и законных интересов потерпевшего в российском уголовном процессе;
3) Исследовать уголовно-процессуальную ответственность потерпевших в российском уголовном процессе;
4) Внести предложения по укреплению уголовно-процессуального законодательства и законодательства, связанного с укреплением законности и правопорядка в сфере соблюдения законности.
Введение.
Глава 1. Потерпевший - полноправный участник уголовного судопроизводства в РФ.
1.1.Правовые основы статуса потерпевшего в РФ.
1.2.Принципы уголовного процесса, определяющие правовое положение потерпевшего.
Глава 2. Участие потерпевшего в досудебном производстве в уголовно-процессуальном праве РФ.
2.1. Правовое положение лица, заявившего в отношении него о преступлении, в стадии возбуждения уголовного дела.
2.2. Участие потерпевшего в стадии предварительного расследования.
Глава 3. Участие потерпевшего в судебном производстве в уголовно-процессуальном праве РФ.
3.1. Участие потерпевшего в производстве суда I инстанции.
3.2. Участие потерпевшего на последующих стадиях судебного производства.
Глава 4. Правовой статус жертвы преступления в уголовном процессе зарубежных стран.
4.1. Англия.
4.2. США.
Заключение.
Список использованной литературы.
Одной из таких проблем является защита потерпевших от посткриминального воздействия. Необходимо отметить, что в последние годы данной теме учеными-процессуалистами (Л.В. Брусницыным, О.А. Зайцевым, А.Ю. Епихиным и др.) уделяется много внимания. По данным ВНИИ МВД России, 60 % граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, т.к. большинство из них опасаются мести преступников. Наличие норм о применении к потерпевшему и к его близким мер безопасности (ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч. 5 ст. 278 УПК РФ), безусловно, является достоинством УПК РФ. Но эти меры не всегда способны полностью оградить потерпевших от угроз, насилия. Требуется комплексный подход к обеспечению безопасности участников уголовного процесса.
Положительным моментом является то, что после долгих дискуссий был принят Федеральный закон от 20.08.2004. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в ст. 6 которого перечислены меры безопасности, не названные в УПК РФ: личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности и др.
Проблема оказания потерпевшим в уголовном процессе юридической помощи тоже является, по нашему мнению, актуальной.
Некоторые авторы считают целесообразным обеспечивать потерпевших юристом за счет государства, как это делается в отношении обвиняемых и подозреваемых. Такое предложение обосновано результатами опроса бывших потерпевших по рассмотренным судами уголовным делам. По некоторым данным, только 3,8 % потерпевших имели представителей, да и то, как правило, в суде. Остальные 96,2 % обходились своими слабыми возможностями по причине малой правовой осведомленности. Но даже отмеченное малое число потерпевших, имевших представителей, лишь в 66,7 % случаев осталось довольным их деятельностью. Ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» предполагает оказание бесплатной юридической помощи только для определенных категорий граждан, в числе которых потерпевших от преступлений нет (если, конечно, потерпевший не является ветераном ВОВ или несовершеннолетним, находящимся в учреждениях профилактики безнадзорности и правонарушений). Приглашение юриста за счет государства не даст положительного эффекта, т.к. представитель не будет заинтересован работать в полную силу за минимальное вознаграждение. Об этом свидетельствует практика назначения защитников обвиняемым и подозреваемым за счет государства, когда многие адвокаты только формально участвуют в процессе.
Согласно ст. 45 УПК РФ представителями потерпевшего могут быть адвокаты, а при производстве у мирового судьи в качестве представителей потерпевшего по его ходатайству могут быть допущены и другие лица.
Такая формулировка вызвала неоднозначное толкование у правоприменителей, возник закономерный вопрос: только ли адвокаты могут быть представителями потерпевших? Ч. 1 ст. 45 УПК РФ по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителями потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе могут быть иные – помимо адвокатов – лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший (гражданский истец). И это вполне справедливо, учитывая, что нередко представители, не являющиеся членами адвокатских объединений, оказывают более качественную юридическую помощь. В ряде случаев адвокаты отказывают потерпевшим в предоставлении помощи, не желая работать по «дешевым делам», или берутся за дело с крайней неохотой. В такой ситуации представлять интересы потерпевшего могут, например, юристы правозащитных общественных организаций, специализирующихся на оказании помощи жертвам преступлений. Думается, что в целях более четкой законодательной регламентации прав потерпевшего в дальнейшем следует внести поправку в ч. 1 ст. 45 УПК РФ.
Потерпевший, будучи стороной в уголовном процессе, одновременно является носителем важнейшей доказательственной информации, чей допрос в судебном заседании играет огромную роль. По делам публичного и частно-публичного обвинения решается вопрос о возможности продолжения судебного разбирательства в отсутствие данного участника процесса или об отложении его. Данный вопрос решается с учетом позиции других участников процесса в отношении именно этих важнейших обстоятельств, а также того, принимает ли в судебном разбирательстве участие государственный обвинитель. Рассмотрение уголовного дела судом первой инстанции в отсутствие потерпевшего, который должным образом не извещен о дне слушания дела, расценивается как нарушение законного права на участие стороны в судебном разбирательстве и на кассационное обжалование судебного приговора.45
Неявка потерпевшего по делу частного обвинения, как следует из ст. 249 УПК РФ, влечет прекращение уголовного дела, если суд убедится, что потерпевший не явился в судебное заседание без уважительной причины.
Согласно ст. 268 УПК РФ разъяснение потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику их прав производится в следующем порядке.
Ст.
268 УПК РФ устанавливает обязанность
председательствующего в
Право на примирение потерпевшего с подсудимым может быть использовано им в любой момент судебного разбирательства вплоть до момента удаления судьи в совещательную комнату для постановления приговора.
Согласно ст. 277 УПК РФ определяет порядок проведения допроса потерпевшего. Ст. 277 УПК РФ в ч. 1 носит отсылочный характер, указывая на то, что потерпевшие в судебном заседании допрашиваются по основным правилам, установленным для допроса свидетелей, а ч. 2 ст. 277 УПК РФ напоминает, что потерпевший является не только носителем доказательственной информации, но и стороной в уголовном процессе, поэтому он может давать показания не только в момент, заранее определенный порядком исследования доказательств, но и в любой момент судебного следствия, когда сочтет это необходимым с учетом своих интересов.46
Согласно ст. 45 УПК РФ представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя должны действовать только в интересах представляемых, но не во вред им.
В ст. 45 УПК РФ речь идет как о представителях по соглашению (договорном представительстве), так и о законных представителях (в силу прямого указания закона). Из числа лиц, которые могут быть законными представителями, в ст. 45 УПК РФ прямо упоминаются только близкие родственники. Здесь надо иметь в виду всех лиц, которые названы в п.4 ст. 5 УПК РФ.
Представители
допускаются к участию в деле
после подтверждения своих
Объем прав представителей является производным от прав представляемого лица. Представители вправе осуществлять практически все права, которые имеют субъекты, чьи интересы они представляют, за исключением прав, которые носят личный характер, - права давать показания, права на примирение с обвиняемым, права на заключение мирового соглашения или отказа от иска. Представитель потерпевшего участвует в процессе наряду с самим потерпевшим, а представители гражданского истца и гражданского ответчика могут действовать как наряду с ними, так и вместо них.
Законные представители участвуют в деле для защиты интересов лиц недееспособных или не обладающих дееспособностью в полном объеме (несовершеннолетних), а также лиц, признанных в установленном порядке ограниченно дееспособными. Особенность участия в деле законных представителей состоит в том, что они могут быть допрошены в качестве свидетелей.
Согласно ч.4 ст. 45 УПК РФ потерпевший, лично участвуя в деле, может иметь представителя. Однако это общее правило недостаточно последовательно выражено в частных предписаниях.
В
соответствии со ст. 225 УПК РФ потерпевший
и его представитель при
Свидетели и потерпевшие могут привлекаться к уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования, если предупреждались в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения (ст. 310 УК РФ), за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания.
Кроме
уголовно-процессуальных правонарушений
в форме преступлений свидетели
и потерпевшие могут
В данном случае возможные составы уголовно-процессуальных правонарушений не оговариваются, а в статье 117 УПК РФ, следовательно, содержится выделенная не конкретизированная санкция.
В
ст. 258 УПК РФ установлена уголовно-
Выводы.
На основании проведенного исследования необходимо сделать ряд выводов.
Необходимо
перечислить права и
Подводя
итог сказанному, следует отметить, что
согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы международного права
являются составной частью российской
системы права. Более того, в ст. 15 Конституция
РФ указывается, что общепризнанные принципы
и нормы международного права, содержащиеся
в ратифицированных Россией международных
договорах, имеют преимущество перед внутригосударственными
законами. В 1998 г. Россия присоединилась
к Европейской системе охраны прав человека,
включающей в себя не только обязанность
охранять и соблюдать зафиксированные
в Конвенции права и свободы, но и признание
юрисдикции Европейского Суда по правам
человека.
Глава 4. Правовой статус жертвы преступления в уголовном процессе зарубежных стран.
4.1. Англия.
Во многих международно-правовых документах понятие «потерпевший» обозначается термином «жертва преступления». Так, например, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью, принятая резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г., дает своё определение «жертв преступлений».
Согласно
этому международно-правовому
На уровне международного права четко различаются жертвы преступлений, которые совершены со стороны как обычных лиц, или так называемых рядовых граждан, так и со стороны должностных лиц, которые наделены государственной властью.
Специфика правового положения потерпевшего в Великобритании стране, помимо всего прочего, связана с потенциальными трудностями, создаваемыми самой структурой правоохранительных органов. В процессе рассмотрения его дела потерпевший «перемещается» между разными звеньями этой сложной системы. Сначала расследованием его дела занимается полиция, она допрашивает потерпевшего и протоколирует его показания (впоследствии можно попросить служащих полиции присутствовать в суде в качестве свидетелей преступления, если заявление потерпевшего оспаривается в суде). Однако, когда дело передается полицией в суд, оно попадает в ведение Суда Королевской Скамьи или Прокуратуры Короны, которые занимаются своим расследованием и, конечно, не зависят от мнения полиции.
Информация о работе Совершенствование организационной культуры