Эффективная корпоративная культура как фактор успеха компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

В отечественной экономической литературе последних десятилетий вряд ли можно найти более распространенное понятие, чем эффективность. Ему посвящено множество научных трудов и исследований. Даны общие и множество частных трактовок этого понятия, рассмотрены основы его формирования и предложены различные методы измерения. Иногда ему придавался и типично лозунговый характер.

Вложенные файлы: 1 файл

Как часто нам приходилось слышать.docx

— 504.87 Кб (Скачать файл)

AGA. Шведская компания, один из мировых лидеров по производству промышленных газов. Численность сотрудников — свыше 10 000 человек, филиалы находятся в 40 странах мира. 350 сотрудников работают в российском филиале.

Alfa Laval. Производит оборудование для молочной промышленности. 13 800 сотрудников в 50 странах мира, в российском филиале работают 300 человек. Дополнительным направлением деятельности компании является производство теплообогревателей, которое рассматривается как перспективное.

AssiDoman. Одна из крупнейших в Европе лесохозяйственных компаний. 18 000 сотрудников. Основное направление деятельности на Северо-Западе России — производство рифленого картона. Численность сотрудников российского филиала — 80 человек.

Lift. Крупная компания по производству и обслуживанию элеваторов. Филиал международной компании, в которой работают свыше 200 000 человек. Lift Moscow производит только маленькие грузоподъемники для жилого использования. Основным покупателем является местное правительство, имеющее ограниченные ресурсы. Компания по необходимости прибегает к бартеру, что вызывает серьезные трудности в ведении бизнеса.

В результате исследования были получены оценки параметров организационной  культуры компаний, которые представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Обобщенные оценки параметров организационной культуры иностранных компаний, действующих в России

Компания

Вовлеченность

Согласованность

Адаптивность

Миссия

Общие результаты

AGA

низкая

низкая

низкая

низкая

низкие

Lift

низкая

высокая

средняя

средняя

низкие

Alfa Laval

высокая

низкая

высокая

средняя

средние

AssiDoman

средняя

средняя

высокая

высокая

высокие


Вовлеченность. Рабочим компании, принявшей участие в исследовании, было предложено выбрать между дополнительной выплатой, равной их месячной зарплате, или возможностью посетить высококачественный однонедельный тренинг. Большинство сотрудников сделали выбор в пользу дополнительного обучения. Это отражает высокую значимость для них возможности развития.

В компании AGA четко прослеживаются две субкультуры. Первая — это субкультура менеджеров высшего звена, а также сотрудников отдела продаж и финансового отдела. Они в большинстве своем являются молодыми, новыми для компании работниками, высокомотивированными и открытыми нетрадиционным стилям управления. Вторая — субкультура сотрудников производственного отдела, людей старшего возраста, которые работают в компании не один год. Их устраивает существующий уровень оплаты труда, они не стремятся к изменениям. Обе группы высокомотивированы быть членами подгрупп, но не ассоциируют себя с компанией в целом. Они также склонны видеть причину неэффективности компании в деятельности другой группы.

Согласованность. AGA и Alfa Laval имеют серьезные проблемы с координацией и интеграцией, обусловленные неодинаковым отношением работников к функциональным обязанностям и неразвитыми коммуникациями между отделами. В каждой компании были заданы вопросы о ключевых ценностях организации. В целом ответы продемонстрировали высокую значимость этих ценностей для рабочих. В то же время в некоторых ответах отражалось стремление к обеспечению полноты и неприкосновенности существующей авторитарной модели управления.

Адаптивность. Адаптивность является критическим параметром российского бизнеса. Наиболее интересные формы адаптации наблюдались в Alfa Laval и Lift. Для того чтобы выжить в сложных экономических условиях, Alfa Laval быстро изменила фокус деятельности с производства оборудования для молочной промышленности на производство теплообогревателей. Lift был вынужден изменить первоначальную концепцию производства, продажи и обслуживания элеваторов в России и сконцентрироваться на обслуживании элеваторов любого производителя. В этих компаниях хорошо понимают важность адаптивности, в них активно ведется деятельность, связанная с организационными изменениями[93].

В AssiDoman открытость изменениям является ключевым критерием отбора новых сотрудников.

Миссия. Из-за непредсказуемости и неопределенности деловой российской среды компаниям достаточно трудно сформулировать миссию.

Alfa Laval и AssiDoman представляют собой примеры эффективных организаций. Миссии данных компаний свидетельствуют о важности для них ясной и четкой формулировки целей и задач. Так, президент компании AssiDoman свое видение организации выразил в следующих словах: «Это хорошее место для работы».

В целом, как показали результаты исследования, адаптивность и вовлеченность  являются теми факторами, которые в  большей мере влияют на эффективность  деятельности компаний. Согласованность  и миссия играют меньшую роль, что  объясняется непредсказуемой природой российского бизнеса.

Существует другой, российский пример исследования организационной  культуры управления компанией. Одной  из задач исследования такого рода являлся обзор предшествующих результатов  в области организационной культуры в России. Наибольший вклад в ее изучение внесли Боллингер (1994), Наумов (1996), Еленков (1998), использующие измерения  Хофстеда (1980) для национальной культуры (табл. 2.3). Результаты их исследований для России сравниваются с результатами Хофстеда для США.

Таблица 2.3 — Результаты исследований российской национальной культуры

Показатель

Наумов (Россия)

Боллингер (Россия)

Еленков (Россия)

Хофстед (США)

Индивидуализм

41

26

45

91

Избежание неопределенности

68

92

80

46

Мужественность

45

28

62

Дистанция власти

40

76

88

40


Несмотря на то, что результаты неоднозначны, они обнаруживают общую  согласованность и свидетельствуют  о том, что российские сотрудники ориентированы на групповую работу, предпочитают избегать неопределенности, имеют относительно низкий показатель мужественности, объясняемый невысоким  контролем над событиями; высокое  значение дистанции власти отражает глубокий иерархический разрыв, существующий между менеджерами и рабочими.

Рассмотренный подход к анализу  организационной культуры основывается на совокупности опытных методов  оценки и предлагает сознательное воздействие  на культуру в целях улучшения  приспособляемости организации  к изменению среды функционирования, решения задач социального развития коллектива и повышения эффективности хозяйствования.

Как показано в главе 2.3, эффективность  характеризует относительный результат  функционирования различных систем, процессов, явлений. Под эффективностью разными экономистами и учеными  понимаются и результативность, и  интенсивность функционирования системы, и степень достижения цели, и уровень  организованности системы, и уровень  результативности в сопоставлении  с производственными затратами  и др.

Несмотря на определенные успехи в развитии теории, нет четкого  единого представления о категории  эффективности и методах ее определения  на различных уровнях производства и в сферах хозяйствования, особенно в сфере управления производством  и, в частности, корпоративной культуре. Применение на практике ряда количественных показателей по отношению к отдельным  элементам системы управления (неотъемлемой частью которой является организационная  культура) и качественных характеристик  в большинстве случаев связано  со сложнейшей проблемой выявления  взаимозависимых параметров и показателей  обеспечения их корреляции.

Если говорить об эффективности  корпоративной культуры, то сразу  же встает вопрос ее определения. Какая  именно культура может быть названа  эффективной, и существуют ли вообще признаки эффективных культур?

Эти вопросы интересовали крупнейшую американскую консультационную компанию по управлению — МакКинзи энд Ко (McKinsey and Company). Начиная с 1960-х гг. консультанты компании проводили исследование в организациях с высокими показателями производительности. Исследование Питерса и Уотермана сосредоточилось на причинах организационного превосходства. Их начальные результаты выявили ряд компаний, которые, по их мнению, были превосходными. Среди них оказались такие известные компании, как Digital Equipment, Emerson Electric, Hewlett-Packard, IBM, Procter & Gamble, Texas Instruments и др.[94]

После этого они вывели определенное количество черт, которые, на их взгляд, привели компании к  успеху, и определили эти черты  как организационно эффективные. Компаниям, которым хотелось бы стать столь  же эффективными, как эти, предлагалось скопировать лучшие характеристики и встроить их в свою корпоративную  культуру.

На основании этих исследований можно сделать вывод, что культура действительно успешной компании должна иметь ряд особенностей:

-  она должна быть ценна; и все действия фирмы должны добавлять ей ценность в виде высоких продаж, низких затрат и т. п.;

-  культура должна быть редкой, то есть иметь признаки и характеристики, которые не являются общими с культурой большинства других фирм;

-  культура должна быть неподражаемой; компания не может достичь высокого успеха, делая попытки точно копировать культуру другой компании.

Вышеуказанные положения  очень важны. При проведении исследований  и разработке рекомендаций по развитию эффективной корпоративной культуры можно выделить некоторые ключевые аспекты культуры, влияющие на эффективность; отметить ошибки, связанные с отсутствием управления культурой и с просчетами в программе ее развития; указать возможные пути изменения неблагоприятно сложившейся культуры.

Не слишком много встречается  и работ, посвященных эффективной  организационной культуре. В одной  из научных статей[95] дано следующее определение: эффективная организационная культура — организационная культура, которая в значительной степени согласована с общепринятыми в обществе культурно-этическими и моральными постулатами, особенностями бизнеса (сферы деятельности) данной организации, стадией развития организации, сложившейся или желаемой моделью организационного поведения, миссией, видением, стратегическими целями, доминирующим стилем управления, характером власти и влияния, интересами индивидуумов, групп и организации в целом, регламентными и внутрифирменными документами.

По убеждению автора, разделяемому авторским коллективом  настоящей книги, эффективная организация оказывает прямое влияние на показатель деятельности и долгосрочную перспективу фирмы. Такая культура — один из важнейших ключевых факторов успеха организации, трудно копируемое конкурентное преимущество. Она также оказывает воздействие на моральные качества отдельных людей в коллективе, преданность делу, производительность труда, состояние физического здоровья, эмоциональное благополучие всего коллектива. Эффективная организационная культура является «эмоциональным топливом» организации. При этом она осуществляет резонансную настройку всех элементов организации, превращает работу в удовольствие, объединяет коллектив. Она делает организацию управляемой и, следовательно, более маневренной, гибкой. Создает репутацию организации[96].

Эффективность организации  в общем виде может быть представлена показателем, характеризующим отношение  результата, полученного организацией, к затратам в виде производственных ресурсов, вызвавшим этот результат.

Этические нормы ведения  бизнеса, безусловно, повышают эффективность  деятельности сотрудника, так как  дают ему уверенность в плане  выбора того или иного варианта поведения  в конкретной ситуации. Функция легитимности реализуется, с нашей точки зрения, через функцию адаптации, поскольку  то, насколько компания сможет соответствовать  запросам клиентов, и то, насколько  этично и корректно она будет  вести бизнес, и будет определять отношение к ней других организаций, людей и общества в целом. Позитивный облик компании является безусловным  залогом успешности ее деятельности. Таким образом, эффективность компании может быть выражена в следующих  ценностных терминах: адаптация, интеграция, легитимность, достижение целей.

Организация представляет собой  целенаправленную систему, части которой — люди — имеют собственные цели. Качество функционирования — это эффективность организации, которая зависит от характера влияния на них людей — ее элементов — и систем, ее составляющих.

Основной целью  корпоративной культуры является повышение эффективности деятельности всех сотрудников компании и бизнеса компании в целом. Для достижения своих целей компания не только интегрирует усилия всех своих сотрудников, но также старается адаптироваться к внешней среде, в которой функционирует, создавая себе привлекательный имидж среди других организаций и общества в целом.

В ходе достижения цели сотрудник, например, коммерческого отдела постоянно  взаимодействует с сотрудниками других отделов. Эффективность этих коммуникаций определяет эффективность  достижения целей сотрудником коммерческого  отдела, поэтому компании следует  уделять особое внимание вопросу  коммуникации между сотрудниками. Для  этого у каждого из них (за исключением  рабочего персонала) должен быть личный телефон, а также персональный электронный  адрес, у менеджеров компании — мобильные  телефоны, мобильные компьютеры[97].

Функции адаптации и легитимности наиболее ярко прослеживаются как раз  на примере коммерческого отдела, так как его сотрудники находятся  в постоянном (чаще всего прямом) контакте с внешней средой в лице клиентов компании. Функция адаптации  тесно коррелирует с тремя  основными принципами поведения, установленными для сотрудников компании в соответствии с корпоративной культурой: гибкость, напористость, ответственность. Сотрудник  коммерческого отдела должен руководствоваться  этими принципами в работе с клиентами, то есть уметь приспособиться к потребностям клиента (гибкость), одновременно учитывая интересы компании (напористость) и  этические нормы ведения бизнеса (ответственность) (рис. 2.12).

Информация о работе Эффективная корпоративная культура как фактор успеха компании