Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Патология".
Классификация этиологических факторов.I. По происхождению – экзогенные и эндогенныеЭкзогенные: -механические –воздействие явлений и предметов, обладающих большим запасом кинетической энергии, способных в момент соприкосновения с организмом вызвать перелом, растяжение, разможжение и т.д.-физические – воздействие различных видов энергии – электрической (ожоги, электротравма, фибрилляция сердца), ионизирующего излучения (лучевые ожоги, лучевая болезнь), термических факторов (ожоги, отморожения);-химические – воздействие кислот, щелочей, ядов органической и неорганической природы, солей тяжелых металлов, гормонов и т.д.-биологические – вирусы, бактерии, гельминты;-психогенные – точкой приложения этих факторов является кора головного мозга, они выявляют ятрогенные заболевания, развивающиеся вследствие неправильного поведения медицинских работников, в результате чего часто ухудшается течение заболевания. Ятрогенными факторами могут стать: вскольз брошенные неосторожные замечания врача, случайное знакомство с медицинскими документами, несогласованные действия врачей, дающих различные рекомендации и.др. Эндогенные:-конституциональные факторы;-наследственные факторы.II. По интенсивности действия (классификация Павлова И.П.)-чрезвычайные или необычные, экстремальные (воздействие молнии, электрического тока высокого напряжения, падение с высоты, вирулентные микроорганизмы, ионизирующая радиация);
-обычные, но действующие
в необычных количествах и
размерах, выходящие по интенсивности
за пределы диапазона
-индифферентные – факторы,
которые у большинства больных
не вызывают заболевания, но
в некоторых случаях, при
Роль причинного
фактора в возникновении
- причинный фактор необходим; всякое заболевание имеет свою причину, без неё болезнь не может возникнуть ни при каких условиях;
- причинный фактор незаменим, т.е. не может быть заменен совокупностью неблагоприятных условий;
- причина действует на
организм, вызывая то или иное
следствие –заболевание, патологический
процесс, патологическое
- причинный фактор
В зависимости от количественной и качественной характеристики причинного фактора (температура, доза радиации, количество яда и др.), он может играть меньшую или большую роль в исходе заболевания.
Если причина вызывает значительные морфофункциональные сдвиги, подавляет защитные силы организма, то этот причинный фактор обусловливает неблагоприятгый исход заболевания (механическая травма → травматический шок → массивная кровопотеря → гибель организма).
При незначительном действии этиологического фактора мобилизуются защитные силы организма, включаются механизмы компенсации, наступает выздоровление.
Фактор риска – любой фактор, достоверно повышающий вероятность возникновения болезни или ускоряющий его развитие (атеросклероз – дислипидемия, курение, гипертония, ожирение, злоупотребление алкоголем, сахарный диабет и др.)
Фактор антириска – любой фактор, достоверно понижающий вероятность заболевания или замедляющий его развитие.
5. Патогенез – учение о механизмах возникновения, развития и исхода заболевания или патологического процесса, процесс реализации причины в следствие (болезнь).
Патогенез - это саморазвивающийся процесс, включающий в себя две противоположные тенденции: механизмы повреждения (полома) и механизмы защиты, адаптации и компенсации (саногенеза).
Патогенное действие этиологического фактора реализуется благодаря трем механизмам патогенеза: прямого повреждающего, гуморального и нервно-рефлекторного. Патогенное действие этиологического фактора реализуется благодаря трем механизмам патогенеза: прямого повреждающего, гуморального и нервно-рефлекторного.
Пусковым механизмом, началом патогенеза, любой болезни является первичное повреждение, нанесенное этиологическим фактором. Поврежедние может возникнуть на разных уровнях: макроскопическом, хорошо различимым невооруженным глазом (раны, увечья, ссадины) или на молекулярном уровне (наследственные болезни).
Поврежедение клеток функционального
элемента и его микрососудов и
нервов сопровождается включением в
механизм патогенеза множества физиологически-
6. Реактивность - способность организма определенным образом реагировать на действие патогенных факторов внешней среды или каких-то физиологических раздражителей. Первоначальные представления о реактивности возникли еще у врачей древних исторических эпох, которые отмечали, что разные люди болеют неодинаково. Само понятие "реактивность" возникло в начале ХХ в., когда патологи стали выделять различные формы реагирования организма. Изучение реактивности и ее механизмов имеет важное значение для понимания патогенеза заболеваний и целенаправленного их лечения, так как любой патологический процесс меняет реактивность организма, и в то же время изменение реактивности, превышение физиологические границы может стать основой развития заболевания. Выделяют несколько видов реактивности.Видовая реактивность. Формируется в процессе эволюции вида, определяется особенностями генома в пределах данного вида, направлена на сохранение вида в целом. Видовая реактивность определяет видовой иммунитет и инфекционным заболеваниям (например, невосприимчивость человека к чуме рогатого скота).На основе видовой реактивности формируется групповая и индивидуальная. Индивидуальная реактивность зависит от тех условий внешней среды, в которых организм развивается, - характера питания, климатического пояса и т. д.Половая реактивность.В женском организме реактивность меняется в связи с менструальным циклом, беременностью. Женский организм более устойчив к кровопотере, голоданию, гипоксии.Возрастная реактивность.Из-за неполного развития нервной, эндокринной и иммунной систем реакций детский возраст характеризуется низкой реактивностью. Самая высокая реактивность наблюдается в зрелом возрасте, постепенно снижаясь к старости. Из-за ослабления иммунных реакций и снижения барьерных функций старики очень восприимчивы к инфекции.Иммунологическая реактивность тесно связана с возрастной реактивностью.Грудной ребенок устойчив к инфекциям, так как он рождается с высоким титром АТ Yg G. Через 1,5 месяца материнский Yg G разрушается, а свой еще недостаточно синтезируется. В этот период ребенок беззащитен перед инфекцией. К 2-5 годам титр АТ Yg G приближается к титру взрослого человека.Реактивность может быть физиологической и патологической. Физиологическая реактивность охватывает реакции здорового организма в благоприятных условиях существования при действии различных факторов внешней среды в пределах, не нарушающих гомеостаза.Патологическая реактивность проявляется при воздействии на организм болезнетворных факторов и характеризуется необычной формой реагирования на раздражитель, ограничивая приспособительные возможности организма (аллергия, иммунодефицитные состояния, травматический шок и т. д.).По формам проявления различают повышенную (гиперергия), пониженную (гипоергия) и извращенную (дизергия) реактивность.Реактивность тесно связана с резистентностью. Вместе они отражают основные свойства живого организма.Резистентость - способность организма противостоять действию инфекционных и неинфекционных патогенных факторов или устойчивость организма к действию патогенных факторов. Устойчивость определяется специфическими иммунологическими механизмами защиты (по отношению к действию одного какого-либо агента) и неспецифическими механизмами защиты (резистентность неспецифическая бывает ко многим факторам). Неспецифические механизмы защиты: внешний и внутренний барьеры (особенности строения кожи, слизистой оболочки, костной ткани, гематологические барьеры: ГЭБ, ГОБ, гематотестикулярный, гематотиреоидный барьеры); неспецифические гуморальные (лизоцим, В-лизины, интерферон); гормональные (адреналин, норадреналин, глюкокортикоиды, АКТГ);в зоне любого типового патологического процесса всегда формируются неспецифические защитные приспособительные реакции, свойственные только данному патологическому процессу.Физическое развитие детей и подростков связано с совершенствованием их психики, поэтому часто нарушения физического здоровья сказываются на способности ребенка к обучению (М. В. Антропова, 1968; Ю. К. Бабанский, 1972; С. М. Громбах, Г. П. Сальникова, 1972). Больные дети часто бывают и неуспевающими . Педагог, ежедневно наблюдающий своих учеников, может и должен оказывать помощь школьному врачу в своевременном обнаружении какого-либо заболевания и его излечения. Для этого ему не обязательно знать все тонкости медицины, достаточно владеть рассмотренными выше простыми методами оценки физического развития и здоровья учащихся и быть всегда внимательным к своим питомцам. Однако начало заболевания редко проявляется сразу внешне в изменении показателей физического развития, чаще всего это можно заметить по изменению реактивности и резистентности детского организма.Диатез (diathesis; греч. склонность к чему-либо, предрасположение) - аномалия конституции, характеризующаяся предрасположенностью к некоторым болезням или неадекватным реакциям на обычные раздражители.
7. Приспособление – это широкое
биологическое понятие, охватывающее
филогенез, онтогенез, эволюцию, наследственность
и все формы регулиции функций.Компенсация
– отражает слаженность в работе функциональных
систем тела от уровня клетки и до уровня
целостного организма. Компенсация может
быть законченной и временной, может быть
функционально совершенной и несовершенной
(субкомпенсация), в последнем случае может
перейти в декомпенсацию.Компенсаторно-пр
Компенсация направлена для
коррекции нарушенной функции при
болезни. |
Морфологически компенсация проявляется преимущественно гипертрофией. При этом органы увеличиваются в размере, но сохраняют свою конфигурацию. Полость органа или расширяется {эксцентрическая гипертрофия), или уменьшается {концентрическая гипертрофия).Гипертрофия — увеличение размеров органа или ткани за счет увеличения размера каждой клетки.По патогенезу выделяют следующие формы гипертрофии: рабочая, или компенсаторная (причиной ее является усиленная нагрузка, предъявляемая к органу или ткани); викарная, или заместительная (развивается в парных органах или при удалении части органа); гормональная, или нейрогуморальная (примером физиологической гормональной гипертрофии может служить гипертрофия матки при беременности. В условиях патологии гормональная гипертрофия возникает в результате нарушений функции эндокринных желез).Выделяют также патологическую гипертрофию, которая возникает при отсутствии соответствующего стимула, — увеличенной функциональной потребности. Миокардиальная гипертрофия, происходящая без видимой причины (при отсутствии гипертензии, пороков клапанов и врожденных болезней сердца), рассматривается как пример патологической гипертрофии и носит названиегипертрофической кардиомиопатии.Атрофия (а-исключение, trophe-питание) – уменьшение объема клеток, тканей, органов со снижением или прекращением их функции. Уменьшение объема тканей и органов происходит при атрофии за счет паренхиматозных элементов. Атрофию необходимо отличать от гипоплазии – врожденного недоразвития органов и тканей. Патологическая атрофия возникает при нарушениях кровообращения, нервной регуляции, интоксикациях, действии биологических, физических и химических факторов, при недостаточности питания.Атрофию принято делить на физиологическую и патологическую, мест-ную и общую.Физиологическая атрофия происходит на протяжении всей жизни человека. Так, с возрастом атрофируются: вилочковая железа, половые железы, кости, межпозвоночные хрящи.Этиология.Атрофия возникает как вследствие наследственных причин, так и в результате длительного бездеятельного состояния организма, недостаточности питания, действия повреждающих факторов.Местная атрофия. Различают следующие виды местной патологической атрофии в зависимости от причины и механизма развития: атрофия от бездействия (дисфункциональная атрофия), развивается в результате снижения функции органа; атрофия, вызванная недостаточностью кровоснабжения, развивается вследствие сужения артерий, питающих данный орган;атрофия от давления (длительное сдавливание ткани вызывает атрофию);атрофия при денервации (нейротическая атрофия). Состояние скелетной мускулатуры зависит от функционирования иннервирующего нерва, что необходимо для сохранения нормальной функции и структуры;атрофия в результате недостатка трофических гормонов. Эндометрий, молочная железа и большое количество эндокринных желез зависят от трофических гормонов, необходимых для нормального клеточного роста. Уменьшение количества этих гормонов ведет к атрофии;атрофия под воздействием физических и химических факторов.Общая атрофия, или истощение (кахексия), имеет следующие причины:атрофия из-за недостатка питательных веществ;раковая кахексия (при любой локализации злокачественной опухоли);эндокринная (гипофизарная) кахексия;церебральная кахексия (поражение гипоталамуса);истощение при хронических инфекционных заболеваниях.
8. В последние годы в связи со
значительными успехами, достигнутыми
при изучении природы большого числа наследственных
заболеваний, возникли все предпосылки
для создания генетической классификации,
основанной на различиях в этиологии.
Однако и в этом случае при создании единой
классификационной структуры наследственных
заболеваний возникают трудности. Они
связаны с наличием генетической гетерогенности,
в результате которой может не наблюдаться
прямой корреляции между генотипом и фенотипом.
Хорошо известно, что идентичное по клиническим
проявлениям заболевание может быть обусловлено
мутациями в разных генах (локусная гетерогенность),
в то же время, различные мутации в одном
и том же гене в ряде случаев, могут детерминировать
совершенно разные болезни (аллельная
гетерогенность). В настоящее время в качестве
рабочей классификации наследственных
болезней человека, наиболее часто используется
их деление на четыре основные группы:
1) болезни, обусловленные мутацией в одном
гене, наследование которых подчиняется
менделевским закономерностям (так называемые,
моногенные мендеяирующие заболевания);
2) хромосомные синдромы, являющиеся следствием
структурных или количественных перестроек
хромосом; 3) мультифакториальные заболевания,
для возникновения которых необходимо
сочетанное действие генетических и средовых
факторов, в том числе и болезни соматических
клеток, к которым относятся ряд опухолей
и заболевания, возникающие всвязи с процессами
старения организма; 4) моногенные заболевания
с нетрадиционным, отличающимся от менделевского,
типом наследования — эта группа выделена
в последнее десятилетие. Мутации – это
внезапные, скачкообразные, стойкие изменения
в наследственном аппарате клетки, не
связанные с обычной рекомбинацией генетического
материала. По способу возникновения.
Различают спонтанные и индуцированные
мутации.Спонтанные мутации, возникающие
при нормальных условиях жизни. Происходят
в природе крайне редко с частотой 1-100
на миллион экземпляров данного гена.
В настоящее время, очевидно, что спонтанный
мутационный процесс зависит как от внутренних,
так и от внешних факторов, которые называют
мутационным давлением среды.Метод определения
спонтанных мутаций основан на том, что
у детей появляется доминантный признак,
хотя у его родителей он отсутствует. Проведенные
в Дании исследования показали, что примерно
одна из 24000 гамет несет в себе доминантную
мутацию.Индуцированные мутации возникают
при воздействии на человека мутагенов
– факторов, вызывающих мутации. По отношению к зачатковому
пути. Существуют соматические и генеративные мутации. Генеративные
мутации возникают в репродуктивных тканях
и поэтому не всегда выявляются. Для того,
чтобы выявилась генеративная мутация,
необходимо, чтобы мутантная гамета участвовала
в оплодотворении. Последствия соматической
мутации связаны только с судьбой данного
организма, с его гибелью исчезают последствия
мутации. По адаптивному значению.
-положительные-отрицательные (смертельные
и не смертельные) -нейтральные мутации
Эта классификация связана с оценкой жизнеспособности
образовавшегося мутанта.По локализации в
клетке. -ядерные-