Анализ эффективности деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ эффективности деятельности, выявление различных проблем и вопросов, связанных с деятельностью предприятия, а также разработка целевой комплексной программы по повышению эффективности деятельности предприятия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить концепции эффективного управления;
2.Ознакомиться с системой основных показателей эффективности деятельности;
3.провести анализ эффективности деятельности торгового предприятия ООО «Альтаир», выявить слабые места, недостатки в управлении, не позволяющие предприятию улучшить свои показатели.
4.Разработать целевую комплексную программу по повышению эффективности деятельности

Содержание

Введение 3
1. Концепции эффективного управления 6
1.1. Торговое предприятие как объект управления 6
1.2. Эффективность деятельности, основные подходы 7
1.3. Система основных показателей эффективности деятельности 18
Вывод
2. Диагностика эффективности деятельности ООО «Альтаир» 24
2.1. Организационно-правовые аспекты функционирования ООО «Альтаир» 24
2.2. Оценка экономического состояния торгового предприятия 29
2.3. Анализ и оценка показателей эффективности деятельности ООО «Альтаир» 33
Вывод
3. Разработка программы по повышению эффективности деятельности ООО «Альтаир» 42
3.1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия при помощи SWOT-анализа 42
3.2. Целевая комплексная программа по повышению эффективности деятельности 42
3.3. Оценка рисков, связанная с реализацией данной программы 51
Вывод
Заключение 62
Список литературы 65

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ эффективности.doc

— 766.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение табл. 3.16

А Б В
Сбыт  и сервисное обслуживание
  • рост оборота розничной торговли;
  • увеличение производительности труда, в т. ч. производительности торгово-оперативного персонала;
  • поддержание хорошей репутации у покупателей;
  • рост прибыли от продаж.
Анализируя  торговую деятельность предприятия ООО «Альтаир» можно отметить в отчетном году увеличение оборота розничной торговли на 987,9 тыс. руб., которое произошло в результате увеличения физического объема продаж (на 460,9тыс. руб.), за счет роста цен 527 тыс. руб.

Уровень обслуживания на предприятии постоянно наращивается, в связи с чем происходит увеличение производительности труда, улучшение использования основных фондов, роста нагрузки на 1 кв.м. торговой площади.

В целом сбытовую деятельность предприятия можно охарактеризовать как эффективную, о чем свидетельствует увеличение прибыли от продаж и чистой прибыли в отчетном году на 104 тыс. руб. и 128 тыс. руб. соответственно.

 

     Для того, чтобы определить стратегию поведения ООО «Альтаир» и претворить эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней ООО «Альтаир». Для этого проанализируем СТЭП-факторы, которые оказывают влияние на организацию в таблице 3.17.

Таблица 3.17

Анализ  макроокружения ООО  «Альтаир»

Макроокружение
  1. Экономические факторы:
- Большую роль  в жизни любой организации,  в том числе и ООО  «Альтаир», играет уровень дохода населения. На сегодняшний день экономическую ситуацию в нашей стране можно охарактеризовать как не стабильную, на фоне мирового кризиса, падающих цен на нефть. Доходы основной массы населения г. Минусинска остаются не высокими, но по сравнению с прошлыми годами наблюдается тенденция к их снижению, что само по себе отрицательно отражается на деятельности данного предприятия

- Среди  экономических факторов можно  отметить инфляцию, курс доллара  и евро (ООО «Альтаир» работает как с отечественной, так и импортной продукцией), фискальную политику государства. Высокий темп инфляции и увеличение стоимости свободно конвертируемой валюты приведут к повышению цен и как следствие к паданию спроса. Последнее повлияет на доход предприятия и остальные показатели эффективной деятельности предприятия.

- Снижение  ставок коммерческих банков дает  ООО «Альтаир» возможность увеличить заемные средства, а соответственно  расширить ассортимент, увеличить масштабы деятельности и получить большую прибыль.

- Введение  дополнительных налогов или повышение  ставок старых, отрицательно повлияло на рентабельность предприятия. Так увеличение в 2008 г. базовой доходности с 1 кв. м. сумма налога на ООО «Альтаир» возросла на 44,9%, снизив чистую прибыль на 22 тыс. руб.

Высокий уровень безработицы в стране позволяет ООО «Альтаир» проводить отбор нужных для организации людей и сокращает расходы, связанные с издержками по начислению заработной платы, но в то же время, вследствие безработицы, снижаются доходы населения, что приводит  к уменьшению покупательской способности, а это отрицательно сказывается на деятельности предприятия и приводит к сокращению его доходности.

  1. Социальные  факторы:
Демографическая ситуация на потребительском рынке  г. Минусинска стабильная, повышение роста рождаемости, благоприятно влияет на деятельность предприятия, растет покупательская потребность в товарах предприятия. Значительную часть население г. Минусинска составляют приезжие на постоянное место жительства Норильчане, котрые имеют денежные сбережения и готовы купить высококачественные товары. В летние месяцы в г. Минусинск, приезжает много отдыхающих из Северных районнов, с высокой платежеспособностью.

Рынок квалифицированной рабочей силы позволяет легко выбирать людей, отвечающих запросам организации;

Немаловажным  моментом является отношение людей к своей работе, а также качество жизни. В результате того, что российский работник по природе своей ищет различные лазейки, чтобы заработать больше, даже нечестным путем, возникают некоторые трудности. В данном случае трудности возникают с работниками торговли, что может существенно отразится на финансовом состоянии предприятия.

  1. Технологи-ческие факторы:
О потрясающей  технологической оснащенности ООО  «Альтаир» говорить пока не приходится. Но руководство предприятия планирует перейти на суммирующие кассовые аппараты, в связи с этим продавцы освободятся от подсчетов стоимости покупок и в связи с чем предупреждаются ошибки. А также приобретение в будущем году дополнительно двух электронных весов, указывающих цену и стоимость товара вместе с его весом, что позволит повысить производительность труда.

Регулярное  профилактическое обслуживание торгового  оборудования квалифицированными специалистами  позволяет работать с минимальным количеством непрогнозируемых остановок.

Технологические изменения связанные с НТП, разработка видов продукции, имеющих рад новых свойств и улучшенных характеристик, так же положительно влияют на деятельность предприятия, увеличивая оборот торговли;.

  1. Прочие факторы:
   Анализ  политического макроокружения заключается  в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области предпринимательской деятельности, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм.

   Так как большую часть товаров  ООО «Альтаир», составляют товары импортного производства, протекционистская государственная политика, направленная на защиту отечественных производителей (тарифные и нетарифные ограничения) отрицательно влияет на деятельность предприятия, повышая цены.

   Анализ  правового макроокружения предполагает изучение     законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает предприятию возможность определить для себя допустимые границы действий.

   Так ограничение продажи некоторых  видов товаров приводит к серьезным издержкам и недополучению прибыли, как и  законодательные ограничения на продажу отдельных видов товаров и проведение рекламы.

   Регулирование деятельности предприятия (регулирование деятельности предприятия осуществляется органами исполнительной государственной власти и законами различных уровней власти РФ).

     Изучение  микроокружения направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Это такие составляющие как покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы (табл. 3.18).

Таблица 3.18

Анализ  непосредственного окружения ООО  «Альтаир»

Непосредственное  окружение
  1. Поставщики
  ООО «Альтаир»  при выборе поставщика рассматривалась  деятельность и их потенциал (возможность доставки, наличие скидки,

возможность отсрочки платежа) в результате были построены отношения с  такими организации как ООО «Рыбзавод Минусинский-Морис», ООО «Енисей», Агропромышленная компания МаВР, ОАО «Молоко», ИП Казанцевым Э. В., ИП Кудрявцевым С. А., ИП Шакалеевой Л. Ю.и др. Высокие издержки перехода на другого поставщика, «привязывают» предприятие,

 
  1. Конкуренты
  Большое количество конкурентов на рынке, реализующих  товары-аналоги Влияние конкурентного давления на ООО «Альтаир» в данный момент существенно. В 2009 году ООО «Альтаир» планирует открытие нового отдела в одном из строящегося магазина в центре города и именно здесь ООО «Альтаир» будет функционировать «бок о бок» с конкурентами. Ведь во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, что можно продать и какую цену можно запросить. Здесь необходимо понимать, что потребители- не единственный объект соперничества организаций. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными. Опыт последних десятилетий показывает, что одним из важнейших преимуществ, позволяющих предприятиям занять лидирующие позиции на рынке, является максимально полное использование человеческих ресурсов организации.
  1. Потребители
  Потенциальными  покупателями ООО «Альтаир» являются как постоянно проживающее население города Минусинска, так и приезжие, причем различных возрастных категорий. В вечернее время основная масса посетителей в возрасте от 18 до 30 лет. ООО «Альтаир» работает пять лет и занимает уверенную позицию на рынке торговли города. За это время предприятие приобрело постоянных покупателей в лице жителей района и служащих близлежащих организаций                Предприятие ориентировано на посетителей со средними доходами. Покупатели отличаются избалованностью, высокой требовательность к качеству предоставляемых товаров и услуг
  1. Влияние административных органов и изменение политики правительства
  Правовая  незащищенность, дополнительные расходы, связанные с разрешением спорных вопросов, в том числе в судебном порядке

     Изучение  внутренней среды позволило уяснить, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

     Применяя  метод SWOT, удастся установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи ООО «Альтаир», и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установления цепочек связей между ними, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования стратегии организации.

     На  первоначальном этапе был проведен опрос экспертной группы, состоящей как непосредственно из работников самой организации, так и сторонних наблюдателей. Для этого были привлечены десять экспертов, которые выбрали наиболее выраженные элементы сторон (приложение 9, 10, 11, 12), используя бальный метод, т.е. была установлена балльная шкала, от 1 до 5, в пределах которой оценивались компоненты SWOT матрицы, а также определен удельный вес.

     Так, по мнению экспертов наиболее сильными сторонами организации  (приложение 9) являются рост прибыли и рентабельности, выгодное месторасположения, а отсюда и наличие конкурентных преимуществ, что само по себе способствует появлению разного рода возможностей. Самой значимой среди сильных сторон оказалось наличие некоторых конкурентных преимуществ.

     Из  таблицы по слабым сторонам предприятия (приложение 10) видно, что самый главный недостаток, это низкий уровень мероприятий по исследованию рынка и устаревающее оборудование. Также слабыми сторонами ООО  «Альтаир» является отсутствие четких целей планирования. В дальнейшем эти слабые стороны помогут выработать стратегию для улучшения развития в целом. По мнению экспертов, самой главной возможностью (приложение 10) является заключение договоров с наиболее выгодными поставщиками, а также расширение ассортимента.

     После того, как «эксперты» ООО «Альтаир» выявили сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы необходимо установить цепочки связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формирования стратегии организации.

     Для установления этих связей составим матрицу  SWOT (рис. 3.6)

     С помощью данной матрицы предоставляется  возможным выявить и ранжировать  проблемы, стоящие перед организацией.

     После составления матрицы SWOT следующим этапом является определение оптимальной стратегии, используя рейтинговую оценку, а именно матрицу оценки стратегии табл. 3.19 (Приложение 13)

     В данной таблице дробью показано:

  • числитель: оценка достижимости цели при данной стратегии в баллах от 1 до 5;
  • знаменатель: оценка вероятности реализации стратегии при данной цели (от 0 до 1).
  Возможности
  • Заключение договоров с наиболее выгодными поставщиками
  • Расширение ассортимента
  • Увеличение реализации (УР)
Угрозы
  • Увеличение стоимости поставляемых товаров
  • Снижение покупательской способности

Возможность появления новых конкурентов

Сильные стороны
  • Рост прибыльности и рентабельности
  • Выгодное место расположение
  • Наличие конкурентных преимуществ
  • Стратегия усиления позиции на рынке
  • Стратегия развития рынка
  • Стратегия горизонтальной диверсификации
  • Стратегия сокращения расходов
  • Стратегия усиления позиций на рынке
Стратегия горизонтальной диверсификации
Слабые  стороны
  • Низкий уровень мероприятий по исследованию рынка
  • Устаревающее оборудование

Высокие цены

  • Стратегия усиления позиций на рынке
  • Стратегия сокращения расходов
  • Стратегия развития рынка
  • Стратегия развития рынка
  • Стратегия сокращения расходов
  • Стратегия сокращения

      Рис. 3.6. Матрица SWOT для ООО «Альтаир»

     В результате проведенного SWOT анализа была выявлена альтернативная стратегия, позволяющая минимизировать воздействие слабых сторон и опирающаяся на сильные стороны предприятия, за счет которой предприятие может реально достигнуть своей цели.

     Данная  стратегия заключается в усиление позиции на рынке за счет расширения ассортимента товара и поддержания устойчивых отношений с  наиболее выгодными поставщиками. Она является стратегией концентрированного роста. Главной целью для предприятия при достижении данной стратегии является — повышение оборота розничной торговли и физического объема продаж. Для выполнения поставленной цели торговому предприятию ООО «Альтаир» необходимо решить ряд специфических задач непосредственно относящихся к воплощению в жизнь данной оптимальной стратегии. Наглядное изображение выполнения стратегии концентрированного роста и задач ООО «Альтаир» представлено программно-целевым подходом к разработке пути развития ООО «Альтаир» рис. 3.7. (Приложение 14).

     Для достижения выявленной стратегии концентрированного роста предприятию ООО «Альтаир» был определен оптимальный срок реализации данного изменения (завоевание большей доли рынка города за счет расширения ассортимента), который составляет 1 год (12 месяцев). План-график реализации проекта представлен в табл. 3.20. Приложение 15.

     Таким образом, правильное и точное выполнение всех мероприятий в установленные сроки позволит предприятию осуществить реализацию поставленных задач, достичь главной цели организации и осуществить стратегию завоевания большей доли рынка города за счет расширения ассортимента продукции, что в свою очередь приведет к быстрому и значительному росту  объема оборота розничной торговли. 
 

3.2. Целевая комплексная программа по повышению эффективности деятельности 

     В современных условиях рынка устойчивая деятельность предприятия зависит от внутренних возможностей данного предприятия, от того, как эффективно используются имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

     Проведя анализ показателей деятельности ООО  «Альтаир» были выявлены сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы.

     Сильные стороны: рост прибыли и рентабельности, выгодное место расположение, а отсюда и наличие некоторых конкурентных преимуществ.

Информация о работе Анализ эффективности деятельности торгового предприятия